Летом день год кормит

На полевой стан ИП Сергея Курлюкова, работающего в Новой Надежде, мы приехали в самый разгар уборочной страды. В поле, несмотря на жаркую, сухую погоду, царила рабочая атмосфера. Сновали урчащие трактора, «Газели», спортивный мотоцикл восемнадцатилетнего сына главы хозяйства Артема, наемные рабочие ловко наполняли мешки корнеплодами ранней моркови.IMG_8692
— Любо-дорого посмотреть, — нахваливает свою сельхозпродукцию Сергей Курлюков. — Спелая, сочная, хороший сорт. Красивая, урожайность хорошая и к болезням устойчива. Но это все, благодаря «капле», которая при любом зное гарантирует высокие показатели. Без нее при наших климатических условиях никак. По ранней, в среднем, выходит 50 тонн с гектара, поздней — до 70 тонн. В общей сложности, в год мы собираем на наших 50 гектарах до тысячи тонн моркови.
45-летний уроженец Суровикинского района Сергей Курлюков успел пожить в Красном Пахаре, переехал в Новую Надежду с семьей уже в зрелом возрасте, да так и прижился, прикипел душой к поселку, людям, своему  делу. Начинал как строитель, а когда кинули клич развивать фермерство, получил свой пай в 11,5 гектара и стал трудиться на земле. Начинал с нуля, без поддержки, без стартового капитала, из техники — только старенький «Беларус» да друзья в помощь и бескрайние новонадеждинские просторы. Выращивал лук, помидоры, но томаты при таком жарком климате скоро сошли на нет. По его словам, теперь в районе их выращивают, в основном, в теплицах, на открытом грунте они «сгорают». Лук оставил, сейчас ежегодно он получает до 700 тонн с урожайностью 70-100 тонн с гектара.
— С морковью тоже не сразу заладилось, — говорит Сергей Курлюков. — Первое время пробовал разные сорта, пока не нашел то, что нужно. Но вот уже три года у меня одни и те же покупатели, хотя продукция на рубль-полтора дороже, чем в округе. Просто знают   качество. Правда, чтобы его добиться, много усилий уходит — прополки, подкормки, удобрения.
Из факторов, сказавшихся на развитии хозяйства, Сергей Курлюков неожиданно называет… засуху и политику по импортозамещению. 2010 год запомнился как один из самых жарких и засушливых в истории региона. Но именно в этот год цена на сельхозпродукцию пошла вверх, росла до конца года, и овощеводы района смогли поправить свои финансовые дела, покупали необходимую для сельхозпроизводства технику.
С введением санкций на импортную продукцию, спрос на лук и морковь начал расти уже зимой. По словам фермера, такой цены, какая была на раннюю продукцию в этом году,  он не припоминает с тех самых пор, как начал заниматься сельским хозяйством. Цена на морковь доходила до 40 рублей за килограмм, потом опустилась до 15 рублей, что тоже неплохо. А вот лук таким спросом не пользовался. С 20 рублей он опустился до 8 рублей, что энтузиазма не вызывает. Он считает, что, если цена упадет еще ниже — дешевле не убирать. Впрочем, при двух хранилищах общей вместимостью в 300 тонн, можно затарить склады и попытаться реализовать продукцию в межсезонье.
— Себестоимость одного гектара лука — 5,5 рубля, — поясняет глава ИП. — Нам интересна  цена хотя бы в 10 рублей, чтобы окупить вложенные затраты. Цены на семена в этом году поднялись, один наемный работник обходится в 19 тысяч рублей плюс налоги. Выросли расходы на воду, электроэнергию, солярку. Усиливается конкуренция между фермерами,  на землю приходят порою случайные люди, которые кое-как выращивают продукцию и сбрасывают ее за бесценок. На нас это тоже отражается. В общем, проблем хватает.
Помимо субъективных факторов, есть и такие, от которых зависит каждый фермер — погодные условия. Орошение обеспечивает урожай, но при сорокоградусной жаре, например, собранная морковь просто не дойдет до потребителя — «сгорит». Слишком обильные дожди  осенью приводят к тому, что почти половина продукции может остаться в поле — из-за грязи ее не собрать, не вывезти.
Тем не менее, в хозяйстве потихоньку расширяют географию сбыта, обзаводятся техникой. В этом году был заключен договор на поставку 300 тонн овощей для казахских предпринимателей.    ИП Курлюкова свои обязательства выполнило в полном объеме. Растет парк техники. Сейчас в хозяйстве используются два трактора «Беларус», два гусеничных ДТ — для вспашки и культивации это самый экономичный вариант, грузовая машина. Благо, вместе с Сергеем Владимировичем уже в течение почти десяти лет трудится опытный механизатор Сергей Макеев. Такие люди, как он, сейчас для фермеров — на вес золота, чтобы не просто мог рулить, но технику чувствовал, знал ее «от» и «до», мог собрать, разобрать, отремонтировать.
Летом своему отцу помогает сын Артем, студент сельхозакадемии.
— Он у меня, по сути, управляющий, — говорит Сергей Владимирович. — Конечно, молодой, хочется и погулять побольше, и поспать, но у нас в семье всегда так было заведено: отец  сказал — надо выполнять. Артем летом в поле с пяти утра и до позднего вечера. Следит за работой насосных станций, поливом, руководит рабочими. Планируем расширяться, хочу взять еще 30 гектаров специально для сына и посмотреть, как он будет справляться. Летом надо работать, летом каждый день год кормит. Отдыхать будем зимой.
На самом деле, отпуск у фермера бывает только на Новый год и в январе. В феврале уже открывает подвалы, начинает реализацию поздней моркови, закупку семян, едет в Москву для заключения договоров на поставку лука. Впрочем, Сергей Владимирович  признается, что и летом старается выкроить хотя бы неделю, чтобы съездить с семьей на море. А так  ни на какое хобби времени просто не остается — разве что на зимнюю рыбалку. В целом, на будущее своего бизнеса он смотрит оптимистично.
— Я не собираюсь переходить в какую-то другую сферу, хотя занимался торговлей, есть свой магазинчик, — подытоживает он разговор. — Тем более, что мне самому нравится и поселок, в котором живу, и земля, на которой работаю.  Если государство и дальше будет поддерживать отечественного сельхозпроизводителя, то будем работать. Глядишь — и накормим страну.