Кто поможет нам отжаться?

Старт движения ТОС был в Волгоградской области бурным. За опытом приезжали со всей страны. Например, уже к 2010 году в регионе были готовы провести первое мероприятие российского уровня. Тогда на организованном в Волгограде Всероссийском семинаре «ТОС: роль и место в реализации МСУ и формировании гражданского общества» обсуждали глобальные вопросы развития, наше движение получило полное одобрение и было рекомендовано к внедрению в регионах России. Что обсуждают тосовцы, спустя 10 лет?

ВНАЧАЛЕ

БЫЛА СУММА

Всеобщее внимание настраивало на конструктивный лад. В прямом смысле, соседи стали узнавать друг друга. Совсем рядом появились люди, к которым можно обратиться за помощью в житейских вопросах. Председатель совета самоуправления стал связующим звеном между властью и народом. Местные жители объединялись. С различными скоростью и результатами, но процесс шел, потому что появилась поддержка и вера в возможность решения проблем малой родины и улучшения условий жизни. Большой вклад в него внесли и финансовые поощрения.

Изначально система поощрений развивалась, реагируя на действительность. Для победителей и участников областного конкурса «Лучшее территориальное общественное самоуправление 2006 года» из областного бюджета выделили 30 млн рублей. Были премированы 600 ТОСов из 1700, действующих в регионе. В 2007 году каждый волгоградский ТОС получил 100 тысяч рублей из облбюджета, что стало реальным катализатором для количественного фактора. Практически сразу было объявлено о конкурсной системе оценки работы — по выполненным делам. Еще одна причина не сидеть сложа руки. Торжественные церемонии награждения, ежегодное увеличение призового фонда, ошеломляющие примеры работы территориальных органов общественного самоуправления — все это указывало на перспективность. Поэтому и на территории Городищенского района по состоянию на 1 августа 2006 года было 68 ТОСов. Ровно через год — 118.

Конечно, новое дело, затронувшее массы, не обходилось без горячих споров, которые касались и системы, и содержания положений о конкурсах: кем должны оцениваться заслуги ТОС и по каким параметрам, ведь определение организаций-победителей первого этапа конкурса комиссиями, состоящими из руководителей и специалистов муниципалитетов, казалось, ставит одних в зависимость от других; почему в одностороннем порядке меняется методология и критерии конкурса; а также отрицание общественниками упора на количественные показатели оценки работы ТОС, в основе которой формирование самовоспитания и благоустройства человеческих отношений. Эти спорные моменты стали проявляться в финале первой пятилетки работы.

Спустя 10 лет, то есть на сегодняшний день, по официальным данным администрации Городищенского района на 1 апреля, ТОСов — 119, из которых 63 — в статусе юрлица. Как видим, количество практически не изменилось. А качество?

ПОШЁЛ ПЕРЕКОС

Цифра оставалась неизменной, но уходили одни ТОСы и приходили другие, по большей части движение касалось слабых и не в статусе юридического лица. Наработавшие хорошую базу объединения работали, иногда, по конструктивным причинам, меняя председателя. Ныне ситуация меняется.

Алексей ДЕНИСОВ

Алексей ДЕНИСОВ

За годы работы ТОС «Станция Орловка» получил в качестве премий из областного бюджета более 2,5 миллиона рублей. Для своих 120 жителей ФОК возвели, место для детского досуга облагородили, благодаря инициативности провели централизованное водоснабжение. Около полугода назад Алексей ДЕНИСОВ сложил свои полномочия и возглавляет ТОС Тамара Ленева. Однако после 10 лет председательствования у него есть ответ на вопрос: «Что влияет на развитие ТОС?».

— Помогает внимание властей: от областных до районных и местных. Как только оно ослабело, пошел перекос в работе. К тому же сейчас внимание стало односторонним: наведение порядка. А ведь ТОС — это, прежде всего, работа с людьми, — отмечает Алексей Александрович.

При этом он говорит, что материального обеспечения нет, а средства для существования юридически оформленных самоуправлений необходимы систематически. Местное население на самообложение, что, в принципе, должно бы быть, не пойдет.

Председатель ТОС «Строитель» Россошенского сельского поселения Михаил АРЬКОВ, представитель от Городищенского района в Палате ТОС при Ассоциации «Совет муниципальных образований Волгоградской области», подчеркивает, что движение ТОС замирает по объективным причинам.

