«Здесь должны были разместить музей мелиорации, — почти спокойно уже говорит о том периоде Владислав Владимирович Сологуб, настоятель Прихода Михаило-Архангельской Церкви, что в Ерзовке, прохаживаясь под сводом Храма, где каждый шаг отдаёт акустическим эхом. Чтобы ещё раз услышать этот мягко отдающий эхом звук, тут же постукиваю опять.
«Вот это да!», — всё, что могу я промолвить. Как описать глубину, великолепие этого звука? Только слышать его. К чему слова.
Владислав Владимирович СОЛОГУБ не просто отец-настоятель, официально должность звучит его так: протоиерей, благочинный Городищенского округа Волгоградской области. То есть, на руководящей должности.
Эта одна из причин нашей встречи в преддверии большого праздника Пасхи. Но даже если бы не этот статус благочинного и не праздник накануне — быть нашему настоятелю на страницах нашей районной газеты. Да и не только.
Поясню. Человек он — особенный, хотя возражать будет всячески каждому эпитету в свой адрес. Назвать его попом (что уж скрывать, за глаза так и величают в народе тех, кто облачён в тёмные одежды — рясы) тем более, никак. Почему-то в других представителях церкви сразу видишь бороду, крест да длинное одеяние.
Владимир Сологуб совсем иной при тех же атрибутах. Его суть, состояние — вот, что на первом плане. И суть его — созидающая.
Именно такое ощущение остаётся после общения с ним при всех его, казалось бы, неординарных высказываниях, всегда своём мнении обо всём и постоянном цитировании великих мира сего. «Церковь — константа, которая должна быть немножко не от мира сего». «Церковь должна быть оппозиционна к любой власти». «Встреча с Богом происходит у всех по-разному. Это интимная вещь. Если я смогу рассказать, как пришёл к Богу — это будет расчёт. Жизнь вопреки — это и есть христианство». «Церковь не должна воспитывать. Христос не был учителем нравственности и патриотизма. Воспитывать — от слова «питать». «Человек — потребитель церковной благодати». «Вера — значит, отдать». «Раздай до нитки». «Христианин должен делать сверх меры, не в свободное время — «Я отдаю себя каждый день». «Как я к Богу отношусь, так и он ко мне». «Чудо — это когда человек выполняет волю Бога, а не наоборот». «Христианство направлено внутрь человека». «Христианство — не одна из мировых религий, где Бог приходит к человеку. Это религия наоборот». «Через себя перешагнуть. Отречься от себя». «Делай то, что именно не сможешь делать». «Семья важна. Нужны государственные программы по поддержанию, возрождению семейных ценностей».
«Я могу понять инвалида, — отвечает на мой вопрос об исповеди отец Владислав. — Сам инвалид». И продолжает весьма смело для человека религиозного: «Понять человека, который похоронил ребёнка — не могу. Помолчать с ним. Рядом с ним посидеть, и уже хорошо». Поясняю, у Владислава Владимировича четверо детей: младший ещё подросток, а вот старший — военный, и не просто, а спецназовец, две внучки.
«Я не имею права говорить человеку, как ему жить. Помните, как у Шекспира? — и отец Владислав на ходу цитирует великого английского драматурга: «Я должен сам разобраться со своей темнотой».
О том, что у отца Владислава есть недуг с детства (немножко прихрамывает) — я никогда не замечала, а была свидетелем всех встреч главы района и настоятелей приходов по поводу и первого знакомства, и организации православного фестиваля, и рождественской ёлки. Деталь, а говорит сама за себя. Пояснения излишни.
Написать-воспроизвести всё то, о чём говорили в день встречи, вернее, говорил Владислав Владимирович, задача не из простых. Включать диктофон — смысла в этом было мало. Тем более, я не любитель этого записывающего чуда, все материалы пишу по старинке: ручка, листок и голова.
Вот и в этот раз та же история.
Историю храма описывать не будем. В нашем районном историко-краеведческом музее по инициативе главы района при непосредственном содействии и участии самих отцов-настоятелей в течение года организовано проведение выставок об истории становления приходов на территории каждого поселения.
