Книга — лучшая покупка

День торговли в России принято праздновать в четвертую субботу июля. Для нашей страны это довольно значимый праздник. По данным Росстата, в сфере торговли работает более трех миллионов человек — это практически половина всех малых предприятий. Немалое число городищенцев тоже заняты в этом секторе экономики. Накануне профессионального праздника журналист «Междуречья» пообщался с представительницей социально-ответственного бизнеса.

Любовь Богданенко из Новожизненского поселения уже почти 10 лет развивает магазин по продаже книг и канцелярских товаров. Когда перед Любовью Петровной, после некоторого перерыва в профессиональной деятельности, встал вопрос о том, какой вид предпринимательства выбрать, бизнес-леди особо не раздумывала. Книги она любила с детства. В школе регулярно посещала библиотеку, не ограничиваясь школьной программой, книги сопутствовали ей и во взрослой жизни, когда она работала агрономом в местном НИИ, а затем специалистом в поселковой администрации.

— Каждое литературное творение для меня — сродни живому общению с его автором, — говорит собеседница. — Книга — это мысли, чувства, мудрость писателя. Это возможность окунуться в незнакомый мир, побывать в другой стране, эпохе, прикоснуться к истории. Мне всегда нравилось посещать книжные магазины и выбирать различные произведения самой. В нашей семье изначально культивировалось чтение, когда, например, старшие читали сказки младшим, когда с помощью книги родители общались со своими детьми. Сейчас эту любовь к книге я пытаюсь передать внучке.

Адаптация к новой для себя сфере деятельности, предпринимательству, для Любови Петровны проходила не просто. В течение долгого периода она переписывалась с издательствами, местными и московскими, выясняла условия совместной работы, изучала договора, старалась найти такие варианты, которые были бы приемлемы для сельских условий, жителей. Пока наконец не нашла партнера — филиал крупной компании, с которой работает до сих пор.

Сначала на месте современного павильона стоял вагончик. Бизнес начинающего предпринимателя поддержали муж и сын. Покупатели также стали благодарить: не нужно из-за каждой мелочи «ломать голову» и отправляться в город. Появилась хорошая возможность купить в двух шагах от дома учебники, тетради, канцелярские принадлежности.

Шесть лет назад появилась еще одна торговая точка — в Кузьмичах. Все эти годы с Любовью Петровной работали ее продавцы — Светлана Решетникова, Надежда Волькова, Ольга Желтобрюхова: люди, преданные делу, уважающие покупателя, понимающие и ценящие книгу.

Правда, с годами стеллаж с литературой в удобном, комфортном магазинчике сократился до нескольких полок.

Теперь здесь можно приобрести не только книги, но и портфели, сумки, калькуляторы, настольные игры, наушники и даже телефоны. Впрочем, прилавок с печатной продукцией, включая журналы и газеты, тоже присутствует. Ольга Желтобрюхова, сама любительница чтения, уверена, что «ставить крест» на бумажных носителях пока рано. Во всяком случае, в ее семье книги читают только в печатном виде. По мнению продавца книг, тексты в Интернете люди в своем большинстве просматривают «по диагонали», совершенно с другими мыслями и другим темпом, что, например, для классических произведений не вполне приемлемо. А в магазины за книгами и печатной продукцией заходят не только мамы, которые готовят к школе первоклашек, но и люди разных возрастов и социальных групп. Покупают сборники кроссвордов, детективы и классику, свежую прессу, энциклопедии и историческую литературу.

— Меня радует, что покупателей до сих пор интересует Чуковский, Барто, Пушкин, Толстой, — отмечает Богданенко. — Мы стараемся устанавливать цены с учетом покупательской способности селян, учитываем их пожелания по товару. Больших денег в этой сфере не заработаешь, но мне моя работа нравится. Я занимаюсь любимым делом.

Отметим, хлопот у предпринимательницы хватает. Отчеты, платежи, налоги… Беспокойство вызывают постоянно растущие расходы на электроэнергию. Директор магазина уже несколько лет не была в отпуске. Сам вид бизнеса довольно сложный. Даже в райцентре с 20-тысячным населением книжный магазин уступил свое место другим видам торговли, что уж говорить о небольших поселках. Приходится прилагать немалые усилия, чтобы удержаться «на плаву», продумывать свою стратегию, радовать покупателей новинками. Любови Петровне не раз предлагали перепрофилировать свое предприятие, сделать, например, еще одну «пивную точку». Но она уверена, что любовь к литературе — вечна, на ней зиждется культура общения. И это достойно большого уважения.