Про белый свет и зеленый

Или — почему ИПешке красиво жить не запретишь

Людей портит квартирный вопрос. Не менее вреден для психики и вопрос транспортный. Если в областном центре добраться от точки А в точку Б бывает трудновато из-за часа пик, то километрами правее или левее города добираться бывает просто не на чем: общественный транспорт занесен в Красную книгу, а организовать частный маршрут — не каждому по плечу.

Хотя…в Новом Рогачике

Городищенского района, например, смогли устроить комфортные перевозки — плечами очаровательной Елены Коханской, которую мы сегодня и поспрашиваем о маршрутах малого бизнеса отдельно взятого поселка.

 Эффектное предложение

— С чего началось ваше предприятие?

— С предложения, — задорно улыбается Елена Михайловна. — Когда сын пошел в армию, то сноха, а она работает в поселке Максима Горького, периодически просила вечером встретить ее, когда поздно возвращалась с работы. Уже вроде и отдыхаешь, и поужинал, а ехать нужно. Пока собиралась, часто приходилось задумываться о тех, кого некому встретить. Так однажды и предложила Андрею (супруг Елены — Андрей Геннадьевич Пыжьянов): «Давай одну маршрутку попробуем запустить?»

И попробовали. Составили договор с администрацией. Местная власть помогает во всем, особо отмечает Елена Михайловна.

— Когда сильные снегопады — дорогу сразу расчищают по всему маршруту, потому что людям нужно ехать: на работу с работы, кто в детские сады ребятишек, кто в школу. И мы готовы везти, раз в снег не упираемся. Очень хочу отметить — огромный плюс, если есть помощь, понимание администрации. Спасибо и Тамаре Степановне Вдовкиной, наш МУП «Коммунальщик» — всегда откликаются на просьбы о помощи.

Итак два года назад Коханская запустила одну маршрутку. Та стала пользоваться спросом, отправляясь через каждые полчаса. Старание работать строго по времени и ответственное отношение дали бизнес-эффект. Хотя, сначала даже сами посмеивались: «Ой, да кто будет ездить». Однако, потихоньку и школьники начали привыкать к удобству, и пенсионеры. В итоге дошло до того, что перестали умещаться в одну маршрутку. Люди стали просить вторую. Все это происходило не так гладко и быстро, как кажется, спустя время. Еще одну маршрутку смогли запустить только через год. Была поставлена задача — отправление каждые 15 минут.

img_2180

— Постоянно инструктирую водителей, — говорит Елена Михайловна и непроизвольно смотрит на часы, — чтобы строго по времени, чтобы люди не ждали. Все для клиента, как говорится. Правда, вынуждена была поднять на 5 рублей стоимость проезда до остановки КХП. Конечно, обидела часть пассажиров, знаю, но это вынужденная мера, экономически обоснованная для отдаленной точки, которая не совсем вписывается в маршрут.

Почему-то у нас издревле принято завидовать тем, кто смог чуть приподняться, так сказать, отжаться над обыденностью. И людям (не всем, но, согласитесь, довольно многим), узнавшим о зарекомендовавшем себя предпринимателе, начинает казаться, что тот купается в деньгах и успехе, или, что не обошлось тут без связей, или ему, как минимум — просто повезло. На практике же предприниматель, это начальник, полностью отвечающий за выживание дела: за его конкурентоспособность, за соблюдение законов. А еще, в идеале, социально ответственный, человечный, то есть. Переживающий вынужденное поднятие цен, снижающий проезд для всех школьников на 5 рублей и при этом не получающий никаких дотаций.

Сложно организовать свое дело?

— Очень сложно даже не организовать, а удержаться. Во-первых, большие налоги. Когда квартал заканчивается, я не могу спать, думая, где взять денег, чтобы заплатить вовремя. Потому что, если, например, пенсионный в 36 тысяч не выплатить, начнутся штрафы. Во-вторых, поднялись в цене запчасти. В-третьих, страховки «выросли» в три раза. А еще: обслуживание ГЛОНАСС, техосмотр. И все это нужно усмотреть, на все — заработать. На каждую машину веду документацию, чтобы знать точно, когда заканчивается техосмотр, когда ОСАГО, пассажиростраховки. Помимо предпринимательства я продолжаю работать, на железной дороге. Бывает и так, что лишь зарплата дает возможность кредиты заплатить.

