Сохраняя традиции предков

Как известно, Городищенский район населяют жители разных национальностей. Здесь соседствуют семьи таджиков, узбек, чеченцев, киргиз, калмыков, турок и многих других. В общей сложности, в районе проживают представители двадцати семи народностей. Ежегодно колорит, особенности, традиции, блюда, песни и танцы демонстрируются на фестивале национальных культур.

Представители различных народов приезжают в Городищенский район целыми семьями, перевозя с собой свой, полный отличительных особенностей и интересных традиций и ритуалов, мир. А бывает, что в границах одной семьи весьма гармонично уживаются два, а то и больше, разных характера, религии, мира.

Сегодня наша задача — рассказать и показать вам, как живет семья конкретной национальности, чтобы детальнее рассмотреть быт, нравы, особенности одной из тех культур, по соседству с которыми мы живем, попытаться понять их менталитет.

Когда мы задали вопрос главе Котлубанского сельского поселения, куда запланировали рабочую поездку, к кому нам стоит отправиться в гости, Игорь Александрович Давиденко, практически не задумываясь, ответил — к Вердиевым. По национальности наши герои дагестанцы. А если быть более точным, агулы.

Три поколения семьи ВЕРДИЕВЫХ
Фото Юлии Сизоненко

Маленький «генерал» встречает гостей

Гюлейбат встречает меня возле калитки, сетует на поднявшийся сегодня ветер. Мы вступаем на просторный двор. Поодаль потягивается большой белый пес.

— У нас дома холодно — газ выключили. Приходили смотреть. Говорят, вентиль пропускает, надо менять, — поясняет хозяйка и протягивает мне цветастые вязаные следки.

Сегодня дома представительницы трех поколений семьи — Гюлейбат, Рамина и ее маленькая дочка Джамиля. Глава семьи Асанхан на работе.

У Гюлейбат и Асанхана Вердиевых четверо детей: Надир, Сабир, Гаджиомар и дочь Рамина. Старший сын супругов Вердиевых Надир живет и работает в Волгограде, воспитывает дочь и сына. Сабир — средний сын — окончил медицинский колледж и ВУЗ, сейчас работает стоматологом в городе Фролово. Гюлейбат говорит, что доволен и начальство его хвалит. Младший — Гаджиомар — в прошлом году перешел на второй курс медицинского колледжа, но в декабре ушел в армию. Служит он под Иваново в ракетных войсках.

Во время нашей беседы в зале появляется внучка Джамиля и незамедлительно требует к себе внимания. Впрочем, как все дети ее возраста — девочке нет еще и двух лет. Насчет детского сада ее родители пока не задумывались.

— А как же очереди? Сейчас так трудно отдать ребенка в сад.

— У нас здесь не думаю, что большие очереди. Это в городе, как только рождается ребенок, его сразу записывают. Мы еще об этом и не думали. Да, Джамилька? А если что, бабуля дома.

К слову, маленький «генерал» принял самое активное участие во встрече. За те два часа, что я провела в доме Вердиевых, крошка Джамиля продемонстрировала мне содержимое своей «сокровищницы»: огромного белого медведя, желтого резинового слоника, щенка с большой головой и кучу других игрушек. Девочка мастерски управляется со смартфоном — сделала несколько фото на память.

— Они пока в животе уже все знают, — смеется бабушка и машет рукой на телефон, в котором что-то сосредоточенно ищет ее внучка. А ищет Джамиля музыку, чтобы станцевать нам. Вот, находит нужную композицию, прыгает с дивана и принимается плясать, но тут же, покачивая головой, возвращается обратно — нужно прибавить громкость.

Затем, Джамиля выдает мне карандаш с тетрадью и велит рисовать. Один скромный рисунок ее не устраивает и девочка показывает мне, что я должна нарисовать спираль. Результатом она остается довольна.

Любовь к учебе по наследству

В Котлубани семья Вердиевых проживает уже семнадцать лет. И Асанхан, и Гюлейбат получали высшее образование в Иваново.

