Так устроена жизнь, что безграничные моменты радости сменяются тревогой, на смену печали возвращается радость. Бывает и так, что в одиночку мы не можем преодолеть различные комплексы, перебороть страхи. Когда сложно или вовсе не получается разобраться в ситуации самостоятельно, на помощь приходит психолог.
Сегодня мы пришли в гости в Городищенский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних к детскому психологу – Нине Бегларовне Дурмиш-Оглы.
В начале лета были подведены итоги регионального конкурса «Лучший работник учреждения социального обслуживания», в котором Нина Бегларовна стала победителем в номинации «Лучший психолог учреждения социального обслуживания» и награждена Почётной грамотой губернатора Волгоградской области и Дипломом победителя (заняла 1 место!).
Обстановка в рабочем кабинете психолога удивляет с порога. Небольшое пространство наполнено теплом, уютом, здесь точно хочется остаться – атмосфера располагает.
– Нина Бегларовна, поздравляем Вас с победой в конкурсе. Скажите, пожалуйста, то, что вы психолог и работаете с детьми, это случайный выбор или мечта всей жизни?
– Я закончила Волгоградский Государственный университет, имею квалификацию психолога, преподавателя психологии. Уже пять с половиной лет тружусь в социальной сфере. До того, как я начала работать в Городищенском социально-реабилитационном центре, был уже опыт работы в аналогичном учреждении. В начале трудового пути думала, что не смогу работать с детьми, ведь это очень тяжело, слишком большая ответственность. Но, взвесив всё, решилась. Ведь опыт взаимодействия и практики лучше всего можно получить, работая с детьми. Если ребёнок чего-то не хочет, его намного сложнее переубедить что-то сделать иначе, или исправить это. Собственно, сейчас я не представляю себя без помощи детям, поддержать их, укрепить моральные силы – вот с какими мыслями я каждый день прихожу сюда.
– Каждый ли день вы проводите занятия с детьми?
– У меня восьмичасовой рабочий день с понедельника по пятницу. С 8.30 до 12.00 провожу занятия, в основном индивидуальные, но бывают и групповые конечно, по 2-3 человека. С 13.30 до 15.30 я веду документацию на каждого ребёнка, заполняю психологические карты, и с 15.30 до 17.30 я снова с детьми. Минимум, один раз в неделю у каждого воспитанника центра есть занятие с психологом, оно длится 30 минут, но бывает и час, удлинённое время более актуально для подростков. Я стараюсь учитывать потребности каждого. А как по-другому? Иначе не будет результата.
– Если в жизни ребенка всё же произошло неприятное событие, каковы шансы, что психолог поможет и с какого возраста малыши способны запоминать прошлое?
– Если говорить о самых маленьких, то у них не так работает память, как у нас. До 7 лет следы психологических травм можно максимально сгладить. Если хорошо проработать эти моменты, то дети могут совсем не вспоминать о негативе, не возвращаться в воспоминаниях к этому в дальнейшей жизни. У ребят постарше, к сожалению, травмирующие воспоминания бесследно не исчезнут.
– Что вам требуется для работы, чтобы максимально помочь ребятам преодолеть трудности?
– Психологу для работы достаточно листа и ручки. Но, в современном мире существует много различных методик и предметов-помощников. Одно из особых мест занимает песочная терапия, которая рассчитана на детей от 3 до 18 лет. В нашем учреждении установлен специальный стол с разноцветной подсветкой и максимально очищенный песок. Этот вид терапии направлен на регресс человека в прошлое. На символическом уровне мы прорабатываем те психо-травмирующие факты, которые случились в жизни. Например, с детьми, с которыми было жестокое обращение, мы проигрываем всю ситуацию. Они прорисовывают своих родителей, которые наносили им вред, рисуют себя. Песок хорош тем, что нарисовать с его помощью можно всё, что эмоционально таится у ребёнка в душе. Песку хуже не станет, а ребёнок может одни образы зачеркнуть и создать новые, которые он хочет видеть. При рисовании мы используем и игровую терапию – с помощью небольших игрушек прямо на поверхности стола, среди песка мы строим целые города, свой социальный мир, в котором определяем место каждого человека. Есть дети, у которых не реализована потребность в любви, они хотят контактировать с чем-то руками, песок им необходим. А те, кто наоборот страдает от гиперопеки родителей, они наоборот не хотят взаимодействовать с сыпучим.
– В вашем кабинете очень много интересных предметов, расскажите, пожалуйста о них.
– У нас есть небольшой ленточный лабиринт, мы называем его лабиринтом волшебства. Он используется в комплексе. Ребёнок выполняет релаксацию, представляет себя другим организмом, например, девочки любят мысленно превращаться в бабочек. Замкнутое пространство и яркие краски располагают к тому, чтобы возникало ощущение иллюзий. Детям удаётся очень легко себя увлечь, как будто они находятся в другом пространстве, раз вокруг ленточки, значит они не здесь, они спрятались и опять же, уединение тоже полезно бывает. Побыть одному и сменить обстановку – естественное желание каждого человека.
– Вот вроде бы просто ленточки, а оказывается настолько полезными могут быть. А что за интересные мерцающие разными цветами нити напротив?
– Это фиброоптический пучок. Необходим для лечения цветом. Это и релаксация, и снятие напряжения уровня тревожности, агрессии. Ребёнок усаживается, я могу в это время читать релаксационный текст, а он может трогать пучки, завязывать их между собой, играть. Замечаю, что эта установка вызывает максимум положительных эмоций, все как один тянутся к ней. По детям видно, особенно, если они перевозбуждены, то они успокаиваются, расслабляются.
– У вас небольшое пространство в кабинете, но ощущение, что каждый предмет здесь не просто так. Вы сами выбираете, что вам нужно в работе?
– У каждого специалиста свой универсальный набор своеобразных помощников в работе. Когда я пришла сюда три года назад, ничего этого здесь не было. Мы обратились в фонд имени Е. М. Примакова, который помогает детям, оставшимся без попечения родителей, и обосновали необходимость для наших детей такого оборудования. Благодаря фонду, все покупки были оплачены. Помимо того, о чём вам уже рассказала, это и панель развития моторики, и пузырьковая панель, и прозрачный мольберт. Все эти супервспомогательные вещи очень нужны в работе, детям интересно. И, самое главное, они могут почувствовать себя героями сказки, в которой ярко, красиво и волшебно. Конечно, работа психолога, у которого нет подобных приборов, не должна быть менее эффективна, ведь с кисточками и с бумагой тоже можно продуктивно работать. Ещё я использую в работе обычное зеркало, с помощью которого мы активно занимаемся. Не так-то просто посмотреть в глаза даже самому себе, тем более, что-то высказать.
– На что бы вы хотели обратить внимание родителей?
– Прежде всего, нужно помнить, что основа, которую дети получают в семье – это безопасность. И создать максимальное чувство комфорта, чтобы ребёнок ощущал себя в безопасности – вот одна из задач мам и пап. Только в этих условиях дети могут гармонично развиваться, поэтому не стоит злоупотреблять запугиванием детей. Да, бывают ситуации, когда кажется, без «бабайки» не обойтись, но лучше говорить со своими детьми и объяснять им, почему то или иное можно, либо нельзя. Если вдруг вы понимаете, что воспитание зашло в тупик, что не можете самостоятельно помочь своей кровиночке справится с какой-то проблемой, не тяните, обратитесь к детскому психологу. Мы не врачи, мы не имеем права лечить, но наши знания могут помочь вам в решении трудных ситуаций.
Татьяна Тушканова