Удивительна, полна тайн и загадок наша древняя царицынская земля. История ее уходит в глубь веков, и старательный исследователь открывает для себя и читателей ветхие картины прошлого.
Сворачивая с федеральной южной трассы, между деревней Карповка и рекой Червленой, подъезжаем к поселку Новый Рогачик. Кто-то из проходящих мимо сельчан говорит по телефону: «Я у Белой крепости». Так местные жители называют свой храм, здание которого, действительно, чем-то напоминает крепость или башню, словно призвано оно защищать поселок от всего зла (физического или нематериального), происходящего в мире. Ослепительный, ярко-белый, так вырывающийся из унылых окружающих его серых зданий. Вечером или ночью храм выглядит особенно таинственно, словно хранит какую-то загадку.
История православного храма Божией Матери «Умиление» неразрывно связана и с историей самого поселка Новый Рогачик. И не все коренные жители с ней знакомы. А ведь она содержит интересные факты и события, происходившие на их родной земле. О некоторых корреспонденту «Междуречья» рассказал настоятель храма священник Сергий Воеводский.
Штыки и сабли в храмовой земле
История поселка весьма запутана, так как архив Волгоградской области содержит сведения только с 1920 года. Соответственно, принято считать, что история поселений, да и самого Царицына начинается только с победы Красной Армии. Вместе с тем, не так давно удалось найти ряд документов Войска Донского из архивов Ростовской, Саратовской и других областей, в которых упоминается, что село Новый (ещё один вариант – Верхний) Рогачик существовал уже в 16 веке.
В 19 веке, во время правления Императора Александра III, была открыта железная дорога, которая до сих пор является пропитанием и работой для многих селян. На территории поселка была дворянская усадьба, от которой сейчас осталось только озеро и дикие утки.
В начале 20 века переселенцы (или, возможно, местные жители) получили по Столыпинской реформе основательные земельные наделы и денежную помощь. Сейчас мало кто вспоминает об этом благодатном времени. Принято хвалить П. А. Столыпина, но ведь земельная и денежная реформа была создана гением другого человека – всеми ненавидимого и оклеветанного Императора Николая II. В советской историографии это время всегда чернили и крестьян-землевладельцев называли «эксплуатируемым элементом». Но во время советского периода истории ничего другого нельзя было писать.
На этой земле с мая по июнь 1919 года, на территории между рекой Червленой и деревней Карповка проходили кровопролитные бои Врангелевской армии. Это место освящено мученической кровью героев Гражданской войны, отсюда и особое почитание Новомучеников в храме «Умиление».
Вот как говорит генерал П. Н. Врангель об этих местах в 1919 году: «Хутора эти, зимовники донских коннозаводчиков, когда-то дышавшие богатством (выделено редакцией), ныне представляли собой груду развалин: дома стояли с оторванными дверьми, выбитыми окнами, фруктовые сады с деревьями, обломанными и обглоданными конями, амбары с растасканными соломенными и камышовыми крышами, заржавленными и поломанными земледельческими орудиями. Все являло собой картину полного разрушения, следы многократных боев. Огромное, разбросанное по всей степи, количество трупов коней, рогатого и мелкого скота дополняло эту унылую картину».
В этом году исполняется ровно 100 лет со дня «стояния» белогвардейских войск на территории поселка Новый Рогачик перед решающей битвой за Царицын.
Вот несколько цитат из тех фрагментов воспоминаний генерала П.Н.Врангеля, где описывается стояние у реки Червленой.
«Стояла тихая звездная ночь. Воздух напоен был степным ароматом. Далеко по степи раскинулись бивуаки полков. Я спал на бурке, подложив под голову подушку седла. Кругом слышались голоса казаков, фыркали кони, где-то далеко на заставе слышались выстрелы. Казалось, что история перенесла нас на целый век назад, в эпоху великих войн, когда не было ни телеграфов, ни телефонов, и вожди армий сами водили войска в бой»
«29-го мая 2-й и 4-й корпуса подошли к реке Червленой, с боем форсировали ее и сбили державшегося на северном берегу противника»
«Ввиду сложившейся обстановки я решил оттянуть войска к линии реки Червленая и д. Карповка, и здесь ожидать подхода подкреплений..»
Начало общего наступления с рассветом 16-го июня».
«С тех пор, в течение сорока дней, не зная отдыха, вы гнали врага. Ни безводье калмыцких степей, ни палящий зной, ни отчаянное сопротивление врага, к которому беспрерывно подходили подкрепления, не могли остановить вас. Слава о новых подвигах ваших пронесется как гром, и весть о ваших победах в родных станицах, селах и аулах заставит гордостью забиться сердца ваших отцов, жен и сыновей. (из приказа № 57 от 18.06.1919 ген. Врангель).
