Земля ждет дождя и тепла

Для аграриев района наступило время посевных работ. Кто-то уже приступил к севу, кого-то останавливает неожиданно наступившее похолодание. С каким «багажом» хозяйства подошли к началу весенне-полевых работ в этом году? Какие проблемы их волнуют? Как планируют построить свою работу в наступившем году? С этим вопросом мы обратились к ведущим фермерам района.


Ирина Жукович, фермер, х. Грачи
Посевная для нашего хозяйства пока не начиналась из-за холодных ветров. Традиционно у нас площадь около 60 гектаров под луком и морковью, эти культуры пользуются наибольшим спросом. Немного сеем свеклы. По прошлому году урожайность моркови варьировалась в пределах 40-60 тонн с гектара, лука — 80 тонн с гектара. 300 тонн мы заложили на хранение и реализовывали, когда стала интересней цена. Что касается погоды, то я планирую посевы и работу, исходя из собственного опыта и своих примет. Температура этой весной должна быть умеренная, ждем потепления после Пасхи. Надеемся, что лето будет дождливое, но в меру, чтобы это не сказалось на уборке культур. Семена и технику для капельного орошения мы приобрели осенью до скачка цен. Сейчас думаем как построить свою работу, а наше хозяйство появилось больше тринадцати лет назад, в соответствии с требованиями нового законодательства. Я имею в виду привлечение иностранной рабочей силы и работников из числа местных жителей. Сейчас сложности и с тем, чтобы иностранцев оформить как положено, и с тем, чтобы привлечь местных. Работа на полях тяжелая, летом температура под 60-70 градусов у поверхности земли, испарения, кто из наших сможет это выдержать?
Сергей Казаченко, фермер, с. Самофаловка
Пока не сеялись, потому что сухо и морозно. Посевная площадь — около 40 гектаров. Наращивать объемы посевных площадей сложно, в течение последних лет держимся примерно на одном уровне. Овощеводство — очень трудоемкая отрасль, требует больших вложений. Мы бы и рады механизировать процесс уборки, но, скажем, к покупке комбайна  нужен сортировочный комплекс, а он в десять раз дороже комбайна. Поэтому привлекаем на поля трудовых мигрантов. Но в связи с новой необходимостью привлечения к работе местных жителей, пока не совсем представляю как реализовать это практически. А рабочие руки — самый острый вопрос. Мы даже были рады, когда нам студенты помогли убрать поля в прошлом году. Хорошие взаимоотношения у меня наладились со службой занятости в Чувашии. Это тоже граждане России, и наряду с иностранцами мы их привлекали к работе, но из года в год желающих поработать  из этой республики становится все меньше. Из собственного опыта скажу, что среди местных высокая текучесть. Чем их можно привлечь к такой тяжелой, изнурительной работе на солнцепеке, каким стимулами? Пока не знаю.
Александр Колесников, фермер, х. Вертячий
Наше хозяйство специализируется на зерновых, фураже. Благо, недалеко — комбикормовый завод, налажен постоянный сбыт. В нашем районе, с учетом меняющегося климата,    повторяющихся периодически засух, зерновыми заниматься не просто. Чтобы реально покрыть все затраты и сделать хозяйство рентабельным необходимо собирать 50 центнеров с гектара. У нас урожайность по озимым  — 20-24 центнера с гектара, по яровым — около 10 центнеров. В прошлом году мы собрали хороший урожай. Всего под посевами — около 700 гектаров — озимые, яровые, просо, ячмень. Выручает государственная погектарная поддержка — можно ГСМ купить, потому что мы при составлении бизнес-плана исходим из таких критериев как реализация продукции и стоимость ГСМ. А каждый год они «плавают»,  так что какой будет цена в этом году сказать сложно, она складывается на период уборки.  Климатические условия для нашего хозяйства не очень простые. Пока проводим боронование и в раздумье над тем, что делать с озимыми — возможно придется пересевать, земле не хватает запасов влаги. Фермер в нашей почвенно-климатической зоне очень зависит от погоды.
Александр Семенов, фермер, р.п. Новый Рогачик
Погода этой весной пока не балует, но мы уже все практически забороновали, приступили к севу. Мы выращиваем лук, морковь, свеклу, ячмень, озимую пшеницу. География сбыта — от Москвы, «до самых до окраин»: в Сибирь, на Дальний Восток. Есть своя сортировочная линия, производительностью 10 тонн в час. С внедрением механизации, когда лук убирается комбайном, грузится на машину и поступает на сортировочную линию, работать значительно эффективнее. В поле — около сорока человек, а на сортировке шестеро дают по 60 тонн за смену. Можем хранить до двух тысяч тонн сельхозпродукции. Главная наша забота — вода для орошения. Насосное оборудование, которые я использую вместе с двумя фермерами, устарело, мы его готовы заменить на менее энергоемкое, но пока нам не передают его в собственность. Этот вопрос волнует больше всего.