Влияние физкультуры на качество жизни детей с ограниченными возможностями здоровья

«Если для здоровых детей спорт – это обычная потребность, то для детей с
инвалидностью, физические упражнения жизненно необходимы, так как — это ключ
к физической, социальной и психической адаптации» — в рамках Недели
укрепления здоровья и физической активности среди людей с инвалидностью, мы
беседуем с врачом-неврологом высшей категории, главным внештатным детским
специалистом по медицинской реабилитации комитета здравоохранения
Волгоградской области, заведующей нейрореабилитационным отделением
Волгоградской областной детской клинической больницы Эрикой МОРОЗОВОЙ.
— Формы организации занятий физическими упражнениями чрезвычайно
разнообразны, они могут быть систематическими (ЛФК, утренняя гимнастика),
эпизодическими (загородная прогулка, катание на санках), индивидуальными (в
условиях стационара или дома), массовыми (фестивали, праздники),
соревновательными (от групповых до международных), игровыми (в семье,
оздоровительном лагере).
Одни формы занятий организуются и проводятся специалистами адаптивной
физической культуры, другие – общественными и государственными
организациями, третьи – родителями детей с инвалидностью, волонтерами,
студентами, четвертые – самостоятельно. И всегда родители – это наши самые
большие помощники, которые на каждом этапе рядом с ребенком и продолжают
физические занятия и дома после этапного лечения.
Цель всех форм организации – расширение двигательной активности детей,
приобщение их к доступной спортивной деятельности, интересному досугу,
развитие собственной активности и творчества, формирование здорового образа
жизни, физкультурное и спортивное воспитание.
У детей, имеющих инвалидность, физические возможности напрямую зависят от
вида их заболевания и для них недоступны обычные спортивные игры.
Например, дети, страдающие церебральным параличом, не только ограничены в
движении и речи, важной особенностью этого заболевания является аномальное
распределение мышечного тонуса организма, что в итоге приводит к нарушению
координации движений. Поэтому педагоги, массажисты, врачи ЛФК составляют
для каждого ребенка собственную программу занятия спортом, учитывая его
возможности, психологические особенности, интересы, потребность в познании.
Важный аспект — раннее начало двигательной активности. Научные исследования,
отечественный и зарубежный опыт показывают, что чем раньше начата
медикопсихолого-педагогическая реабилитация, тем она более эффективна.
Развивающийся, формирующийся организм более пластичен и чувствителен к
воздействию физических упражнений, коррекции и компенсации двигательных и
психических нарушений. Раннее начало занятий физическими упражнениями
позволяет укрепить сохранные двигательные функции, предупредить появление
вторичных нарушений, приобрести двигательный опыт для самостоятельных
занятий.
Ограничение или отсутствие двигательной активности приводит к гиподинамии со
всеми ее отрицательными последствиями для организма ребенка: снижению
естественной потребности в движении, низкому уровню затрат на мышечную
деятельность, функциональному расстройству всех систем организма,
атрофическим изменениям опорно-двигательного аппарата, деформации
позвоночника и стопы, снижению жизненно важных физических качеств.
Простые и доступные занятия плаванием, закаливанием, ходьба босиком по
различным поверхностям из песка, гальки, травы и так далее, подвижные
спортивные игры, все это позволяет детям – инвалидам испытать радость и
полноту жизни от владения своим телом, способностью бороться с преградами и
трудностями, возникающими на пути, а еще повышает иммунитет, устойчивость
организма к неблагоприятным факторам внешней среды.
Особая ценность физических упражнений в том, что они способствуют развитию
личности ребенка, имеющего инвалидность. Ведь в процессе спортивных
занятий, дети делятся друг с другом своими чувствами, переживаниями, учатся
понимать друг друга, взаимодействовать, дружить, работать в команде, ощущать
вкус победы или поражения.
Физическая активность дает таким ребятам возможность «выбраться из запертой
клетки», почувствовать себя частичкой большого общества, вызывает желание
бороться за собственную жизнь, стремиться жить как все здоровые люди.