На основании Указа Митрополита
По идее главнокомандующего Добровольческой Армией генерала Деникина, планировалось соединение двух армий: с юга – Кавказской Армии П. Н. Врангеля и с северо-востока – армии А. В. Колчака. После объединения двух армий можно было нанести окончательный удар по большевикам. Соединение армий планировалось в Царицыне. Но осуществить этого не удалось,и «Красный Верден», после непродолжительного врангелевского периода, снова стал «красным», теперь уже сталинским. И до сих пор при садовых работах на территории храма нередко в земле обнаруживаются куски старинного оружия, патроны времен гражданской войны, куски штыков, сабли.
Православный приход был создан на основании Указа Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа и существует с 2006 года. Назван Приход в честь иконы Божией Матери «Умиление», историю которой связывают не только с преподобным Серафимом Саровским, но и с подвигом новомучеников. Так, например, царская семья молилась перед этой иконой в Ипатьевском доме.
Архитектурные особенности здания храма обусловлены историей Врангелевского движения и популярной в эпоху Гражданской войны – темой возвращения к историческому периоду дониконовских архитектурных решений (пример – Феодоровский храм в Царском селе, Марфо-Мариинская обитель, роспись Нестерова и т.д.).
Сам генерал построил храм в традициях древнего новгородского зодчества.
Отсюда и выбор проекта: в основе храма проект новгородского зодчества начала 14 века. Это можно наблюдать по особенностям строения крыши, вырезам, глухим окошкам, вырезным деталям. В храме очень редкая акустика — за счет сложной крыши звук необыкновенно усиливается и возникает эффект «поднимания ввысь». Нужно заметить, что это очень редкое явление для городских храмов.
Основной цвет храма также в лучших новгородских традициях – пронзительно белый — цвет белогвардейского движения. Цвет чистоты и благородства. Никаких ярких, бросающих вызов красок, никакой позолоты, никакого мещанства. Для купола выбран цвет «кобальт».
Строительство храма производилось силами потомков семей дворян Зыбиных, Гриневых и Ильинских. Эти военные дворянские роды участвовали в Добровольческой Армии, мемориальную табличку с именами которых можно видеть в алтаре храма. Все мужчины этих родов были военными – моряками, артиллеристами и т.д., и сложили голову за Отечество. В память о потомках, около храма поставили привлекающий внимание прохожих и проезжающих мимо машин памятный знак – лодочка с развевающимся Андреевским флагом.
В честь праздника св. Царственных Страстотерпцев – Императора Николая II и его семьи рядом с храмом построена беседка. Оформление ландшафтного дизайна вокруг нее напоминает крымскую землю – последний кусочек русской земли для уезжающей из Севастополя Добровольческой Армии Врангеля.
На территории храма заботливо высажены крымский можжевельник, крымская сосна, украшено инкерманским камнем и греческими амфорами.
Кроме богослужения, здесь проводятся тематические мероприятия, направленные на просветительскую, образовательную и военно-патриотическую работу. Регулярно проводятся лекции, всевозможные выставки и исторические реконструкции. Организуются творческие и литературные конкурсы для детей.
На Пасху в приходе выступают два приходских хора. В их исполнении звучат произведения Архангельского, Бекаревича и др., из древних византийских нот, тропари Пасхи на английском, французском, греческом, латинском, славянском и еврейском языках.
Настоятель прихода иерей Сергий Воеводский является помощником благочинного Городищенского округа по образовательной и катехизаторской работе. Поэтому в работе используются современные образовательные методы – научного диалога, исторического конкурса, исторической реконструкции, конкурсы исторического платья, военно-патриотические занятия с молодежью (рассказы про героев Куликовского поля, адмирала Ф. Ушакова, Суворова, об эпохе Смутного времени и его героях и т. д.), а также приобщение к музейной работе.
— Не всегда удается провести занятия в холодное время, так как. храм не отапливается и пока не подключены коммуникации. Средств на подключение газа у нас, к сожалению, нет. Поэтому ребятишки прихожан занимаются в летнее или осеннее время, пока тепло, — печалится отец Сергий.
Но, несмотря на многочисленные проблемы, приход продолжает существовать, развиваться и расти. Все больше людей приходят сюда. Бывает так, что некоторым людям сразу трудно зайти внутрь и отстоять службу, но они с удовольствием занимаются садом возле храма, тем самым приближаясь к Богу. И прилегающая территория, благодаря прихожанам, словно «дышит» заботой и любовью.
— Сейчас мы планируем возродить социальное служение – создать пункт для помощи людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Они не могут, стыдятся и не умеют просить милостыню, но им тоже нужна помощь: одинокие матери, многодетные семьи, пожилые люди, или просто потерявшие работу и любую радость в жизни. Если будет на это воля Божия, то приход сможет осилить и этот проект.
Господь всегда помогает тем, кто искренне верит в Его помощь.
За нами закрываются ворота «Белой крепости». Еще долго смотрит нам вслед батюшка Сергий, крестит нашу машину, словно оберегая и защищая нас, и мы возвращаемся в наш привычный и нескончаемый круговорот дел, который называется мирская суета.
Но душа изменилась навсегда: передо мной всегда стоит таинственный образ «Белой крепости», как опоры и поддержки в земной жизни.