«…Окопы рыли и брынзу делали»

В августе прошло несколько юбилейных поздравлений с письмом «от самого Путина». Вот и Анне Григорьевне Маркиной из Ерзовки исполнилось 90 лет. Большая дата-юбилей!

Чувствовала себя Анна Григорьевна в этот день не ахти, но бунтарский непокладистый характер и сейчас в ней ощущается. Благодаря ему и выжила в суровые военные годы, и детей достойных воспитала. Оба — сын и дочь — окончили физфак нашего Волгоградского педагогического.

В 77-ом не стало мужа Николая. На шесть лет он старше был своей Анны, в 49-ом, после войны они поженились. Николай — ветеран войны, дошел аж до самого Берлина! И опять все тяготы о детях и о доме на ней.

У Анны Григорьевны четыре внука и уже пять правнуков! Сын Михаил Николаевич Маркин и дочь Тамара Николаевна Мызгина в этот юбилейный день рядом. На столе букеты цветов, виноград, подарок от администрации Ерзовского городского поселения — бокалы к чаю и электрический чайник. И тот самый конверт с обратным кремлевским адресом. Торжества большего и не задумывали отмечать, так просто посидеть с родными своими, да еще вспомнить, как оно все было.

Живет сейчас Анна Григорьевна с дочерью Тамарой. А родилась в Палласовском районе, на Эльтоне в селе Житкур. Работала всю жизнь в сельском хозяйстве. Приходилось заниматься многим: и в теплице высаживать рассаду, да ухаживать потом, в птичнике за птицей смотреть.

«В войну, — рассказывает о маме дочь Тамара Николаевна, — окопы они рыли — девчонки молодые. Тяжело было им очень! Из овечьего молока делали брынзу нашим солдатам, на Сталинградский фронт. Мама говорила, что брынза особенно вкусная именно из овечьего молока. Семья у моей мамы была большая — две сестры и четыре брата. В 33-ем от голода умерли их отец и два младших брата. А в 42-ом на войну забрали одного из оставшихся двоих старших братьев. Через несколько месяцев, в июле, пришло известие, что он без вести пропал. Так и не знаем до сих пор, где он свою голову сложил. Самый старший брат единственным из братьев остался в живых. Хоть и ранен был на войне, но выжил. После войны жить стал в Ленинграде, в том самом Смольном работал поваром! Мама к нему ездила в гости. И по музеям походила, и в пригороды знаменитые ездила! Но в Питер переезжать не захотела. Погода питерская с дождями ей не понравилась. Среди своих родственников мама — одна такая у нас долгожитель».