Живая память школьных музеев

С развитием  краеведения школьные музеи получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и патриотического воспитания. Предлагаем вашему вниманию обзорным материал о деятельности школьных музеев в Городищенском районе — в преддверии 80-летия Сталинградской Победы их работа становится особенно актуальной. 

«Дети Отчизны» помогают развивать школьный музей в Ерзовке

В Ерзовской средней школе имени Героя Советского Союза Гончарова П.А. действует краеведческий клуб «Дети Отчизны». Ребята помогают развивать школьную Комнату боевой и трудовой славы. История музея началась ещё с первых поисковых работ в поселении в 1943 году, тогда такие же школьники занимались перезахоронением солдат Красной армии,  погибших под Ерзовкой во время Сталинградской битвы.

Бурная поисковая деятельность развернулась в конце 1960-х, тогда поступало много запросов от однополчан и родственников по поиску друзей и родных. После в школе был организован Зал боевой славы по инициативе пионервожатой Татьяны Васильевны Килочик, первым же руководителем поисковых отрядов стала учительница географии Валентина Артамоновна Клочкова. Тогда школьники пытались узнать максимальное количество информации о военной Ерзовке. Открылся зал 7 мая 1977 года, он был расписан картинами, посвящёнными началу войны и Победе в ней, в этом помог учитель рисования Анатолий Васильевич Бахчевников. В центре зала расположилась панорама Ерзовки времён Сталинградского сражения, а за ней Мамаев курган и Родина-мать. На другой стене появились стенды с фамилиями односельчан, которые погибли в ту войну – было их около 240 человек.

Поисковая работа школьников кипела, в 1980-е обрабатывалось огромное количество просьб от ветеранов о помощи в поиске своих товарищей и родственников. Было и такое, что просили переписать все фамилии, высеченные на Мамаевом кургане. При выполнении всех запросов школьники-поисковики обращались в разные военкоматы, занимались работой с архивными документами, писали объявления в газеты, обращались к другим ветеранам. Были и встречи с бывшими воинами дивизий, которые воевали в районе Ерзовки, ветераны приезжали в посёлок и посещали братскую могилу, чтобы почтить память погибших сослуживцев.

Музейные экспозиции в какой-то момент занимали два этажа в школьных рекреациях, поисковой работой занималась вся школа. Это привело к созданию Книги памяти, где были указаны все погибшие солдаты, установленные поисковиками. За такую большую работу ученики награждались знаками Советского комитета ветеранов войны и грамотами Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Но, несмотря на такие достижения, музей был закрыт в начале 1990-х и открыт снова в 1995 году. Но за это время многие экспонаты, которые были в подвале, пропали, не удалось сохранить и огромное количество фотографий. Тогда пришлось всё делать сначала, так как были утрачены книги описей документов. Восстановление музея происходило в течение 10 лет, и занималась этим учительница истории Антонина Константиновна Васильева. 

На данный момент музей работает, хотя и поисковых работ происходит намного меньше. Сейчас в музее есть несколько экспозиций, например «История школы» с фотографиями школы после войны, ветеранов педагогического труда и их воспоминаний о школе. Ещё есть экспозиция «Дети Сталинграда». В комнате также представлена выставка оружия времён Второй мировой.

– Деятельность нашего музея заключается в том, что мы проводим уроки мужества, экскурсии, участвуем в конкурсах, в областных в том числе, порой являемся победителями. Это в основном воспитательно-просветительская работа. Музей работает, хотя хотелось бы, чтобы он работал ещё активнее, у нас много планов на этот год. Мы планируем введение различных тематических экскурсий, тематических экспозиций, работаем сейчас над одной из них, у нас на очереди стенды. То есть мы обновляем постоянно свои тематические выставки и стараемся больше привлекать ребят в наш клуб, чтобы они приходили, – рассказывает руководитель клуба и по совместительству учитель истории Дарья Александровна Аханова.

Сами участники краеведческого клуба отзываются о работе в музее с теплотой и интересом. По словам Дарьи Александровны, они ещё пополнят свои ряды, сейчас только начало учебного года, но ребята приходят в течение всего года. Многим это сразу начинает нравиться. Стабильно группа собирается в количестве 15 человек, но это ещё не предел. Конечно же в клубе есть школьники-активисты, которые ведут самую бурную деятельность.

