Животноводческое хозяйство семьи Быковниковых из Каменского сельского поселения находится на небольшом возвышении, в живописном месте, неподалеку от двух прудов, остатков недостроенного судоходного канала и сохранившихся еще корпусов старой фермы. Руководит этим динамично развивающимся КХ 24-летний Василий Быковников.
Вместо офиса — поле
Доехать сюда по грунтовке в летний сезон не составляет труда. Зеленые луга, с мирно пасущимися коровами, пруды, у которых в дремоте сидят местные рыбаки, через балку напротив — поселок Каменный. Кажется, рукой подать не только до поселения, но и соседней Ерзовки. Можно дойти пешком или прокатиться на велосипеде. Другое дело зимой — дорогу к ферме заметает так, что без помощи снегоуборочной техники не обойтись. Нужен бульдозер, трактора, а это люди, горючее и время.
Василий Быковников подошел к этой проблеме по-своему. Спроектировал и собрал шнекороторный снегоочиститель и приделал его к пресс-подборщику. Теперь ему не нужны ни трактора, ни бульдозеры. Со всеми снежными завалами он справляется самостоятельно. Такой инновационный, пусть в масштабах маленького КХ, подход, у него ко всему. Хотя небольшим его хозяйство не назовешь — более сорока голов КРС, сотни овец, налаженный канал сбыта мясной продукции не только в области, но и далеко за ее пределами. Практически безотходный производственный процесс, когда реализуются молодняк, шерсть, выращенные на собственных полях корма и даже навоз в качестве удобрения.
Высококвалифицированный специалист, окончивший сельскохозяйственный вуз с красным дипломом, выходец из потомственной семьи аграриев, он мог остаться в аспирантуре или сделать карьеру в городе — в компании, специализирующейся на производстве и реализации запчастей для сельхозтехники. Но предпочел вместо комфортного офиса и руководства отделом конструкторов работу на земле.
Карьера в компании развивалась стремительно. Появившись на собеседовании с целью занять вакансию менеджера по продажам запчастей, он вначале стал специалистом по сельхозтехнике и автоматизации сельскохозяйственных работ, фактически обучающим весь персонал.
— В фирмах нередки ситуации, когда менеджер по продажам не в состоянии проконсультировать опытного землепашца, — поясняет он. — Просто потому что не хватает знаний. Я бы тоже мог оказаться в подобной ситуации, если бы с детства не был приучен к работе на земле. Благодаря отцу, работавшему в совхозе главным гидротехником, изучил всю сельхозтехнику, участвовал в ее ремонте. Фактически мы жили в поле. Моим комбайнам тракторам и комбайнам больше тридцати лет. Люди удивляются, что все это ездит, но я люблю технику, поэтому могу собрать что угодно.
В 22 года он управлял заводским КБ, анализировал культиваторы, сеялки, бороны, выпускаемые в производственных цехах компании, сравнивал их с аналогами конкурентов, предлагал что-то изменить и улучшить, и сам, сидя за компьютером, прорабатывал проекты будущих запчастей и деталей.
— Мог пойти в цех и что-то начать варить вместе со сварщиком, — рассказывает Василий. — Поездил по выставкам по стране, начиная от Ставрополья и заканчивая Тюменью. Несколько раз поступали интересные в финансовом смысле предложения на работу механизатором и агрономом. Но я решил вернуться, потому что теория теорией, а лично мне практика интересней. Мне хотелось не только проектировать технику, но и работать ею. Тем более, что и старт определенный был — небольшое поголовье. И понял, что на себя работать перспективнее.
Молочные секреты
Начавшееся пару лет назад с нескольких коров стадо, Василий теперь мечтает довести до ста голов. Считает, что условия для этого есть — пастбища, корма, сбыт. Сейчас у него больше 40 голов КРС, сотни голов овцы. В животноводстве в Каменном он — лидер.
— Это тяжелый физический труд, — говорит он. — Встаю в пять, прихожу домой в пол-двенадцатого, падаю от усталости, но это приятная усталость, она мне в удовольствие, если, конечно, есть результат. Признаюсь, я просто не понимаю, как можно сидеть без дела целый день, например, перед телевизором — у меня его попросту нет. Мы и еще два наших работника все работаем чуть ли не по секундомеру, у нас каждая минута, каждая мелочь на счету. Все-таки здесь определенная свобода, я сам себе ставлю задачи, сам их выполняю.
Василий пока не спешит брать кредиты, животноводство развивает, опираясь исключительно на собственные силы и субсидии, выделяемые государством на маточное поголовье. Техника, овчарня, телятник старенькие, вокруг фермы целая коллекция таких же запчастей. Понятно, что развитие животноводства проходит в сложных условиях, но при этом динамика увеличения поголовья и растущая клиентура впечатляют. В хозяйство Быковниковых за барашками приезжали даже из Ухты, которая находится за две тысячи километров от поселка.