Самым большим достижением Михаил Васильевич считает то, что люди повернулись лицом к ТОСу.

Михаил АРЬКОВ

Михаил АРЬКОВ

— Мы много сделали для людей. У нас все есть на территории. Освещение? Сделали! Дороги? Сделали! Водопровод? Сделали! Детские площадки? Поставили! Грязи у нас нет. И еще — важно, что люди стали лучше относиться к ТОСу. Хотя ругаюсь я с ними, не без того, — говорит председатель.

При этом, отмечает Арьков, администрации стали меньше обращать внимания на ТОС.

— Сейчас ими, как раньше, не занимаются. Не только финансово. Порой, вопрос задаешь, а на него никто не ответит. Сначала привлекали людей, а теперь не знают, что снами делать.

А вопросы возникают, ведь ТОС, хоть и общественностью организован, подлежит проверкам и может быть оштрафован. «Ведь у нас как: когда ничего нет — молчат. Только сделал, сразу — хоп! Нахлобучили!» — образно объяснил руководитель «Строителя». К примеру приводит содержание техники, о которой в свое время мечтали многие ТОСы региона. Здесь в 2009 году приобрели трактор «Беларус», который теперь, говоря по-современному, перевели на аутсерсинг.

— Трактор у нас и сейчас. Но мы поняли, что очень дорого его содержать: ремонтировать, заправлять не на что, платить налоги и сборы экологические — средств нет. Собрали Совет, я спросил: «Что делать?» Мне ответили: «Давай выкручиваться». Так приняли решение продать его своему трактористу. И деньги в ТОСе остались, и трактор.

— Приходится пользоваться собственной смекалкой при решении таких вопросов, — продолжает Михаил Васильевич. — Да, у нас есть техника, но за нее постоянно спрашивают, а зарабатывать на ней невозможно. Пока все отчеты, сборы, а то и штрафы оплатишь — не выгодно получается. Дело-то, конечно, хорошее: привлекать общественность к местным заботам, но сразу же надели на нас такой хомут, что не справляемся.

С сожалением отмечает Михаил Арьков, что закрываются хорошие ТОСы. По его словам, за последний месяц пять ТОСов закрывались, а если и не закрылись, то просто потому, что денег у них на это нет.

Стоит отметить, подобные ноты звучат на сайте ГолосТОС в тексте поздравления с днем территориального общественного самоуправления: «К сожалению, по известным Вам всем обстоятельствам, вот уже несколько лет подряд в эти дни не проходят районные и городские ТОСовские фестивали, не вручаются в торжественной обстановке премии за участие в конкурсах, не проводится прием лидеров ТОС руководством региона с вручение им наград на Мамаевом Кургане».

ИТАК, ПОЧЕМУ?

Одна из причин, по мнению местных «самоуправленцев», подталкивающих ТОСы к закрытию, недостаток внимания власти. Администрации, закладывая на ТОС незначительные средства, хотят за их счет решить массу вопросов. ТОС призывают выполнять работу по благоустройству, то есть то, что не сделали силами ЖКХ. Эта мысль высказывается многими тосовцами нашего района. Она же в таком виде «поставив ТОСы в рамки выполнения полномочий администраций» звучит в обращении 2015 года тосовцев Михайловского, Клетского, Фроловского, Суровикинского Серафимовичского районов Волгоградской области к губернатору А. И. Бочарову: «Последние годы финансируются только работы по благоустройству, поэтому после отмены конкурсов, многие активы ТОС, имеющие большой опыт работы, просто ушли. 11 направлений работы, основная направляющая этой работы — каждый житель конкретного ТОС, т. е. человек. Но в данный момент ТОСы находятся в плачевном состоянии… Все то, чем раннее славились наши ТОС, просто кануло в лету».

Около трех лет назад закрылся один из пионеров Городищенского поселения ТОС № 3 «Промышленная». Не выгодно. Работали, в основном, члены актива — пять человек, ничего не получая за свой труд, кроме, правда, вопросов, вроде — «почему ничего не делается?».

Людмила ДРУЖИНИНА

Людмила ДРУЖИНИНА

— Однажды мы получили по итогам конкурса больше 30 тысяч рублей, — говорит председатель ТОС № 3 Людмила ДРУЖИНИНА. — На эти средства сделали бетонную площадку под сушку белья, починили провалившийся асфальт. Работы все дорогие, поэтому приходилось ходить, просить, искать, чтобы выполнить работы подешевле. На этом всё. А некоторые думают, что мы ежегодно получаем деньги и ничего не делаем.

