О выборах, ТОСах и полномочиях

При оценке работы ТОСов и определении победителей областного конкурса на лучшее территориальное общественное самоуправление одним из главных критериев оценки станет охват населения.
Об этом сообщил Владимир Марченко, руководитель комитета по делам территориальных образований областной администрации, посетивший на прошлой неделе Городищенский район. Во время встречи с руководителями района и главами поселений предполагалось обсудить, прежде всего, предстоящую передачу ряда полномочий. Однако охват тем оказался гораздо шире. Марченко кратко остановился на изменениях в системе выборов, обратив внимание, что поправками в областной закон, регион уходит от «двуглавия». Напомним, что сейчас главой района является председатель районной думы, избранный из состава депутатов, а глава районной администрации нанимается по контракту, пройдя конкурсную процедуру. После изменений, утверждённых региональными парламентариями, функции главы района будут возложены на главу администрации. Наниматься на работу он, по-прежнему, будет по контракту. То же самое касается теперь глав городов и городских поселений.
Рассказывая о новшествах избирательного процесса, Марченко не мог не остановиться на предстоящих в сентябре выборах депутата областной думы вместо досрочно сложившего полномочия Ангара Полицимако. Участвовать в выборе парламентария будут 11 поселений нашего района. За депутатское кресло, по предварительным данным, намерены бороться 7 кандидатов, пять из которых предложены политическими партиями и двое – самовыдвиженцы. В настоящее время окружная избирательная комиссия проверяет достоверность представленных кандидатами сведений. А вот проекты и программы, которые предложат на рассмотрение ТОСы, участники областного конкурса, проверять предстоит комиссиям, созданным непосредственно в районах.
— Нами подготовлен и передан на подпись губернатору проект постановления, согласно которому финансирование лучших ТОСов, победителей областного конкурса, будет осуществляться внутри каждого района, где лучше знают нужды и потребности поселений, точнее смогут оценить качество работы территориальных сообществ, — обратил внимание Владимир Марченко.

Владимир Марченко также отметил, что в областном бюджете на поддержку ТОС заложены 150 миллионов рублей. Размер субсидии на финансирование проектов и программ ТОСов каждому району будет определяться в зависимости от охвата населения.
— Идеальный вариант, если одно территориальное сообщество охватывает целое поселение, — высказал своё мнение руководитель регионального ведомства.
Получить грант на развитие и благоустройство территории сможет не только ТОС, а и социально ориентированная некоммерческая организация. Это предусмотрено ещё одной программой, разработанной областным комитетом. Рассказывая об особенностях данной программы, заместитель председателя комитета по делам территориальных образований Валерий Головин обратил внимание, что рассчитана она, главным образом, на общественные организации и объединения (ветеранов, чернобыльцев, афганцев и т.п.)
— Благодаря участию в целевых программах (областных, федеральных) можно привлечь в район значительные средства, — считает В. Головин.
Однако у глав поселений на этот счёт особое мнение. Одни высказались за необходимость более строгого финансового контроля за расходованием средств в ТОСах, другие уверены, что направление областных финансов на благоустройство, безусловно, благо, но в поселениях есть гораздо более серьёзные проблемы. Где-то нужен новый водовод, в другом месте на хватает средств на замену системы канализации, а третьи собирают крохи на ремонт объектов соцкультбыта… Поддержал глав поселений в этом вопросе и глава районной администрации. Александр Тарасов предложил в будущем предусмотреть более широкий спектр тех нужд, на которые ТОСы могли бы использовать полученные субсидии. Марченко в свою очередь рекомендовал активнее участвовать в различных программах, которые, как раз, и предусматривают строительство или ремонт сетей и объектов. Данная тема обсуждалась довольно долго, но главный вопрос, всё же, касался предстоящей передачи ряда полномочий с одного уровня на другой. Более часа длились дебаты, но в итоге поставлена не точка, а, скорее, многоточие. С одной стороны, многие поселения с радостью передали бы в район полномочия, касающиеся коммунального хозяйства, но ведь долги, сформировавшиеся за полгода, так и останутся на местах, и ресурса на их погашение уже не будет. Кроме того, передавать полномочия предстоит вместе с финансированием, объёмы которого существенно скажутся на бюджетах некоторых поселений. Впрочем, перед дилеммой «передавать или не передавать полномочия» стоят не только те поселения, для которых комунхоз, словно камень на шее. Есть в нашем районе примеры, когда ЖКХ выведено на совершенно новый уровень, в замену сетей вложены значительные средства, и теперь отрасль готова работать безубыточно. Передавать её в другие руки, как бы, и жалко.
Рассказывая о передаче полномочий, руководитель регионального ведомства обратил внимание, что многие районы уже нашли решение данного вопроса. В настоящее время лишь в Клетском районе планируют с начала следующего года коммунальное хозяйство полностью перевести в ведение района. Городищенцы последнее слово ещё не сказали.