— Животноводство может стать прибыльным бизнесом, — убежден молодой фермер. — У меня приятель живет неподалеку. Бывший водитель, он был вынужден перестать таксовать и заняться своими пятью коровами. Первую неделю мучился, хотел их на мясо пустить, а потом я ему настроил доильный аппарат, он посчитал реализацию молока, сравнил со своим месячным заработком таксиста и понял, что по финансам молоко вдвое интереснее. Но, конечно, чтобы хозяйство развивалось, фермер должен уметь все — обладать необходимыми знаниями, уметь обращаться с техникой и готовить бухгалтерскую отчетность. Получается, что я — руководитель, инженер, агроном, скотник, тракторист и бухгалтер в одном лице.
В перспективе Василий планирует полностью перейти на КРС, не только мясного, но и молочного направления. Овцы быстрее размножаются, но требуют гораздо большего ухода. Фермер обеспечивает хозяйство кормами сам — на 40 гектарах в этом году посадил суданку, 30 гектаров — под парами, в ближайшее время планирует увеличить обрабатываемую площадь до 100 гектаров. Держит немножко птицы — кур, уток. Хорошо разбирается в породах, методиках выращивании поголовья, собирает и анализирует свои наблюдения.
Например, если раньше в крупных хозяйствах телят от коровы отнимали через четыре месяца, то он производит эту процедуру за пару месяцев до следующего отела. Заметил, что теленок, дольше питающийся молоком матери, быстрее растет, не болеет, и по весу не уступает более взрослому молодняку. Специально сравнивал полуторогодовалого теленка, питающегося молоком, с двухлетним, «сидящем» на зерне и каше — по весу оказались одинаковы.
Василий сам может доить, как руками, так и аппаратом. Считает, что аппарат — это хорошо, но после него корову нужно обязательно сдаивать. Как правило, остается 1,5 -2 литра и если о них не позаботиться, постепенно надои начнут сокращаться. Если в начале недели она даст 12 литров, то в конце будет давать восемь. А если сдаивать, то к 12 литрам добавит 15. Знает у какой породы овец привес лучше. И, если начнет развивать птицеводство, хотя он и так каждый год закупает для себя по 60-70 голов птицы, то это будут гуси и индюшки.
Сбыт мясной продукции поначалу шел через друзей и знакомых. Василий стал активно использовать интернет, зарегистрировался на специализированных сайтах и значительно расширил географию общения с потенциальными покупателями.
Возродить село
В парке хозяйства — два комбайна, трактор ДТ, два «Белоруса», сеялки, культиваторы, прессы, косилки. Всю технику собирает, разбирает, ремонтирует сам. Уверяет, что несмотря на кажущийся внешний «творческий беспорядок», присутствующий в хозяйстве, все организовано и продумано так, чтобы делать быстро, оперативно и самому. Хотя уже сейчас нужна помощь работников, готов принять механизатора, двух скотников и двух пастухов. Правда, с кадрами пока проблема. По его словам, многие сверстники, выросшие на селе, сами не знают с какой стороны к корове подойти. Город близко — всего в получасе езды. Считают, что грузчиками на складе работать престижнее, чем на ферме. Хотя Василий уверяет, что многие из них тоже могли бы заняться животноводством. Начать можно хоть с хромой коровы — все равно здорового теленочка даст. Не так давно он сам не знал, где пастуха найти для пяти коров, а сейчас стадо приносит прибыль, пастух получает полноценную зарплату.
Все шаг за шагом, методом проб и ошибок.
Конечно, проблем хватает — то саранча с заброшенных полей нагрянет, то стихийные пожары. В прошлом году молния ударила точно по центру заготовленного сена — а это корма на три года вперед. Сгорела половина. На беду откликнулись многие сельчане, тушили пожар вместе, лихо управлялись с полутонными тюками — здесь хорошо знают его отца, Владимира Васильевича. Да и сам Василий никогда не отказывал в помощи местной администрации.
Глава администрации Каменского сельского поселения Валерий Лыпко, фермер, опытный животновод, в свое время много лет отдавший совхозу, хорошо понимает проблемы местных КФХ. По возможности старается помогать, создает условия для появления новых фермеров. Недалеко от «вотчины» Быковниковых, в корпусах старой фермы появится еще одно животноводческое хозяйство. В поселении есть своя бойня, в будущем животноводы планируют наладить переработку и выпускать полуфабрикаты, а это уже новый уровень, новые рабочие места. Они сами заинтересованы, чтобы люди оставались работать в родном поселке и помнят времена, когда достижения местного совхоза по картофелеводству и животноводству были известны по всей стране, а доярками, трактористами, механизаторами, технологами трудилось практически все местное население.
— В детстве я просыпался под звук работающих двигателей, — говорит Василий. — Утром чуть ли не из каждого подворья выезжали трактора и отправлялись в поля. Во время студенческой практики мне удалось побывать в ряде крупных хозяйств, где удалось сохранить грамотную организацию труда, агрономию, специалистов. Я по-настоящему отдохнул душой. Надеюсь, возродить это в Каменном, но для этого надо увеличить поголовье.