«Нужно будет — сяду и за штурвал трактора»

Среди фермеров района немало женщин. У каждой из них свой путь в сельское хозяйство. Кто-то резко поменял сферу деятельности, отложив в сторону бухгалтерские счеты и учительскую указку, кто-то никогда не уходил с земли. Жительница Самофаловки Светлана Носова в течение жизни успела побывать в разных ипостасях — роли снабженца, кабинетного работника, но всегда ощущала связь с землей и своим родным поселком.

В свое время родители Светланы Анатольевны окончили сельхозинститут, были направлены по распределению в Клетский район, позже — в Горную Поляну. В 1979 году ее отец Анатолий Семенович был назначен директором совхоза, и семья переехала в Самофаловку. Здесь Светлана окончила школу, пошла по стопам родителей, получив высшее сельскохозяйственное образование и специальность гидротехника. Вернулась в «родные пенаты», где ей предложили должность инженера по снабжению.

Работа интересная, но с распадом совхоза, пришлось осваивать новую профессиональную стезю. Волею случая, в девяностых, она стала корреспондентом сельхозотдела газеты «Междуречье».

Как вспоминает Светлана Анатольевна, пришлось немало поколесить по району, узнать руководителей хозяйств, директоров предприятий, познакомиться со многими интересными людьми и профессионалами агросферы. Время было сложное, но знание отрасли, умение находить общий язык с любым человеком, целеустремленность и энергия, позволили ей задержаться в редакции на целых пять лет. Позднее при поддержке отца и брата Сергея она занялась малым бизнесом — стала развивать продовольственный магазин.

А фермерством занялась пятнадцать лет назад. Магазин пришлось закрыть — крестьянский труд требует полной самоотдачи. Семья приобрела паи, сделав ставку на зерновые — озимую пшеницу и ячмень.

Первое время фермеры пытались выращивать бахчевые, но сохранить выращенную продукцию было непросто. Как не охраняй, то корова соседская забредет, то ночные воришки наведаются. В итоге КФХ сделало выбор в пользу зерна.

Климат в районе засушливый, 36 центнеров с гектара в лучшие годы — это «потолок», более реальная цифра — 18-20 центнеров. Но жить можно, учитывая близкое соседство Качалинского элеватора и стабильный сбыт. Там принимали зерно и, по сути, сами искали покупателя.

— Это позволило хозяйству приобрести необходимый парк техники, — делится Светлана Носова. — Сеялки, прессы, трактор «Беларус», комбайн «Енисей», другие агрегаты. Для работы все есть — проблема в кадрах. Квалифицированные специалисты уезжают на заработки в столицу. Подрастающее поколение, к сожалению, лишено возможности получить специальность тракториста в период школьной учебы, как это было в наше время. Поэтому найти тракториста — целая история.

Выручает брат Сергей, каждый сезон он садится за штурвал комбайна. А вот механизаторов, способных работать и ремонтировать технику, практически не осталось. Впрочем, кадровые проблемы характерны для всех хозяйств района, независимо от объема производства. Светлана признается, что иногда у нее возникают мысли самой сесть на трактор.

— Наше хозяйство развивается и благодаря растущему интересу селян к ведению личного хозяйства, — рассказывает она.— Люди заводят КРС, барашков, другую живность. Им нужен фураж. В этом году мы планируем реализовать сено. Благо, его производство практически не требует затрат — только средства на солярку. Трава растет сама. Спрос на сено есть, мы предлагаем интересные цены и народ покупает. В последние годы мы и сами стали заниматься животноводством. Корова выручит селянина всегда, в самый голодный год это мясо и молоко. У нас уже сформировалась своя клиентура в городе.

Правда, молоко — дело сезонное. Наступило лето, основные потребители молока, дети, разъехались на каникулы, и нужно искать новые источники дохода. Впрочем, качественная говядина всегда будет в цене. Так из разных источников и формируется бюджет крестьянско-фермерского хозяйства Светланы Носовой.

А вообще, работа в сельхозпредприятии продолжается круглый год. Зимой — дойка коров, весной — сев, летом — сенокос, осенью — озимые.

В прошлом году Светлана Носова рядом со своими землями обустроила пруд. У небольших озерков рабочие насыпали плотину. Поначалу воды не было, но весной снег спустился в балку и там растаял. Открылись родники. Сейчас глубина в пруду около трех метров, можно начинать разводить рыбу.

— В планах — расширение пруда, обустройство охотничьих угодий, — заключает агроледи. — Мне такие заботы приятны, работа на земле с детства вошла в привычку и осталась главным делом на всю жизнь

Александр ПЕТРОВ