— Он сам филолог. Русский язык и литературу преподавал. И я там же отучилась. На продавца, конечно. Это самое выгодное дело было тогда. Выучилась и сразу в магазин пошла работать. А здесь он (муж) еще и на учителя ОБЖ и физкультуры выучился, — рассказывает хозяйка.

— То есть у него три высших образования?

— Да. Одно там, в Иваново получал, а два уже здесь. Сказали, нужен документ, чтобы физкультуру преподавать, он сказал: «Сделаем. Какие проблемы?»

Гюлейбат вспоминает, что в пору их с супругом молодости в Дагестане сложно было пробиться в высшее учебное заведение благодаря знаниям. В почете были студенты, семьи которых могли отблагодарить преподавателей материально. К сожалению, такое явление, как коррупция в высших учебных заведениях встречается повсеместно. Однако, в Иваново главе семейства удалось получить диплом благодаря тяге к знаниям. Очевидно, это передалось по наследству и его детям.

— У детей было стремление. Он (муж) сам окончил школу с отличием. А я не скажу, что отлично, но тоже неплохо. 9-10 класс уже запустила. Почему? Девчата говорили: «Ой, зачем тебе? Тебя все-равно не отпустят учиться». Раньше так было. Но, тем не менее, после замужества и на продавца выучилась, и на секретаря-машиниста. А вообще не полагалось девочкам высшее образование. Из ста могло десять человек пойти учиться.

Рамина

К нам присоединяется Рамина, и мы продолжаем разговор про образование. Девушка признается, что хотела поступать на психолога, но родители уговорили выбрать журналистику. На третьем курсе она перевелась на заочную форму обучения. В 2012 году девушка получила диплом журналиста, но поработать по специальности не получилось.

— Предлагали на муниципальном канале поработать, но там такая зарплата была, что смысла не было туда идти, — рассказывает Рамина.

Год девушка работала в частном архиве. После чего, решила, что ей необходимо что-то «поживее» и устроилась на работу в фитнес-клуб. Здесь она прошла обучение и стала инструктором. Рамина вспоминает, что в архиве попадались самые разные дела. Приходилось иметь дело с документами 1940-х годов.

— Там и мыши дохлые в делах, и скрепки рассыпаются. Невозможно, — смеется моя собеседница. — Там зарплату, конечно, нормально выплачивали, но на зрении эта работа сказалась. После года работы в архиве выходишь другим человеком. Как крот под землей проводишь все это время. В фитнес-клубе поработала. Здесь занятия вела до замужества.

Вскоре Рамина вышла замуж. Согласно традициям, дагестанцы достаточно рано выдают своих дочерей замуж. Однако, родители Рамины дали ей возможность получить образование, стать самостоятельной, приобрести опыт работы в разных сферах и только потом сказали: «Определяйся. Ребенка же не будешь после сорока лет рожать». И в дом Вербиевых стали приезжать сваты. Как известно, у многих южных национальностей, и дагестанцы не исключение, жениха девушке находят родители. Однако, как говорит Рамина, семнадцать лет жизни вдали от Дагестана поменяли менталитет, и смотрины вызывали у нее смутные чувства. Не по себе было ощущать себя этаким товаром.

«Своё в крови остаётся»

Семья Вердиевых, несмотря на то, что почти двадцать лет живет в Котлубани, помнит и чтит традиции своих предков. Такие праздники, как Ураза-Байрам и Курбан-Байрам непременно отмечаются в этом доме. Утром режут барашка, накрывают столы, приглашают к застолью родных друзей и соседей.

— Свое что-то все-равно в крови остается, — говорит Рамина.

В ее словах о Дагестане проскальзывает чуть уловимая грусть по прежней целомудренности и строгости ее земляков.

— Раньше стыдно было, если кто-то курит, даже взрослые мужчины. Это некрасиво. Пьяного или матерящегося никогда не увидишь на улице. Сейчас где-то два, может быть, процента от всего населения на все плюют.

От грустных мыслей нас отвлекает главная героиня материала — Джамиля, радостным гиканьем реагирующая на вернувшуюся бабушку.

— Давайте чай попьем, — зовет Рамина, и Джамиля учтиво складывает каждому в чашку по шоколадной конфете.

