Как закалялась муниципальная конституция

В 2003 году в стране было решено навести порядок в общих правовых, территориальных и экономических принципах организации местного самоуправления, и определить государственные гарантии его осуществления. Процесс оказался сложным, о чем говорит и тот факт, что его окончательное вступление в силу было отложено до 2009 года.

Предпосылки

Больше 150 лет назад была осуществлена Земская реформа, итогом которой стало (сразу после отмены крепостного права) всесословное выборное местное самоуправление в уездах и губерниях. Земские собрания и управы ведали местными хозяйственными делами, в числе которых содержание путей сообщения, строительство и содержание школ и больниц, «попечение» о развитии местной торговли и промышленности и т. д. Их деятельность контролировалась губернатором и министром внутренних дел.

В современной России местное самоуправление регулировалось рядом законодательных актов, основным из которых был Федеральный закон № 154 от 28.08.1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Муниципальные финансы — отдельным законом «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» (№ 126-ФЗ от 25.09.1997 года). Оставив название нормативного документа новое законодательство — Федеральный закон № 131 — внесло радикальные изменения в аспекты функционирования местной власти. За десятилетие действия 131-го закона в него было внесено множество поправок.

Первоначально закон вступал в силу с 1 января 2006 года. До этого момента власти федерального и регионального уровня должны были создать правовые и организационные предпосылки планируемых преобразований, обеспечить формирование новой территориальной структуры. Необходимо было провести муниципальные выборы и принять новые уставы в соответствии с изменившимся регулированием. Порядок действий в рамках этого периода был определен специальной главой «Переходные положения».

В 2003 году в Волгоградской области было 39 муниципальных образований: 33 района и 6 городов. В 2006 году на основании Закона Волгоградской области № 1038-ОД от 31 марта 2005 года «Об органах местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований» было создано 491 муниципальное образование.

В 2005 году в процессе подготовки к реализации муниципальной реформы выявились трудности, которые считалось невозможным преодолеть в короткие сроки. В результате так называемой «поправки Гришанкова» изменения, внесенные в 131-ФЗ, предусматривали установление переходного периода до 1 января 2009 года.

Это слово — поселение

Карта-схема Городищенского района

Карта-схема Городищенского района

Хотя предполагалось, что закон вступит в силу в 2006 году, часть статей вступала в силу раньше, чтобы обеспечить реализацию его положений. Например, касающиеся границ и преобразования муниципальных образований (ст. 11-13), полномочий (ст. 14-17), формирования и деятельности представительных органов, главы и администрации (ст. 34-37).

Новый закон требовал реформирования прежней структуры муниципального управления. Представлявший единый субъект Городищенский район должен был сформировать более мелкие муниципальные образования.

Варианты объединения прорабатывались. Согласно подпункта 11 пункта 1 статьи 11 ФЗ №131, границы поселения, в состав которого входят несколько населенных пунктов, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра. Согласно этому был вариант формирования четырех городских поселений: к Городищу присоединить Орловку и одноименную ж/д станцию; Новорогачинским объединить Карповку, Дмитриевку и Студено-Яблоновку; к Ерзовскому соотнести село Винновка и поселок Каменный; с центром в Гумраке объединить хутора Овражный, Каменный Буерак и поселки Царицын, Аэропорт и Радужный. И пяти сельских поселений с центрами в Степном, Кузьмичах, Котлубани, Горном и Вертячем, которые объединили бы прилегающие населенные пункты. Например, к Котлубани Самофаловку и Варламов. Изменения можно было проводить только с согласия жителей каждого населенного пункта.

Параллельно вносились поправки в Устав района. Одна из наиболее трудоемких поправок касалась границ. На нашей территории находились населенные пункты, административно подчинявшиеся Волгограду. Работа нашей думы соприкоснулась с работой области по определению границ Волгограда. Городищенский район отстаивал имеющуюся структуру: 18 сельских и поселковых советов. Кстати, в связи с требованиями закона постановлением главы администрации района М. М. Бубенчикова с 1 января 2005 года была создана администрация р. п. Городище. В 2001 году она пережила реорганизацию в отдел по работе с населением. Его начальник, В. И. Петров, и стал главой администрации райцентра.

После переговоров, продолжавшихся с осени 2004 года, Винновский дачный массив, в котором летом массово проживают горожане, остался в границах района. Тогда же жилой массив Гумрака и поселок Аэропорт признавали территорией Волгограда, промзону оставляли городищенцам. Однако точку в обсуждении все же поставить не могли.