Повествование о том, как шло становление Ерзовского храма, появится, предварительно, в мае. Приходите и всё увидите сами.
А ещё лучше, приезжайте в сам храм! Владислав Владимирович проведёт экскурсию — с его слов, всегда готов и рад. Человек он образованный, начитанный. Есть только одно но — пожалуйста, заплатите за экскурсию. Если вы прибыли в качестве паломников, то орудия труда — лопаты — вам выдадут. Таков порядок. И не стоит беспокоиться, на что пойдут ваши средства. Подворье Храма — это всё же большая территория, которую надо по-хозяйски содержать. На территории, тут же, здание Воскресной школы, где внутри, на подоконниках и столах, выставлены поделки детишек.
А порядок здесь, действительно, во всём. Чисто, уединенно, ухожен каждый уголок…
«Я вам про любую берёзу расскажу, — говорит отец Владислав и подходит к одной из них, растущих на территории Храма. В этот момент на берёзовой ветке сидела и красиво напевала птичка с яркой грудкой. — Это веснянки».
Во время нашей беседы зашёл поздороваться Евгений Борисович Ветошников. Он занимается изготовлением рельефных композиций и, как оказалось, ещё ведёт занятия в Воскресной школе. Его супруга Юлия Михайловна пишет иконы. «Душевед и детолюб», — так тепло отзывается о Евгении Борисовиче отец Владислав. Они — семья художников, живут в Волгограде. Здесь в Ерзовке у них есть домик. С 2001 года занимаются росписью и оформлением Храма.
Около этих икон желание одно — молча стоять и рассматривать их.
Вообще, всё подворье Храма мне напомнило многочисленные столь же ухоженные подворья храмов «Золотого кольца» России. Не ожидала, что подобное есть и на территории нашей области. И где — у нас, в Городищенском районе! И заслуга в этом Владислава Владимировича Сологуба и, конечно же, прихожан Храма.
«Всё на средства прихожан и помощь частным образом восстановлено», — делится отец Владислав о том сложном периоде 90-х, показывая на фотографию, в каком состоянии был Храм. Без куполов, без всего того, что его сейчас окружает: деревья, цветы, мощёные дорожки, освещение, декоративные камни у ворот. Единственная официально разрешённая купель в районе находится также на территории Храма.
«Приму участие», — отвечает Владислав Владимирович на вопрос о дальнейшем взаимодействии. «В школу не приглашают. Пригласят, не к детям приду — к учителям!» И цель всех районных мероприятий, как ранее поправил отец Владислав — «питать», а не воспитывать.
«Христос Воскрес! — так ответил отец Владислав на просьбу сказать что-либо накануне праздничного пасхального воскресенья. — Воскрешение — это таинство. В этот день не говорится проповедей. Для христиан этого достаточно».
По поводу «не приглашают в школу» обратились в районный отдел образования. Как нам пояснили, в каждой школе, в четвёртых классах, проходит наравне с другими предметами базисного учебного плана урок по «Основам религиозных культур и светской этики». Ведут этот предмет учителя, прошедшие специальную переподготовку. Обращаются к священнослужителям, если есть на то необходимость. Пока вот только так.
Десятилетия атеизма не прошли бесследно. Одним махом не вернуть утерянное. Взаимодействовать и понимать учимся вместе. Необходимо время, те же годы. Мы начали с упоминания о музее мелиорации, а это были не такие уж далёкие 80-90-ые годы, пусть и 20 уже века.
Шаги первые предприняты. И пусть это только «наши эмоции», отец Владислав, как Вы говорили о прошедшем по осени православном фестивале-празднике. Оно понятно. Безграмотность наша общая, в большинстве своём, при тех же оконченных университетах.
Всё же я надеюсь, что в тот праздничный осенний день и после него и в дальнейшем «свекровь помирилась со снохой», бабушка или даже родители подвели своего ребёнка к иконе и рассказали о ней.