Большая часть городищенских фермеров в последние годы отказывались от выращивания озимой пшеницы в пользу овощей. Однако в районе немало зерновых хозяйств, чью деятельность можно назвать по-настоящему успешной. Одно из них — КФХ Мордвинцевых из Паньшинского сельского поселения.
Хозяйство было создано в 1991 году Иваном Мордвинцевым, уроженцем хутора Орлы Михайловского района. В прошлом военный, потом работник таксопарка, он, в числе многих других начинающих фермеров, взял землю под разведение бахчевых — арбузов, дыни, тыквы. Из той первой двадцатки бахчевников на земле практически никто не остался, а хозяйство Мордвинцевых не только развивалось, но и вышло на новую «стезю» — производство зерновых. Эстафету отца перехватил сын Сергей, который, следуя его примеру, переехал из города в село. Несмотря на то, что прежняя его профессиональная деятельность никак была не связана с сельским хозяйством, процесс адаптации к деревенской жизни прошел безболезненно.
— Нужно было помогать отцу, — вспоминает он. — Поначалу ему достались самые плохие земли за Донским. Времени на то, чтобы задумываться о том, насколько все это сложно просто не было — нужно было работать. Так, по крупицам собирали технику, обустраивались, осваивали выращивание зерновых. Потом приобрели паи в Паньшино, развивались. В этом году, например, посеяли 1350 гектаров озимой пшеницы и 300 гектаров ячменя. 1200 гектаров — под парами. Средняя урожайность — около 16 центнеров с гектара.
Нынешний год для хозяйства Мордвинцевых был полон сюрпризов. В зиму всходы на многих полях района ушли изреженными, специалисты констатировали плохое состояние половины озимых, особой надежды на то, что они выживут, не было. Но весной ситуация изменилась — прошли обильные осадки, и пшеница закустилась. Правда, сильные, продолжительные дожди вместе с ветром, спустя время, создали другие проблемы — озимку порядком поваляло. Если в первый урожай было собрано зерно 3 класса, его заложили на хранение, то после очередной порции дождей на полях проросла трава, а потери по озимой и ячменя в среднем составили около 30%.
— Но, в целом, год по погодным условиям выбивается из общего ряда, — говорит Сергей Мордвинцев. — Потому что выращиванием пшеницы в условиях засухи заниматься сложно, и всю жизнь зерновые хозяйства в районе были дотационными. Нас спасает налаженный сбыт. Потребности одного крупного предприятия, расположенного в Иловлинском районе, достигают 250 тысяч тонн зерна в сутки. Большей частью мы работаем на него. А зерно 3 класса отвозим в Новый Рогачик.
В нынешнюю уборочную страду главе КФХ активно помогали старые, «проверенные в деле» кадры — комбайнер Сергей Гончаров, водитель КАМАЗа Сергей Рябышев и целый ряд других опытных механизаторов. Практически впятером они управлялись с большим парком техники — комбайнами, тракторами, грузовиками. Все работники — местные и жители станицы Трехостровской Иловлинского района.
По словам фермера, люди эти ценны тем, что способны не только управлять техникой, но и поддерживать ее в хорошем состоянии, порою демонстрируя настоящие чудеса смекалки. Техника далеко не новая. Например, «Кировцы» куплены еще в конце восьмидесятых.
— Жаль только, что это представители старшего поколения, — говорит глава КФХ. — А система подготовки молодых кадров на селе осталась в прошлом. Более того, молодежь не приучена к сельскому труду и не считает его престижным. Это удивительно. Казалось бы деревня, свежий воздух, с детства труд на приусадебном участке! А молодежь, в основном, за компьютерами. Единицы из школьников участвуют в уборке плодов в соседнем поселке. В былые годы они приучались к труду чуть ли не с пятого класса. И никто не считал это зазорным. Рано знакомились с техникой, садились за штурвал комбайна, на трактора, помогали родителям. Возникал интерес к крестьянскому труду, была молодая смена.
По мнению Сергея Мордвинцева, у городищенских земель большой потенциал, главное — грамотно подойти к развитию агросектора, создавать благоприятные условия для того, чтобы людям было интересно работать в сельском хозяйстве.
Например, глава КФХ подумывает об освоении животноводства, но пока та немногочисленная живность, которая имеется в хозяйстве — свиньи, телята, овцы, немного птицы, в основном, предназначены для питания рабочих, проживающих на территории хозяйства. А кампании по борьбе с лейкозом среди коров, птичьим гриппом, и АЧС, очередная «волна» которой вновь достигла нашего региона, пока не прибавляет энтузиазма сельским жителям. По данным последней сельской переписи, в соседнем хуторе Донском из птицы осталось всего четыре утки. Хутор постепенно превращается в дачный поселок. Да и в Паньшино содержание КРС — скорее исключение, чем правило.
Между тем, кормовая база для развития животноводства есть. В хозяйстве около 700 гектаров пастбищ. Если для развития животноводства будут создаваться благоприятные условия, то в перспективе можно будет развивать и КРС, и овцеводство.
В течение многих лет график работы Сергея Мордвинцева практически не изменился. Ранним утром он выходит в поле и возвращается только с наступлением темноты. Работает практически без выходных и отпусков. Выходные возникают стихийно — из-за дождей или зимой, когда приводится в порядок техника. Но, несмотря на сложности, к наступлению осеннего сева озимых хозяйство подошло «во всеоружии». Семенной запас достигает 20 тонн — в основном такие сорта, как «Камышанка-4» и «Донской маяк», техника готова, топливо закуплено.
— Если погода не подведет, все работы будут проведены по плану, — уверяет фермер. — Ну а к трудностям нам не привыкать. Правда, на перспективу думать все-таки надо, это касается и подготовки кадров, и создания условий для развития других отраслей агросектора, если мы хотим, чтобы область была обеспечена зерном и мясом.