Мы помним ваши имена

Бережное отношение к истории своего родного края характерно для всех образовательных учреждений Городищенского района. В каких-то поселениях существуют музеи, где регулярно обновляются экспонаты и хранятся архивы, где-то ведется летопись всех знаменательных событий и дат из жизни поселков и хуторов. И взрослые, и молодежь с одинаковым интересом изучают различные этапы становления поселений, начиная с момента основания до сегодняшнего дня. Особое отношение к теме истории в Новожизненском сельском поселении.

Директор Елена Шестеренко в школьном музее

Директор Елена Шестеренко в школьном музее

Первый полноценный зал воинской Славы в поселке Опытной станции был организован известным волгоградским историком и писателем, знатоком казачьей культуры Владимиром Весовым. Еще будучи преподавателем истории, а затем директором школы, в одном из походов вместе со школьниками он обнаружил в окрестностях ампулу с данными о красноармейце — уроженце с. Алешкино Жирновского района Иване Янютине, погибшем в годы Сталинградской битвы. Владимир Иванович вместе с ребятами вышел на родственников бойца, пригласил их в поселок Опытной станции, а потом, благодаря инициативе директора и школьных активистов, имя павшего красноармейца было высечено на братской могиле. В создании первого музея директор принимал непосредственное участие — все витрины делал собственными руками. Экспонаты — гильзы, каски, элементы военного снаряжения вызывали неподдельный интерес не только учащихся новожизненской школы, но и общеобразовательных учреждений района. Здесь проходили занятия по военно-патриотическому воспитанию, встречи с ветеранами.

— Сейчас ветеранов Великой Отечественной войны, живых свидетелей тех страшных событий практически не осталось, — говорит директор школы Елена Шестеренко. — Но живы дети военного Сталинграда, труженики тыла, мы стараемся фиксировать их воспоминания. Это наша история, наша культура, мы понимаем, какую важную роль в воспитании патриотизма играют эти знания и к каким тяжелым последствиям может привести пренебрежение ими. К сожалению, на каком-то отрезке времени музейную работу в школе прекратили вести, от этого военно-патриотического уголка остались только стенды. Но пять лет назад музей начали восстанавливать. Закупили витрины, вернули на место экспонаты, возобновили экскурсии, на которые приезжали школьники даже из Волгограда. Работа по военно-патриотическому воспитанию активизировалась.

К проведению военного-патриотического воспитания в школе подход серьезный. Ни одна из скорбных и знаменательных дат не остается без внимания. К каждому мероприятию, будь то 23 августа, дата начала Сталинградской битвы, 19 ноября – начало контрнаступления советской Армии, 2 февраля — день освобождения нашей области от фашистских захватчиков или 9 мая — святой для нашего народа праздник, здесь готовятся основательно. Это торжественные линейки, литературно-музыкальные композиции, марши и концертные программы. В этом году весь поселок принял участие во всероссийской акции «Бессмертный полк». Был отреставрирован памятник братской могиле 116-й стрелковой дивизии. Активную помощь школе в этом оказал один из жителей поселка Максим Богданенко.

Поселковый совет ветеранов совместно с учащимися организует встречи с детьми военного Сталинграда — хорошо известным не только в поселке, но и области старейшим учителем физкультуры Юрием Рохманом, учителем математики Таисией Старчиковой, ветераном труда Ниной Колесовой. Особым уважением пользуются участники недавних событий в «горячих точках» бывшего Союза и за его пределами — Николай Малахов, Игорь Доронин, Александр Кузнецов и многие другие солдаты, честно выполнившие свой долг перед Родиной. Они — желанные гости на всех поселковых праздниках и торжествах. Школьники с неподдельным интересом слушают их рассказы о службе.

Логичным продолжением военно-патриотического школьного уголка, посвященного Великой Отечественной войне, стало создание виртуального музея, инициатором которого стали преподаватели младших классов Ольга Ляхова и Вера Ритер.

— Мы решили немного расширить тематические разделы и собрать материалы, относящиеся ко всем периодам истории поселка, — рассказывает Ольга Михайловна. — Этому предшествовало анкетирование учащихся, их родителей, учителей, местных жителей. Большинство поддержали инициативу. Нам хотелось воссоздать историю, поскольку в памяти еще живы воспоминания о его расцвете — когда в полную мощь работало ОПХ (опытно-производственное хозяйство) совместно с Нижневолжским НИИ Россельхозакадемии, а сам поселок утопал в зелени и розах. Мы помним людей, которые внесли большой вклад в его становление, помним как преображались его улицы. В поселке живут замечательные аграрии, педагоги, строители, ветераны боевых действий и даже писатели. Все они заслуживают того, чтобы их имена остались в памяти будущих поколений.

Из различных тематических викторин и конкурсов школьники узнают многие интересные моменты, касающиеся различных временных отрезков жизни поселка. Сравнивают фото тридцатилетней давности с современными видами поселения, узнают имена его первых основателей, передовиков производства, знакомятся с историей своего собственного учебного заведения.

Школа Новожизненского сельского поселения в течение многих десятилетий была на хорошем счету не только в районе, но и в области. В восьмидесятых награждалась за активную работу по сохранению памятников истории, внедрение хозрасчета и высокие показатели в производстве сельхозпродукции в школьном хозяйстве. В девяностых — стала победителем областного конкурса «Школа года». В начале нового века заняла первое место в районной спартакиаде школьников. Продолжает поддерживать свой высокий уровень по целому ряду показателей и сегодня.

— Пожалуй, история собственной школы — то, что более всего занимает нас, учителей и учащихся в настоящее время, — признается преподаватель истории Тамара Зеленская. — Мы стараемся восстановить память обо всех талантливых педагогах, работавших в школе в прошлом. Но при этом не забываем об истории поселения в целом, тем более, что у него довольно приличный исторический багаж. Начиная еще с третьего века нашей эры, когда здесь появились первые стоянки древнего человека, продолжая XVIII веком, когда возводилась Царицынская сторожевая линия и ключевыми событиями XX века, когда в 1925 году, собственно, и был основан поселок Опытной станции. Со дня своего основания поселок был средоточием аграрной науки, одним из лучших населенных пунктов не только района, но и области — со своей развитой социальной инфраструктурой, сельскохозяйственными, культурными и спортивными достижениями. Мы должны помнить об этом и передавать все свои знания подрастающему поколению.