Варламов, расположенный в десятке километров от Котлубани, можно отнести к разряду удаленных хуторов. К населенному пункту ведет видавшая виды асфальтовая дорога, по обе стороны которой стелется бескрайняя равнина с большими участками необрабатываемой, заросшей сорняком земли. На некотором возвышении в северном направлении от хутора чернеют следы пожарища. В самом Варламове из главных, наиболее часто посещаемых учреждений — школа и три продовольственных магазина. Но удаленным этот населенный пункт можно назвать лишь при поверхностном знакомстве. У Варламова своя история и живут здесь по-настоящему интересные люди.
Монах или помещик?
Хутор газифицирован, в каждом дворе есть свет, тепло и прочие удобства. А, учитывая степные просторы и расстояния, даже самая плохонькая, старенькая машина становится здесь крайне необходимым в быту средством передвижения. Варламов насчитывает немногим более сотни дворов с пятьюстами жителей, занятых преимущественно выращиванием овощей, фермерством, работающих на самофаловском свинокомплексе, в воинской части и на волгоградских предприятиях.
За рабочими для части и свинокомплекса, до которого около двадцати километров, приходит автобус. Организовано регулярное транспортное сообщение с городом — автобус выходит из хутора три раза в день и в течение часа доставляет всех желающих в город. Конечно, до воинской части и Котлубани можно добраться и на велосипеде, но только не в осеннюю распутицу. Раньше в «застойные» годы дороги посыпали песком, чтобы не терять зерно, которое выращивалось в третьем отделении котлубанского совхоза. Сейчас это не практикуется, а местные жители предпочитают добираться до населенного пункта не по асфальту, а грунтовке — машины будут целее.
Своеобразным культурно-просветительским, информационным центром, где проходят все ключевые для хуторян события с полным основанием можно назвать среднюю школу. В свое время было много споров: сохранять ее или нет. Педколлектив и администрация Котлубанского сельского поселения приложили немало усилий, чтобы ее отстоять. Здравый смысл все-таки возобладал, и теперь в ней учатся семьдесят человек. Школьники, несмотря на небольшой состав, хорошо зарекомендовали себя на различных районных спортивных соревнованиях, конкурсах и олимпиадах, а выпускники успешно поступают в вузы.
Вопреки некоторой удаленности от основных трасс и Котлубани, не говоря уже об областном центре, Варламов каким-то мистическим образом притягивает к себе людей образованных, «продвинутых», культурных, волею случая оказавшихся в удаленном хуторке и задержавшихся здесь на долгие годы.
Так, например, в середине семидесятых нынешний директор средней школы Валентина Лепилкина сменила развивающийся, промышленный Волжский на дом с печным отоплением в Варламове. Жизнь хуторянки не мешает ей вместе со своими учениками быть в курсе всех событий культурной жизни Волгограда, посещать театральные премьеры и наслаждаться музыкальным творчеством звезд мировой величины в ЦКЗ.
Вот уже почти двадцать лет работает в сельской библиотеке Галина Власенко, в свое время окончившая волгоградский институт культуры, прекрасно разбирающаяся в современной литературе и душой болеющая за свое любимое дело. В местной школе преподает иностранный язык дипломированный специалист с восемнадцатилетним опытом работы техническим переводчиком Марине Геворкян. Да и преподавателя истории Людмилу Самотес можно с полным основанием отнести к людям неординарным, эрудированным, живо интересующимся прошлым родного хутора и биографиями его жителей.
— Наш хутор небольшой, но имеет богатую историю, — рассказывает она. — В свое время вблизи населенного пункта учеными были обнаружена стоянка древнего человека. По их оценке, эти захоронения катакомбной и срубной культур относятся к эпохе бронзы. По поводу возникновения названия самого населенного пункта существует две гипотезы. Согласно одной версии, хутор основал богатый помещик Варламов, который выращивал здесь сады. По другой — место получило название благодаря старцу Варламу, вырывшему землянку-скит и в течение многих лет замаливавшему грехи в здешних краях. Как бы то ни было, а традиция жизни в землянках здесь сохранилась вплоть до пятидесятых годов, пока, с освоением целинных земель, не начало строиться полноценное жилье.
Людмила Васильевна общалась со старожилами, подробно описавшими ей быт таких двухкомнатных землянок, укрепленных изнутри чем только можно и топившихся «по-черному». В то же время и версия с помещиком Варламовым представляется правдоподобной. Крестьяне того времени имели обыкновение селиться у рек, а недалеко от Варламова как раз и протекала полноводная, населенная карпами и сазанами река Старый Карагон, которую местные обитатели считали своей кормилицей.
До войны вблизи хутора, в степи, в сторону Котлубани, по сути не было, домов, лишь времянки, представлявшие собой некое поселение под названием Ордище.
В гражданскую через местные степи проходил Колчак со своими войсками. В Великую Отечественную войну в хуторе, считавшемся глубоким тылом, организовали госпиталь и привозили раненных. Местные жители призывного возраста из своих землянок прямиком отправлялись на фронт. Здесь было двадцать ветеранов Великой Отечественной, на средства которых впоследствии воздвигли обелиск в честь 38-й гвардейской стрелковой дивизии. К сожалению, время неумолимо, в живых из них не осталось никого, однако еще можно встретить селян, пережившими войну детьми.
Опаленные войной
Местная жительница Валентина Алексеевна Лепилкина сполна познала, что такое голод, нужда, бомбежки, тяжелый труд. Работала на волгоградской судоверфи, вместе с такими же юными школьниками участвовала в ремонте военной техники, буквально под бомбежками доила коров и доставляла молоко советским солдатам.
