Лук да баня все правят

Фермерское хозяйство Юрия Лемякина расположено к северу от Новой Надежды. Долгая ухабистая грунтовка, огромные луковые плантации, с крупными, аппетитными луковицами на грядках, пыль и вдруг неожиданно оказываешься в настоящем оазисе, ботаническом саду. Аккуратные газоны с поливом, аллеи из тополей и сосен, бурно растущие кустарники, яблони, вишни, виноград, огромные хранилища, большой парк автомобилей — весь этот «городок» Лемякиных вырос, благодаря одной единственной культуре — луку. IMG_8674

Все средства — в производство
— Вообще-то мы начинали с различных культур, — рассказывает Юрий Лемякин. — Пробовали всего понемножку — лук, морковь, капусту, огурцы, которые тоже в свое время хорошо шли. Три года ими занимались, пока не поняли, что самое перспективное направление — это лук. Решили капельное орошение сделать — протянули свет. Но земля была не своя — в аренде. Подошло время, хозяева договор аренды прервали, свет достался им. Стало ясно — работать нужно только на своей земле.
Благо, объяснять, что такое агротехнологии и как выращивать сельхозпродукцию, Юрию Леонтьевичу не нужно. Вся его жизнь так или иначе был связана с сельхозпроизводством, мелиорацией, работой на земле. В свое время шесть лет отработал директором Быковской бахчевой опытной селекционной станции. В начале «нулевых» начал собственное дело с 25-30 гектаров посевных площадей. Сейчас в его хозяйстве — около 80 гектаров. На 40 гектарах выращивает лук, остальная часть — под парами. Ежегодно хозяйство производит до трех тысяч тонн лука, который расходится по всей стране — в Москву, Урал, Сибирь, целый ряд северных регионов.
Вся цепочка технологического процесса механизирована — необходимая для этого техника есть. Механизирован даже сбор продукции. Один агрегат скашивает ботву, другой вкладывает лук в грядку, подборщик грузит лук в машину, которая отвозит продукцию на склад — в хранилища общей вместимостью 2,5 тысяч тонн. Лук высыпается в бункер, по технологической линии попадает на сортировку, где продукция делится на две фракции — стандартные и крупные. «Стандарт» зашивается в мешки по 25 кг для для торговых сетей.
— С сетями работать удобно, мы сразу решили вопрос гарантированного сбыта, —  признается глава хозяйства. — Посмотрите на качество нашего лука. Если бы оно не удовлетворяло наших клиентов, то они бы не работали с нами на протяжении многих лет. Но жизнь показала, что торговать сельхозпродукцией лучше всего зимой. Для того, чтобы ощущать себя стабильно и уверенно, необходимо было решить вопрос с хранением. А эта тема неразрывно связана с механизацией. У нас люди работают в поле только на прополке. Но механизация требует  немалых капитальных вложений. Получается, что большую часть средств тратишь не на себя, а на производство. Когда моя супруга интересуется где деньги, отвечаю — все ушло на колесную мазь и хомуты. Так и есть.
Наверное, по-другому такое хозяйство и не состоялось бы. Кредиты здесь не берут, технику ремонтируют сами, средства стараются расходовать экономно, работают по десять часов в день, используют оросительную технику. Отсюда и результат — стабильно высокие урожаи, сбыт, динамично развивающееся хозяйство.Техника фермера
Лемякины предпочитают работать с сортом Тореско. Раньше выращивали Манас, но для  себя Юрий Леонтьевич сделал вывод, что при высокой урожайности в 110-120 тонн с гектара, этот сорт не обладал способностью к долгому хранению и давал большой отход. Лежал на складе до февраля, а с началом весны, когда предлагают самую интересную цену, начинал портиться. Из 100 тонн продавали 50. У Тореско — урожайность поменьше, в среднем, 80 тонн с гектара, зато из 80 со склада реализуется 75 тонн.
Вести хозяйство Юрию Леонтьевичу помогают семь родственников — сыновья и племянники. Генеральным директором сельхозпредприятия трудится старший сын Юрий, главный бухгалтер — Дмитрий. Племянники Юрий и Сергей — механизаторы. Плюс 32 наемных работника, которые приезжают к Лемякиным уже не один год.
Любимое дело
— Я, наверное, человек старой закалки, — размышляет Юрий Лемякин. — А нас в свое время учили, что нужно не только условия для работы создавать, но и быт обустраивать. Безусловно, мы стараемся применять самую современную технику, сеялки, опрыскиватели,  препараты — систему питания и защиты и растений. И в то же время создаем комфортные условия для отдыха. Этот сад родился практически в пустом поле. Просто есть внутренняя потребность создавать красоту там, где живешь и работаешь. Когда в конце мая зацветают деревья — здесь такие запахи стоят, ни в какой город не захочешь.
Малина, тополя, ива, белая акация, 200 хвойных деревьев, 200 вишен, под сотню яблонь,  200 кустов винограда — практически каждое растение Юрий Леонтьевич выпестовал сам.  Вместе с рабочими высадил лесополосы с западной и восточной стороны, которые теперь спасают сад от снежных заносов в зимний период. В  ближайших планах — обустроить дорожки — положить плитку, поставить скамейки, достроить собственную часовню.
— Купол и крест уже делают, часовню назовем в честь Георгия Победоносца и откроем 6 мая будущего года, — поясняет фермер. — Хочу, чтоб внуки росли осененные православным крестом. Мы ставим ее не для того, чтобы Бог нам помогал, а славим его, что бы он нас вразумил на хорошие дела и поступки. Чтобы мы сами зарабатывали крестьянским трудом и приносили пользу людям.
На полевом стане Лемякиных, больше похожем на усадьбу со всеми необходимыми атрибутами для труда и отдыха, жилые помещения для рабочих находятся практически в идеальном состоянии, есть душ и баня, в которую ходят даже зимой, своя собственная пекарня.
— Свой хлеб — производственная необходимость, — продолжает Юрий Леонтьевич. — Раньше покупали хлеб для рабочих, но качество оставляло желать лучшего. Сейчас себестоимость выпекаемого нами хлеба — девять рублей, а вкус не сравнить. Пока мы его выпекаем в неприспособленном помещении, но скоро построим специально оборудованный для этого дом. Вообще, строимся активно. Заложен фундамент еще одного здания, где будут размещены администрация, кухня и столовая. В дальнейшем, помимо лука, планируем заняться  выращиванием моркови. Мы уже засевали от шести до восьми гектаров, урожай получается. Думаем поставить холодильное хранилище, закупить уборочный комбайн, подготовить базу для нового направления и только после этого сеять.
Юрий Лемякин предпочитает отечественную технику. Даже средства химизации старается покупать российские. Ну а что касается методик и технологий, то опыт приобретал на своих собственных грядках, уверен, что это — самая лучшая школа.Луковые поля
— Когда-то бытовало мнение, что в сельское хозяйство бесполезно вкладывать средства, — говорит фермер. — Но время показало, что в условиях кризиса агросектор оказался в числе самых стабильных отраслей. При этом наш крестьянин со всеми проблемами привык справляться сам. Главное, чтобы у населения сохранилась покупательская способность. Тогда и мы будем богатыми. Конечно, работать на земле сможет не каждый. Все познается методом проб и ошибок. Мы тоже не раз попадали в сложные ситуации, но научились выходить из них. Знаю одно — в любимое дело надо вкладывать душу, только так добьешься результата.