– Захотелось заняться такой деятельностью сразу, когда начал проявляться интерес к военной, патриотической теме. Всё началось гораздо раньше, с Юнармии в 2018 году, потом стал постарше и предложили прийти сюда, согласился, и вот пошло-поехало. Из деятельности здесь привлекает инвентаризация, когда на самом объекте ищут номера или вещи, которые могут помочь определить его. То есть работа с фондами музея, это, с одной стороны, и легко, и сложно. Бывают здесь удивительные вещи, не на уровне панорамы, но, возможно, на уровне сельских музеев. Например, английский пулемёт М2 браунинг и вот эта большая гильза, –на стенд специальной указкой показывает Иван Кузьмин, активист музея. – Многих привлекает, когда видят её, интересный экспонат и по виду удивляет. Это нам принесли  жители посёлка. В начале деятельности я тоже приносил вещи, капсулу от миномётной мины и осколки снаряда. Здесь я научился аккуратности и ответственности, эти навыки у меня повысились, потому что работа с экспонатом должна быть максимально аккуратной, чтобы его не повредить.

В это же время Дарья Александровна считает, что школьные музеи являются островком для сохранения исторической памяти, потому что ребята при подготовке к выставкам, экскурсиям всё пропускают через себя и после передают это другим школьникам.

– У нас бывает такое, что даже на экскурсиях многие сидят со слезами на глазах, потому что поднимаются очень животрепещущие темы. Особенно когда мы проводили уроки мужества, посвящённые 9 Мая, когда мы говорили о вкладе советского народа в Победу и в общем не только о советских воинах говорили, но и о партизанах, и о тружениках тыла, о детях на войне, – делится Дарья Александровна. – Это находит очень большой отклик, не просто помнить, что было такое вот событие, а понимать, что это было за событие, какой ценой досталась эта Победа. И деятельность нашего музея, и вообще работа по патриотическому воспитанию является частью большого дела, которое ведут классные руководители и другие педагогические работники. Надеюсь, что это даст свои плоды.

Такая музейная работа ведётся во многих школах нашего района, не только в Ерзовке, но и, к примеру, Россошинская школа имеет свой собственный музей. Называется он «Россошинский рубеж», и там также ведётся работа просветительского и патриотического характера. 


На занятии в музее в Россошинской средней школе

Музей в Россошинской средней школе имени Героя Советского Союза Бибишева И.Ф. образовался 8 сентября 1987 года, тогда он назывался «Надежда» и занимал только одну выставочную комнату. Руководитель музея Галина Анатольевна Орешкина в конце 1980-х возглавила первую во всём СССР поисковую группу, которая состояла из учеников седьмого класса. Первые экспонаты музея были найдены школьниками во время поисковых работ: это были каски, медальоны погибших солдат Великой Отечественной. При этом ветераны тоже могли принести что-то в коллекцию музея. Многие фронтовики посещали Россошинскую школу, проводили там Уроки мужества.

Отличительной чертой музея «Россошинский рубеж» является то, что все экспонаты позволено потрогать. К примеру, посетителям можно прочитать отсканированные медальоны бойцов Красной армии. Также немало людей приезжают узнать историю места, часто в таком случае организуются экскурсии. Были даже иностранцы, к примеру приезжал мужчина из Германии, у которого во время боёв там погибли отец и брат.

Есть в музее стенд, посвящённый ветеранам, которые работали в школе. Их было шестеро: Владимир Прохорович Панфилов, Наталья Тимофеевна Секацкая, Александр Федорович Зайцев, Алексей Максимович Быков, Виктор Викторович Фролов и Николай Иванович Литвин.

В школьном музее очень чтят память героя, найденного ими во время первых раскопок. Это было 26 сентября 1988 года, ребята обнаружили бойца Тимофея Пантелеевича Крупенко. Про приглашению юных поисковиков приехал брат героя и забрал его останки на малую родину, в Кировоградскую область Украинской ССР.

Если ещё говорить о ветеранах, то Галина Анатольевна тесно поддерживала общение с теми, кто в Сталинградскую битву воевал на территории Городищенского района. Так, по её словам,  бывало, что могли в неделю посылать друг другу несколько сотен писем с поздравлениями, где фронтовики делились своей жизнью, рассказывали о своих внуках и правнуках. Среди ветеранов Великой Отечественной войны, сражавшихся в этих местах, немало удивительных личностей. Например, красноярец Иван Иванович Лихачев был прототипом одного из героев романа Юрия Бондарева «Горячий снег». А Герой Советского Союза Михаил Степанович Диасамидзе из Курска в своё время хотел удочерить Галину Анатольевну. К сожалению, никого уже из них не осталось в живых. Но память о них осталась в стенах музея Россошинской школы.

Не все школы имеют  музеи с выделенной специальной комнатой или залом, но это не значит, что там не будет места для того, чтобы почтить память или узнать что-то новое о своёй малой родине. К примеру, в Грачевской СШ есть уголок, который посвящён военной истории поселения.

