Помощники природы

Леса для Волгоградской области и Городищенского района имеют особое значение. Впервые всерьез о проблеме увеличения «зеленого фонда» российские ученые задумались в конце XIX века, когда пески вплотную подошли к казачьим пахотным наделам. С тех пор кропотливая работа по сохранению и преумножению лесного хозяйства велась на протяжении многих поколений.

Серьезное внимание сохранению лесов придавалось в дореволюционной России, планомерным их увеличением государство занималось в довоенные и послевоенные годы. Именно благодаря этим государственным программам на всей территории Волгоградской области появились большие массивы хвойных насаждений.

В отличие от других регионов России, волгоградский лес используется не в промышленных целях, а, в основном, выполняет защитную функцию. Если бы не многочисленные лесопосадки, то на месте областного центра вполне могла бы образоваться пустыня с метровым слоем песка. Именно благодаря многолетнему труду специалистов лесхозов и Волгоград, и многие райцентры области по праву можно назвать зелеными. В селах, в поймах рек немало мест, где можно прекрасно отдохнуть, насладиться окружающей природой, познакомиться со всем разнообразием местной фауны. Кроме того, созданные специалистами лесхозов лесопосадки задерживают снега на полях, защищают почвы от эрозии, что имеет важное значение для сельского хозяйства.

Организация, которая осуществляет контроль за сохранением, использованием и увеличением «зеленого фонда» — ГКУ ВО «Волгоградское лесничество».

Его директор Геннадий ПОПОВ, возглавивший учреждение в прошлом году, — человек в лесном хозяйстве не случайный. Он — представитель целой трудовой династии, начало которой положил еще его прадед Алексей Федорович Попов. Еще задолго до революции Алексей Попов работал лесным объездчиком в Кумылженском районе. Работа деда была большей частью связана с сельским хозяйством, а отец многие годы руководил лесхозом в Клетском районе. Геннадий с детства помнит, как бережно относились к лесу в станице Клетской, сколько усилий прилагали, чтобы вырастить хвойные породы, как грамотно была организована работа и какая государственная поддержка была у соответствующих служб.

Леса была столько, что в восьмидесятые годы в Клетской было налажено небольшое производство. На местной лесопилке делали лодки, будки, и другую продукцию, вызывающую неизменный интерес крупных хозяйств и организаций.

Вопрос с выбором будущей профессии для Геннадия Попова не стоял — конечно, работа в лесничестве. После окончания Воронежской лесотехнической академии и службы в армии, он начал карьеру в Тракторозаводском лесничестве, где приобрел необходимый опыт, продолжил в Вертячинском, впоследствии став его руководителем.

— Специфика работы в Вертячинском сельском поселении заключается в том, что здесь более 150 арендаторов, — рассказывает директор. — Довольно внушительная территория — от Песковатки по Дону до Трехостровской. Основная цель аренды — рекреационная. Причем, там даже капитальные строения по закону на этих участках нельзя устанавливать, и все домики, которые там строятся — держатся на сваях. Это даже удобно в половодье. Наша задача — осуществлять контроль, плановые проверки в течение пожароопасного периода, следить за выполнением договора, пресекать несанкционированные вырубки.

Контролировали вырубку — ведь у нас фактически каждое дерево на учете.

Как показывает практика, контроль необходим. Только в этом году на нерадивых лесопользователей было составлено 68 протоколов с наложением штрафов за различные виды нарушений.

В Волгоградское лесничество, помимо Вертячинского, входят еще три — Горно-Балыклейское, Дубовское и Городищенское. Это довольно обширная территория, охватывающая лесные массивы до Нового Рогачика, Качалино, и даже Камышина. У каждого из них своя специфика, свои особенности. Есть они и у Вертячинского лесничества.

Немалая часть растений здесь — самосевные, природного происхождения — белый тополь, ясень, верба. Искусственно созданные леса, где растет обыкновенная сосна вперемежку с крымской, занимают площадь в 500 гектаров. Лесничие, с помощью подведомственной организацией — лесопожарного центра, осуществляют плановые работы — чистят лес от сушняка, сажают новые деревья, создают минерализованные полосы и ухаживают за ними, вовремя избавляя от сорняков. Минполосы выполняют важную функцию — при пожаре защищают лес от огня.

— В этом году было много дождей, и мы вздохнули с облегчением, — говорит Геннадий Попов. — Отмечается бурный рост растительности, появились даже такие травы и растения, которые увидишь не часто. А вообще в плане противопожарной безопасности ситуацию в районе простой не назовешь. Много бесхозных полей, на которых произрастает сорняк. Жаркий климат. Но главное — человеческий фактор. Тут трудно предугадать, где вспыхнет пожар — в поле или в лесу. Иногда фермер выжигает поля, и огонь приходит в лес. Или компания заехала отдохнуть и оставила непогашенным костер. У нас ведется большая профилактическая работасо всеми категориями населения — школьниками, фермерами, арендаторами, но за всеми не уследишь.

У Волгоградского лесничества налажено тесное взаимодействие со многими образовательными учреждениями, где работают экологические отряды, которые со своей стороны тоже осуществляют помощь лесникам. Большое значение имеет просветительская, информационная работа, однако проблем у службы хватает. Конечно, здесь еще остались высококвалифицированные кадры, которые отдали делу охраны природы не одно десятилетие, но молодежь идет на эту работу не охотно. Существенно сократилось и число сотрудников. А на проблемы службы обычно обращают внимание только после каких-то нежелательных ЧП. Случился памятный всем пожар у поселка Каменный Буерак — лесничеству сразу выделили новые пожарные машины.

— Простой нашу работу назвать нельзя, — признается Геннадий Попов. — Ухудшается климат — высокие температуры, засухи. Ежегодно мы сажаем до 20-50 гектаров новых деревьев с соблюдением технологий, но не все они приживаются, адаптация идет сложно. Над этим вопросом тоже следует подумать нашим ученым. Ну а вообще, работа в лесничестве интересная. Какими не были условия, а в службе остались люди, которые по настоящему «прикипели душой» к своей работе. Во всяком случае, постараемся сделать все, чтобы сохранить для района и области наш бесценный экологический ресурс.