На «бархатном» пути

 

День железнодорожника отмечают в первое воскресенье августа не только в России, но и целом ряде стран бывшего Союза.

Этот профессиональный праздник учрежден в России еще в 1986 году и был приурочен ко дню рождения императора Николая I, начавшего строительство железных дорог. В жизни каждой страны железные дороги играют особую роль, они были и остаются главной транспортной артерией, связывающей воедино города.

Процесс создания железной дороги в нашей области имеет свою, богатую историю, связанную с неимоверными людскими затратами, тяжелым физическим трудом, голодом и лишениями в среде рабочих. Имена многих известных исторических деятелей связаны с крупным железнодорожным транспортным узлом, которым вначале стал Царицын, потом Сталинград и Волгоград. Не случайно поселок, расположенный недалеко от Нового Рогачика, получил имя писателя Максима Горького. В свое время на этой железнодорожной станции жил и работал Алексей Пешков, чему он посвятил один из своих ранних рассказов.

Важное стратегическое значение железная дорога имела во время Великой Отечественной войны. Серьезное внимание внедрению новых технологий и грамотной эксплуатации придается и сейчас, когда железнодорожная магистраль является способом доставки целого спектра различных видов грузов — от военных до коммерческих.

IMG_2515

В этой связи особое внимание уделяется содержанию и ремонту пути. В течение многих лет этими вопросами на участке, проходящем через Городищенский район, занимается мастер Волгоградской дистанции пути Владислав Барышников. В ведении его бригады, состоящей из двенадцати человек, участок железной дороги от Котлубани до Орловки.

— Наша задача — ремонт и содержание пути, — поясняет он. — Осматриваем путь, выявляем технические недочеты, принимаем соответствующие меры — проводим весь необходимый объем работ, чтобы, в конечном итоге, «колесо крутилось». Рабочий день ненормированный, на работу могут вызвать рано утром и даже ночью. Вот недавно в ночное время доварили алюмотермитной сваркой четыре последних стыка, и сейчас путь от станции Гумрак до Котлубани на протяжении 40 километров бесстыковой.

Хотя прокладка бесстыкового пути считается более дорогостоящей, чем звеньевого, он отличается высокими эксплуатационными качествами, обеспечивающими высокоскоростное движение поездов, комфортабельность проезда пассажиров и снижение расхода на содержание подвижного состава и пути. Железнодорожники называют бесстыковой путь «бархатным».

— Старые машинисты вспоминают, что в прежние времена скорость на этом участке не превышала 40 км/час, — рассказывает Владислав Барышников. — Из-за гнилости шпал и неисправностей. Путь был звеньевым, рельсы длинной по 12-35 метров, стоял рельс Р-50 более низкой группы. Сейчас рельсы более высокие и прочные группы Р-65, скорость повысилась до 80 км/час. Вместо шпал — железобетон. Постепенно выходим на более современный уровень.

Владислав Барышников окончил железнодорожный техникум в 1993 году, на железной дороге работает с пятнадцати лет. Он — представитель рабочей династии. Вся трудовая биография его родителей связана с железной дорогой. Во многом их пример повлиял на профессиональный выбор Владислава. Даже в «лихие девяностые» у работников железнодорожного транспорта был стабильный заработок.

Да и сейчас многих специалистов, которые приходят в эту сферу, привлекает социальный пакет — бесплатное медицинское обслуживание, скидки на туристические путевки во время летнего отдыха, трудовой договор, который неукоснительно соблюдается во всех подразделениях РЖД. Несмотря на различные сложности профессии, работники этой структуры чувствуют свою социальную защищенность.

— Ну а справляться с поставленными задачами мне помогает весь коллектив, — говорит Владислав Барышников. — Работа ответственная, поэтому атмосфера должна быть здоровой. У нас трудится много квалифицированных специалистов, которые умело справляются с поставленными задачами. Это бригадиры Юрий Забелин, Николай Белавин, на перегоне Орловка-Гумрак по работе приходится пересекаться с мастером Виталием Шершаковым, отвечающим за свой участок. Все мы стараемся помогать друг другу. А что касается работников, тут главное — не «загонять» людей, давать им отдыхать, где-то поддержать морально, тогда и эффект от работы будет другим.

С увеличением количества техники на железной дороге к подготовке работников всех уровней требования растут. Они регулярно проходят обучение. Сам Владислав недавно ездил на двухнедельную учебу — изучал особенности бесстыкового пути, теперь сам проводит аналогичные инструктажи с монтерами. Каждый рабочий, прежде чем выйти на железную дорогу, проходит трехмесячный курс техучебы и в обязательном порядке медкомиссию — железнодорожник должен не только обладать необходимыми знаниями, но и быть физически здоровым. Монтеры выходят на работу при любой погоде — и в высокоградусную жару, и лютые морозы.

— Мне нравится моя работа тем, что учит думать, — признается мастер. — Здесь поневоле сохранишь и живость ума, и физическую форму. На железной дороге нужно быть предельно внимательным. Сами железнодорожники про себя шутят, что они «парни из стали», и погода их «любит» — когда все нормальные люди отдыхают у нас бывает самая трудоемкая работа. Когда-то в детстве мне хотелось поступить в мореходное училище, но со временем я понял, что можно получать удовольствие от любого вида деятельности. Главное — стремиться делать свою работу хорошо.