Когда у тебя есть ребенок, то иногда кажется, что можно сойти с ума от множества забот, связанных с его воспитанием. Огромное количество времени и душевных сил нужно потратить родителям, чтобы научить трёхлетнего малыша самому простому: самостоятельно одеваться, аккуратно кушать и многому-многому другому. А если ребенок готовится пойти в детский сад, то усилия родителей возрастают в разы. И это с одним ребенком. Но представьте, что у вас таких несмышленышей двадцать четыре. И каждого нужно одеть на прогулку, умыть, накормить и спать уложить. Всё это ложится на плечи воспитателей, которым мы полностью доверяем самое дорогое, что у нас есть — наших детей. Именно здесь педагоги и становятся вторыми мамами: добрыми, внимательными, иногда строгими, но всегда и в любой ситуации готовыми помочь.
У Татьяны Петровны Фатеевой, воспитателя группы «Звездочка» Городищенского детского сада «Колокольчик», целый эскадрон мальчишек и девчонок. У всех разный характер, к каждому нужно найти подход, что иногда бывает совсем нелегко. Но педагог ищет и всегда находит те точки соприкосновения, с помощью которых и устанавливается контакт с каждым ребенком.
Татьяна Петровна всю свою жизнь посвятила работе с детьми. В 1982 году она пришла в детский сад «Колокольчик» и ни разу не пожалела о выборе профессии.
— Бывает, что иногда от усталости возникает желание всё бросить и уйти, но потом отдохнёшь немного и с новыми силами на работу, к своим детишкам.
За эти годы она вырастила и выпустила не одно поколение детей. Многие её выпускники приводят своих детей в родной детский сад. А те, которые совсем недавно стали школьниками, часто с удовольствием прибегают в гости, где им всегда рады.
Татьяна Петровна поделилась с нами своими наблюдениями, рассказала, как изменились за последние годы и сами дети, и методы воспитания.
— Раньше в воспитании была задача — вырастить всесторонне развитого человека. Дети учились жить в коллективе, были более открыты для общения, может, потому, что не было такого доступа к компьютерам. У них был один лидер, за которым тянулись остальные. Конечно, эти задачи остались, но сейчас в приоритете — развитие личности каждого ребенка. У сегодняшних детей нет явного лидера, каждый из них отдельная личность и лидер.
Отмечает, что дети меняются с каждым поколением и молодой педагог Елена Сергеевна Григорян. «Колокольчик» — ее второе учреждение. Первое рабочее место было в детском саду Волгограда, где Елена познавала азы профессии до декретного отпуска. У нее двое детей: старший сын 9-ти лет, который сейчас уже в третьем классе и учится, в том числе благодаря педагогической подготовке мамы, на отлично. Трехлетняя дочь — в соседней с мамой группе.
— У нас в группе самые маленькие, из яслей набрали детей. Поколение намного более развитое, чем их предшественники. И в то же время они требуют больше любви и ласки, им нравится обниматься, бывает, прижмутся, как к мамке, и просят посидеть с ними. Такие они манюнечки у нас, такие добрые, теплые, открытые. Дети очень любят музыкальные и физкультурные занятия. Они у нас такие способные — замечательно поют и песни выучивают на раз-два. Очень любят рисовать, особенно красками, гуашью. Например, вчера на занятии рисовали осеннее солнышко.
Память у детей сейчас немного хуже развита, поэтому используем в работе специальные настольные игры. Например, запоминалки: показываешь три картинки, одну убираешь, и ребенок воссоздает картину.
Большое внимание педагогов уделяется правовому воспитанию, но это уже для детишек подготовительной группы (возраст 5-6 лет) Татьяны Фатеевой. На её занятиях ребята знакомятся с правовой культурой, устройством нашего государства. Эта тема у детей вызывает живой интерес, они задают много вопросов, стараются делать выводы, а главное — всё понимают. Некоторые даже пытаются применить полученные правовые знания к своим родителям.
В группе «Светофорик» Елена Григорян в работе использует сюжетно-ролевые игры.
— Мне нравится работа с детьми, особенно — постановки сказок. Дети сейчас очень артистичные и легко перевоплощаются из образа в образ. К тому же моей темой в колледже была: «Сюжетно-ролевые игры в развитии ребенка-дошкольника», — объясняет она свой выбор. – Например, когда мы играем, то сразу видно, что у детей происходит в семье. И кто кому место в семье уступает, и в докторов все умело играют, знают, что и как в аптечке называется и выглядит.
Елена рассказывает о детях с таким воодушевлением, что невольно вспоминается фраза: «Человек на своем месте». И действительно — она не мыслит себя без малышей. С этого учебного года у нее новая группа. Предыдущий набор 1 сентября ходила провожать в школу, даже плакала, когда детей в 1 класс вели — очень жалко расставаться.
— Мне хотелось бы остаться педагогом. У меня вообще образование — учитель начальных классов. Но в школу я, по крайней мере пока, не стремлюсь — мне нравится в саду. Мне здесь интересно. Мама всегда хотела, чтобы я получила педагогическое образование, и сама она работала по этому направлению. Поэтому, можно сказать, на мой выбор повлияли родители. Но я, придя в детский сад, почувствовала, что это направление — действительно мое.
Работу воспитателей трудно переоценить. Ведь кто как не они помогают нам, родителям вырастить достойных членов нашего общества. В свою очередь мы, родители, должны позаботиться о том, чтобы дети были более самостоятельными.
Дошкольное обучение невероятно важно для ребенка. Того тепла и ласки, которых малышам по тем или иным причинам не хватает в семье, они получают именно в детском саду.
Дорогие воспитатели и все дошкольные работники! Вы окружаете заботой и вниманием наших детей. Спасибо вам за ваш труд. Пусть вас всегда согревают счастливые улыбки воспитанников и благодарные слова родителей! Здоровья и счастья! С праздником!