 Энтузиазм в залог

Сейчас по Новому Рогачику каждые 15 минут можно погрузиться в одну из двух маршруток. В Волгоград отправиться — на одной из четырех по точному расписанию, которое, кстати, раздают в напечатанном виде вместе с указанием телефонов водителей. Правда микроавтобусы на Волгоград ИП арендует. Еще одну машину уже нашла в аренду Елена Михайловна, и водителя — на прикатку (прикатывать, значит работать в убыток или в ноль, знакомя потребителя с маршрутом). Просят люди наладить сообщение от Карповки до Нового Рогачика.

Польза, получается, от предпринимательства двойная. Не только перемещаться помогает многим жителям, но и работу дает некоторым. Ведь водители маршруток — все местные. Одни, начав работать у ИП Коханской вскоре и сами предпринимательство оформили.

— Мне бы очень хотелось поблагодарить моих водителей-энтузиастов. Таких — поискать: Николай Иванович Клопов, Анатолий Федорович Буданов. Отметить активистов Моисеевых, которые, поработав у меня по поселку, купили маршрутку, сами стали предпринимателями и теперь знают, что такое малый бизнес.

— Елена Михайловна, в чем, по-вашему, залог успеха, стабильности?

— Для перевозчиков одно из главных условий — люди должны знать, во сколько именно они уедут. А также человеческий фактор: и вежливость водителей, и чистота машин, и безусловная правота клиента. Еще, думаю, важны реклама и помощь людей. С другой стороны, очень важно, когда тебя в начинаниях поддерживают близкие. Мне во всем помогает супруг, Андрей Геннадьевич Пыжьянов. Сам машины ремонтирует, сам прикатывает маршруты. У меня двое детей: дочь здесь не живет, а сын рядом, тоже на железной дороге работает, как и сноха. Они поддерживают. Сын отучился на категорию «D»: и себе копейку подзаработать может, и бизнесу семейному подмога.

 Езжайте и не квакайте

Самое интересное, что и это еще не все планы Елены Коханской. Как оказалось, идея бизнеса родилась гораздо раньше первой маршрутки и теперь получит весьма экзотическое для нашего района продолжение.

Предприниматель купила в кредит автобус на 29 мест для туристических поездок. «Чтобы люди не просто прожили жизнь, как в болоте проквакали, а открывали для себя новые ее стороны», — как она сама говорит. Планирует летом вывозить желающих на озеро Баскунчак, к морю, по святым местам, то есть осваивать туристическое направление. С этого, в принципе, она и начинала. По возможности вывозила в театры, в цирк и даже к морю — как говорится, «по просьбам трудящихся». По словам очевидцев — люди были в восторге иметь такую возможность.

— То бы мы, говорят, дома просидели, а теперь, можно сказать, белый свет посмотрели, — передает Елена отзываы новорогачинцев о поездке в буддийский храм Элисты. — Действительно, там такие красоты — просто посмотреть, прочувствовать, в этих местах побыть — очень интересно.

Откуда могла возникнуть такая тяга к путешествиям — у самой Елены определенной версии нет. Родилась в Тульской области, в Новый Рогачик переехала в 1994 году, как железнодорожник получила квартиру и осталась.

— Всю жизнь работала на железной дороге: и начальником станции, и маневровым диспетчером, и дежурным по станции. Совсем скоро отправлюсь на пенсию. Возможно, это шанс заняться вплотную развитием туристических поездок. Буду собирать людей, выходить на диалог с профсоюзами, чтобы люди все-таки посмотрели белый свет.

Елена Михайловна, может быть постоянно бегущие мимо вагоны, люди, проезжающие куда-то, подсознательно подтолкнули вас к такому выбору?

— Может и так. В любом случае, мне нравится мой выбор.