Людмила Васильевна на общественных началах перемалывала ворох проблем и документов. И устала биться. За собственные средства (около пяти тысяч рублей) самостоятельно «закрыла юрлицо».

Десять лет назад ТОСы шли на значительные расходы (примерно 12 тысяч рублей), чтобы зарегистрироваться как юридические лица (в 2007 году их 200 из 1700), так как при распределении и расходовании средств получили преимущества: остальные проводили денежные операции с помощью местных администраций. Теперь расходы помогают сдержать многих от закрытия.

По мнению Сергея ИВАНОВА, председателя ТОС «№3 ул. Гагарина, ул. Полевая», одного из наших самоуправлений, достигших звания «Лидер ТОС» (по итогам работы в 2011 году), развиваться движению помогал конкурентный дух.

— Всё поменялось, и изменения начались в тот момент, когда были отменены конкурсы. Конкурентный дух был утрачен. Теперь из ТОС пытаются сделать группу поддержки ЖКХ. Очень многого добились, много наград в конкурсах. Очень много средств привлечено и многое сделано в плане благоустройства. Однако меня привлекала работа с людьми, культурно-массовая работа. ТОСы должны больше заниматься благоустройством человеческих душ — именно такая позиция мне близка. Мы работали с молодежью, создали рокгруппу, спортивный зал. Это все существует, но нет того запала, того духа. Сейчас больше подталкивают заниматься благоустройством. Раньше мы проводили праздники, тематические вечера, соревнования, потом финансирование подрезали. Сделали не премии, а субсидии. За эти деньги несем большую ответственность, хотя работаем на общественных началах. Я, как председатель ТОСа, сам и бухгалтер.., и все на свете. В движении ТОС 10 лет и могу сказать, что имеет значение позиция власти. Любая искра, если ее не раздувать, когда-нибудь погаснет. У меня даже был порыв закрывать организацию, совсем недавно оставил эту мысль: жаль наработок, и люди не отпускают, а заменить никто не хочет. Именно «подрезание» в вопросах культуры больно ударило и не придает стимула работать дальше.

По словам самих тосовцев, они находятся в подвешенном состоянии, многие не закрываются потому, что процедура сложная и денег на нее нет. В Карповском поселении 11 ТОС, и цифра не изменилась, отчасти, по данной причине. Интересно, что Сергей Иванов нашел выход из ситуации и только благодаря вниманию власти не воспользовался моментом.

Сергей ИВАНОВ

Сергей ИВАНОВ

— У меня был в этом году вариант закрыться через Минюст. Мы пропустили один новый отчет. В наш адрес направили уведомление об административном правонарушении и сказали, мол, не сдадите отчет еще раз, мы передаем дело в суд, чтобы вашу организацию из реестра юридических лиц убрать. Я, было, зацепился за эту мысль — хороший момент, чтобы спрыгнуть. Но передумал, пообщавшись с представителями районной администрации: с Верой Николаевной Харламовой, с Василием Николаевичем Белоусовым, также с главой нашего поселения — убедили не горячиться. Сдал я этот отчет пресловутый, хотя, честно, хотел не сдавать и идти на закрытие таким методом. Остальные просто не знают как закрыться. Наши 11 ТОСов фактически дорабатывают последние задумки, деньги. Движения в обществе нет.

Даже опытные тосовцы на сегодняшний день не понимают, что будет с финансированием и сохранится ли вообще система тосовского движения. Распространено мнение, что с помощью ТОСов латают дыры в проблемных местах поселений. В прошлом году систему денежного поощрения спустили на уровень районов и изменили подход к распределению средств, предназначенных для благоустройства. Если ранее ты показал работу и отчитался за нее, то теперь нужно написать проект, а получив средства, потратить их на благоустройство.

Жаль, что система общественного самоуправления оказалась так зависима. Если поразмыслить, то не от власти, а от финансирования. Активистов — единицы. Молчаливо взирающих на их труд — в десятки и сотни раз больше. В данном случае, как видим, бесконечно смотреть на то, как работают другие, не получится. Чтобы поддержать своих, нужны свои же — местные усилия.