Городищенцы, учитывая интересы жителей населенных пунктов, предлагали вывести за пределы района территории поселков Водный, Горная поляна, Гули Королевой — относящихся к Горнополянскому сельсовету. Волгоград настойчиво оставлял нам Горную поляну, с мотивацией, что земли сельскохозяйственного назначения данного сельсовета должны находится в сельском районе. Население самой спорной территории высказало явное несогласие с данной позицией, буквально бойкотировав выборы в октябре 2005 года (из 2 175 избирателей на участки пришли 330).

Таким образом в регионе не были в установленные законом сроки — до 1 марта 2005 года, определены границы Волгограда, Городищенского и Светлоярского районов. Согласно Уставу Городищенского района, опубликованному в июле 2005 года, в его состав вошли 19 поселений, из них, как и сейчас — три городских, а сельских — 16, в связи с включением четырех населенных пунктов Горнополянского сельского поселения. (Законом Волгоградской области от 30 ноября 2006 года Горнополянское поселение из состава нашего района было исключено).

Готов к реформам

Дума поселения получила, согласно Уставу, 20 депутатов. 10 избирались по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых политическими партиями, общественными объединениями. 10 депутатов — по мажоритарной системе относительного большинства с образованием одномандатных избирательных округов. Их, как и глав и депутатов представительных органов всех поселений, предстояло выбрать в октябре 2005 года.

Хотя многие тогда называли ФЗ №131 написанным крутыми юристами для крутых юристов, на 5124 места в представительные органы власти муниципальных образований Волгоградской области претендовали больше 30 тысяч кандидатов (именно такие данные приводила администрация региона). Народ готов был осваивать новые принципы организации местного самоуправления. В 25 территориях местные власти установили традиционную мажоритарную систему выборов депутатов представительных органов районов и городских округов, в 12-ти — смешанную (по одномандатным округам и по партийным спискам в едином избирательном округе). Только власти Волжского утвердили пропорциональную систему (по партспискам).

Отличились тогда Городищенский и Иловлинский районы, определив выборы глав муниципальных образований по новой схеме — из числа депутатов райдум.

Городищенским избирателям, на тот момент 45 536 человек, предстояло избрать в три уровня власти 229 человек из 495 кандидатов.

Менялись финансовые отношения. С 2006 года должны были образоваться бюджеты поселений, района, вводилось понятие консолидированного бюджета. Менялась и схема финансирования различных сфер деятельности. Все-таки, как для одного из полномочий, для бюджета был введен переходный период. 15 декабря 2005 года областная дума приняла закон, в котором постановила: формирование и исполнение бюджетов оставить на уровне района, а утверждать их будет поселковая власть. То есть район выступал в качестве кассира на время переходного периода. Сложным был и раздел имущества между уровнями.

После выборов состоялась процедура голосования депутатами из своего числа за главу района. Им был избран Николай Реуцков. Главу администрации района назначали по контракту.

Наступала пора оп

ределения с полномочиями, перечисленными в статье 14 ФЗ №131. Она продолжается до сих пор.

Среди добровольно вступавших в ряды первопроходцев 131-го закона есть главы, которые руководят местными администрациями и сейчас. В их числе: Сергей Кожемяков (Самофаловское сельское поселение), Геннадий Мумбаев (Песковатское сельское поселение), Сергей Минаков (Вертячинское сельское поселение), Сергей Кордя (Кузьмичевское сельское поселение).

По мнению первых глав, на себе ощутивших особенности закона, наиболее трудно давалось им освоение полномочий.

Геннадий Сергеевич Мумбаев:

— Самой сложной частью работы стали 33 полномочия, не подкрепленные финансированием. До сих пор полномочия и средства на их исполнение не синхронизированы.

Сергей Константинович Кожемяков:

— Работал когда-то мастером-наладчиком на дождевальных машинах. Цилиндр на плечо 20 кг бросишь, 450 метров пройдешь по грязи, отремонтируешь, старый опять бросишь на плечо и 450 метров по этой же грязи пройдешь. Спина болела. А здесь — голова болит. Работа она и есть работа. Возмущался я против этого закона, потому что он под наши условия не подходит. Закон не совершенен, на те полномочия, которые нам отдали, не хватает средств. Но раз мы взялись, значит надо работать, за плечами глав поселений стоят люди.

Материал подготовлен в рамках гранта Волгоградской области СМИ в 2016 году по теме: «Развитие местного самоуправления в Волгоградской области» под названием «МСУ районного масштаба».