Клавдия Алексеевна Морозова вспоминает как возвращалась в родные пенаты по полям, заваленным трупами немецких и советских солдат, как ухаживала за раненными в местном госпитале, а чтобы выжить, питалась жмыхом и суслиным жиром и лишь работая в госпитале, узнала вкус хлеба и молока. В концлагере Белой Калитвы родилась Валерия Петровна Ефремова. Таких жителей в Варламове немало, трудно найти семью, которую в той или иной степени не коснулась война. Эти страшные порою воспоминания до сих пор бередят сердца незаживающей раной.
— Мы с одноклассниками, гуляя в окрестностях, находили останки солдат и блиндажи, различную утварь, присутствовали на церемонии перезахоронения братской могилы, — рассказывает Людмила Самотес. — В ряде случаев идентифицировать погибших так и не удалось. Говорят, что здесь есть продолжение братской могилы, но пока у местных поисковиков нет средств на раскопки. Но все, что в наших силах — по сохранению памяти, уходу за обелиском, мы делаем.
Первые дома вместо землянок в Варламове появились в пятидесятых, с приездом целинников. Были построены пять двухэтажных домов, по тем меркам представлявшие вполне приличное жилье, появлялись новые частные домовладения. Одними из первых приезжих поселенцев, решивших обосноваться в третьем отделении котлубанского совхоза, были калмыки и казахи, специализирующиеся на выращивании КРС. Потом этнический состав небольшого, но развивающегося хутора стал пополняться представителями совершенно разных национальностей, живших одной дружной семьей. Были среди них русские, украинцы, удмурты, армяне, аварцы, лезгины, марийцы — всего около 40 национальностей. Постепенно улучшалась инфраструктура хутора, появлялись новые дороги, школа, магазин. Вокруг населенного пункта возникли рукотворные лесополосы, оберегающие местные сельхозугодья от нашествия песков. На смену печному отоплению в домах пришел газ.
В начале девяностых образовалось отдельное сельхозпредприятие — совхоз «Варламовское», директор которого Анатолий Скрипка также внес немалый вклад в развитие хутора. В лучшие годы число жителей достигало шестисот человек, а в школе насчитывалось 134 учащихся. С началом развития фермерского движения, выделением паев, немало семей занялись выращиванием лука, моркови и других сельхозкульур. Местные фермеры не только думают о развитии своего бизнеса, но и тесно сотрудничают с руководством школы, по мере возможности оказывая помощь техникой, сельхозпродукцией, средствами, откликаются на просьбы и пожелания преподавателей при организации различных, значимых для хутора, мероприятий.
Конечно, в хуторе остается еще немало нерешенных проблем. Девяностые довольно сильно подкосили местное сельхозпроизводство. Часть жителей, включая квалифицированных механизаторов и опытных животноводов, были вынуждены искать заработок далеко за пределами Варламова. Актуальным остается вопрос возрождения детсада. Упал престиж работы на земле, в результате чего фермеры вынуждены отдавать предпочтение иностранным рабочим. Много усилий для сохранения средней школы пришлось прикладывать педколлективу и администрации Котлубанского сельского поселения. Но местные жители, даже в условиях нестабильности и низких зарплат на селе, оптимизма не теряют.
— Мы не чувствуем какой-то оторванности от Котлубани и Волгограда, — говорит заведующая сельской библиотекой Галина Власенко. — Я прожила здесь больше двадцати лет, но у меня нет ощущения, что это какой-то «забытый Богом край». Все мы любим свой хутор, а при желании всегда есть возможность выехать в город в кино или театр. Так же как и все пользуемся интернетом. Главное, что удалось сохранить школу и библиотеку. К нам приходят за книгами не только школьники, но и люди среднего возраста. Библиотека сегодня — это не только место, где можно взять книгу, но и просто пообщаться, принять участие в каком-то интересном мероприятии.
Понятно, что на селе каждый выживает как может. По сравнению с прошлыми годами поголовье КРС в личных подворьях уменьшилось, но хуторяне по-прежнему выращивают на своих участках овощные культуры — не для продажи, для себя. Экологично, безопасно и свое — огурцы, помидоры, лук, морковь. Ухаживают за садовыми деревьями, не забывают о птице — приусадебный участок для селянина становится хорошим подспорьем в самые трудные времена. Стараются позаботиться не только о «внутреннем», но и внешнем содержании — в хуторе немало крепких, хорошо отделанных частных домов с аккуратными дворами, обустроенными, чистыми площадками, зелеными насаждениями. Люди не собираются никуда уезжать, подходят к обустройству своих жилищ основательно, хотят жить в комфортных условиях, визуально красивой окружающей среде. Было бы рабочих мест побольше, открыли бы детсад — и хутор получил бы дополнительный стимул к развитию.
— С учениками мы иногда совершаем экскурсии по местам, где в годы войны располагались окопы и блиндажи, — рассказывает Людмила Самотес. — Встречаемся с узниками концлагерей, детьми военного Сталинграда, стараемся зафиксировать их воспоминания на электронных носителях, собираем и храним информацию о хуторянах, принимавших участие в боях и проявивших себя трудовыми подвигами в последующей мирной жизни. Это важно не только в плане ведения каких-то архивных данных, но и для воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к месту, в котором живешь. Пока сохраняются добрые традиции хутора, история Варламова будет продолжаться.