Очень быстро пролетит лето, и начнётся новый учебный год. Особенно сложно входить в школьный график будет первоклашкам. По мнению учителей и психологов, первые месяцы у выпускников детских садов уйдут на адаптацию к новым условиям, речь идёт именно о психологической перестройке жизни малышей. В первом классе дети чаще всего страдают от смены режима. В детском саду к ним относились более снисходительно, а в школе предъявляют определённые требования, и не каждый готов их принять. Хотим поделиться с вами, как психологически подготовить ребёнка к новому этапу его жизни. Психологическая готовность представляет собой сочетание интеллектуального и личностного развития ребёнка. Многие родители считают, что для успешности ребёнка в школе достаточно организовать только интеллектуальную готовность — научить ребёнка читать, считать и решать, и это обеспечит его полную подготовку к школе, но очень важным аспектом в подготовке является внутренняя личностная готовность: его уровень приспособления к новым условиям, уровень самостоятельности и самообслуживания, усвоение им социальных норм и правил. В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Совет родителям: ваше серьёзное отношение к школьной жизни ребёнка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка, способствуют повышению самооценки ребёнка, его уверенности в себе. Для того чтобы процесс адаптации проходил для ребёнка наиболее безболезненно, родителям необходимо приложить усилия уже в летний период и применить несколько простых приёмов: Первый приём – это первое посещение школы вместе с ребёнком. Он должен почувствовать ваш эмоциональный настрой. Если родитель положительно настроен и оптимистичен по отношению к школе, то и ребёнок очень глубоко усваивает данную установку и у него в будущем не будет возникать тревожности от посещения школы. Второй приём – в августе за 2-3 недели до начала учебного года необходимо урегулировать режим дня, который будет действовать в учебный период, утренний подъём должен соответствовать тому времени, когда вам придётся просыпаться в учебное время. Постепенно приучая ребёнка к режиму дня, родители помогут ему облегчить период адаптации к новым обстоятельствам. Третий приём — при выполнении занятий взрослым важно соблюдать положительный настрой, чтобы не отпугнуть ребёнка. Четвёртый приём — ребёнку будет гораздо легче приспособиться к новым условиям, если с ним в классе будет обучаться кто-то из его знакомых. Постарайтесь организовать для ребёнка возможность общения со сверстниками, по возможности с будущими одноклассниками. Самое главное — поддержать первоклассника в его желании добиться успеха. Хвалить начинающего ученика надо за каждое достижение. Похвала и эмоциональная поддержка («молодец!», «ты так хорошо справился!») способны повысить интеллектуальные достижения даже взрослого человека, не говоря уже о ребёнке. Мамам и папам также советую не забывать о том, что когда человек учится, у него может что-то не получаться, и это вполне естественно — ребёнок имеет право на ошибку. Если дети готовы к школе психологически, им гораздо проще воспринимать новую обстановку и информацию. То есть они быстрее погружаются в учёбу и начинают показывать первые успехи в обучении практически сразу.
Дополнительные консультации для родителей и курсы занятий по подготовке к школе можно бесплатно пройти в ГКУ СО «Городищенский ЦСОН» (тел. 3-43-10).
Анастасия ШУТОВА, психолог
http://mr34.ru/2022/07/09/12345674/