Музейный уголок начал своё существование с самого образования школы в 1979 году, тогда же начались и поисковые работы, направленные на то, чтобы узнать о воинах, сражавшихся в районе Грачей, и также на пополнение коллекции уголка. Сначала он находился в рекреации, но после был перенесён в библиотеку. Там есть стенд, посвящённый 233-й стрелковой дивизии, воевавшей в том месте, знамя, которое передал внук погибшего красногвардейца. Там же расположены витрины с работами на тему войны от местной художественной школы, которая, к сожалению, закрылась не так давно. Но там остаются скульптуры, которые делали дети, такие как падающий воин или идущий в атаку политрук. И конечно же Книга памяти, в которую внесены имена 543 солдат, сражавшихся на грачёвской земле. 

Там же недалеко расположена братская могила, к которой приезжают родственники воинов, чтобы почтить память предков. Они приезжали из Владивостока, Москвы, Казахстана и многих других городов и даже стран. При этом в школе сообщают, что хочется провести работу по установке пилонов на могилу, но возможности пока такой нет. Ведь хочется, чтобы люди, которые приезжали почтить память, видели имена тех, кто здесь сражался.

Если говорить о поисковой деятельности, то порой работа школьников и преподавателей приносит удивительные результаты. Так, однажды случайно нашли работу ребят из Индонезии про их прабабушку, медсестру, которая воевала в районе Грачёвского поселения. Её звали Анна Кузьминична Гудкова –школьники занялись поисками, нашли сначала родственников и после связались с ветераном. Тогда по инициативе библиотекаря Ольги Ивановны Шевеховой и с помощью администрации посёлка в 2018 году Анна Кузьминична стала почётным жителем хутора Грачи. На её доме висит табличка с этим званием и также есть нагрудный знак. Анне Кузьминичне сейчас 98 лет, живёт она в городе Щёлково Московской области, школа всегда поздравляет её с праздниками и ведёт переписку. Она осталась единственным ветераном, с которым сейчас общается школа.

Уголок боевой славы в Грачевской средней школе

Но этой историей не ограничивается поисковая работа школы. Так, недавно приезжал один родственник и подарил школе гармошку, которая принадлежала погибшему бойцу. Или в прошлом году родственники нашли солдата, которого найти уже не надеялись. 83-летняя дочь смогла приехать из города Ульяновска к своему отцу, который навечно остался здесь, на грачёвской земле. Она привезла копии писем и фото её отца с фронта и передала их школе. Также есть целый фильм, посвящённый тому, как в 1983 году приезжали ветераны как раз 233-й стрелковой дивизии, как посещали братскую могилу и места, где они сражались.

– Очень важно сохранять историческую память, особенно когда дети этим сами занимаются. Они прикасаются к истории, которая оживает в их руках. Больше всего эмоций вызывает, когда дети сами добывают экспонаты в музеи, когда они соприкасаются с тем, что там есть. При этом важны музейные уроки, когда что-то можно подержать в руках, почитать письмо с фронта. Можно дать задание узнать, что тогда можно было в письмах писать, что нельзя. Они увидят, что жалоб от солдат тогда не было, в основном люди показывали свои чувства, звучали слова поддержки друг другу. Тогда ребёнок начинает понимать цену этого, начинает думать о ближних. Это учит бережному отношению к миру, учит заботиться о родине, и именно школа закладывает ребёнку все эти основы гражданственности и патриотизма, – отмечает учитель истории Городищенской СШ № 1 Татьяна Викторовна Денисова.Добавим, Волгоградская область — один из ведущих центров патриотического воспитания в России. В регионе действуют 64 поисковых объединения общей численностью 1200 человек, ежегодно к раскопкам также присоединяются поисковики из других субъектов РФ. Активно развивается юнармейское братство, и все больше детей и подростков проявляют интерес к ратной истории России.  Весной этого года в Волгоградской области состоялся смотр школьных музеев в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование». 15 команд из Городищенского, а также Еланского, Жирновского, Калачевского, Камышинского, Среднеахтубинского, Дубовского, Ленинского, Палласовского районов,  Урюпинска, Камышина и Волгограда презентовали экспозиции школьных музеев и были удостоены почетных грамот. В номинации «Описание фотографии ХХ века» победительницей стала  Алёна Паламарчук, представлявшая на конкурсе музей Боевой славы «Россошинский рубеж» Россошинской средней школы имени Героя Советского Союза Ивана Фроловича Бибишева.

Проект «Быть молодым»