Традиции или современность?

Сейчас Дагестанцы свободно принимают в свои семьи представителей других национальностей и вероисповеданий. Традиционно, человек, становясь членом семьи, должен был принять ислам. По словам, моих собеседниц, сегодня мусульманин и представитель любой другой конфессии могут гармонично сосуществовать под одной крышей.

— Как вам кажется, некоторый отход от традиций в условиях проживания здесь — это естественный ход событий или необходимо прикладывать максимум усилий для сохранения своего национального колорита и особенностей?

— Конечно, нужно прикладывать максимум усилий, — говорит Рамина. — Хотя, в современных условиях это сложно. Все хотят быть похожими на европейцев. Хотят быть независимыми. Пятьдесят процентов Дагестана, наверное, в Москве находится. У них там мышление меняется. Им кажется, что все дозволено. А потом нам показывают какой-то странный Дагестан.

— А бывает по-другому, — добавляет Гюлейбат. — Хиджабы надевают.

— Как вы думаете, почему среди нас распространено мнение, что дагестанские мужчины и молодые люди в некоторой степени жесткие и суровые? Это особенности воспитания или предубеждение?

— Знаете, если бы вы хоть раз побывали в Дагестане, вы бы в корне изменили свое мнение. Мы когда сюда приехали, были так удивлены, что в автобусе мужчины не уступают место. В Дагестане мужчина всегда уступит тебе место, русская ты или дагестанка. Там большой процент населения — русские. Вообще, кто как воспитан. Но в основном, с детства закладывается мысль, что старших и женщин надо уважать, заботиться о них.

Так, младший сын всегда должен оставаться в родительском доме. У дагестанцев не принято отдавать родителей в Дом престарелых или оставлять их без поддержки.

Рамина рассказывает, что поприветствовать человека старше — обычное дело. Однако, чем дольше она живет здесь, тем реже следует этому правилу. Причина проста — холодность и подозрительность многих людей.

Рамина и Гюлейбат очень удивлены тем, что многие жительницы Дагестана стали носить хиджабы. По их словам, это пугает даже местное население.

— Никогда такого не было. И наши родители так не одевались, — говорит хозяйка дома.

— Люди боятся. Вот наденет она все черное и идет по улице. Кто знает, что у нее под одеждой. Потому что все там уже пережили такой стресс. Все эти взрывы, теракты. Сейчас их сразу ставят на учет. Ведь, ислам такая религия — она несет в мир добро, свет, но сейчас ее так загрязняют, ассоциируют с терроризмом. Это очень неприятно, — сокрушается Рамина.

Спор поколений

— Это какая-то она странная после прививки, — улыбается молодая мама.

Накануне нашей встречи Джамиле сделали прививку от полиомиелита, а сегодня она особенно активна.

— Вы не против прививок?

— Нет. Муж возражал. Говорил: «Зачем это нужно»? Но мы сделали. А то ведь отказ напишешь, а потом, когда она заболеет ничего не получим. Нам всегда в детстве делали прививки и, ничего, живы-здоровы.

Независимо от национальности, в любой семье, как правило, у детей и родителей все же разные взгляды на жизнь. Вот и Рамина с Гюлейбат спорят о количестве детей и подходящем для их появления времени. Девушка убеждена, что к материнству нужно быть готовой, ведь ребенок занимает все твое время, становится буквально твоей работой. Да и одного малыша может быть достаточно.

— Один ребенок, считай, что и нет вовсе детей, — возражает ей Гюлейбат.

Казалось, и не было тех двух часов, что я провела в доме семьи Вердиевых. Перед уходом полагалось получить поцелуй от маленькой Джамили. Вероятно, на страницах нашего издания под конец текущего года появится еще один репортаж из этого светлого дома. Ведь, в декабре из армии возвращается Гаджиомар Вердиев, и женщины приглашают нас на эту встречу. Без сомнения, она будет яркой.

Материал подготовлен в рамках гранта Волгоградской области СМИ в 2017 году по теме «Развитие межконфессиональных и межнациональных отношений в Волгоградской области»