Губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров на рабочей группе по подготовке заседания Президиума Госсовета по развитию Великого Волжского пути представил Помощнику Президента, Секретарю Государственного Совета Российской Федерации Игорю Левитину, губернатору Астраханской области Игорю Бабушкину, а также другим участникам проект обводнения Волго-Ахтубинской поймы, включающий строительство обводного канала. Возведение этого объекта позволит решить не только экологические, но и транспортные задачи: артерия может стать резервной для поставки дополнительного объема воды и обеспечения необходимых для судоходства глубин в нижнем бьефе Волги.
В рамках мероприятия рассматривалась текущая ситуация в области экономики, транспортной инфраструктуры, экологии и в туристической отрасли регионов, расположенных на Волге. Участники отметили, что на сегодняшний день развитие Великого Волжского пути имеет большую важность, а решение обозначенных на заседании рабочей группы вопросов напрямую влияет на социально-экономическое положение в приволжских регионах. От субъектов и организаций поступили предложения для включения их в обсуждение на заседании Президиума Госсовета.
Губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров выступил с инициативой включить в программу проект дополнительного обводнения Волго-Ахтубинской поймы, над которым регион работает совместно с ведущими учеными страны. Проектирование уже завершено, получено положительное заключение экологической экспертизы, на очереди — госэкспертиза.
Предложенный проектировщиками механизм предусматривает строительство подводящего канала, двух шлюзов-регуляторов, переливных плотин, берегоукрепительных сооружений, насосной станции и гидроэлектростанции. Андрей Бочаров подчеркнул, что изначально проект задумывался как исключительно экологический. Однако в процессе разработки концепции стал очевиден потенциал для дальнейшего комплексного развития региона, решения задач во многих других сферах.
В частности, ученые федерального Государственного океанографического института имени Н.Н.Зубова подчеркивают преимущества обводного канала как резервной артерии, поставляющей дополнительный объем воды для обеспечения судоходства в нижнем бьефе Волги в случае невозможности ее подачи в полном объеме через Волжскую ГЭС. В свою очередь, дополнительно формируемый по итогам реализации проекта сток гарантированно обеспечит необходимые для судоходства на Нижней Волге глубины: по сути, планируется воспроизвести природный гидрологический режим, существовавший на Волге еще до строительства плотины.
Андрей Бочаров выступил с предложением поддержать готовый к реализации волгоградский проект, имеющий синергетический эффект для комплексного развития транспортного комплекса Юга России и успешной реализации проекта «Великого Волжского пути».
Предложения по итогам обсуждения будут рассмотрены и учтены в ходе подготовки к заседанию Президиума Государственного Совета.
Подчеркнем, что развитие транспортно-логистической системы Волгоградской области с 2014 года носит комплексный характер: масштабное обновление получают инфраструктура и в целом сети автомобильных и железных дорог; отремонтированы причальные стенки речного вокзала Волгограда; построен новый аэропорт и др. Напомним, в 2021 году вопросы наращивания и качественного использования волгоградским регионом своего потенциала в этой сфере рассмотрены на выездном заседании комиссии Государственного совета РФ по направлению «Транспорт».