ДОКЛАД о наркоситуации на территории Волгоградской области по итогам 2024 года

Представляем Вашему вниманию доклад о о наркоситуации на территории Волгоградской области по итогам 2024 года. Первоисточник опубликован на сайте администрации Волгоградской области на официальной странице региональной АНК: https://www.volgograd.ru/gubernator/koord/antinark/prilozheniya/%D0%94%D0%9E%D0%9A%D0%9B%D0%90%D0%94%202024.pdf

Волгоградская область — субъект Российской Федерации (административный центр — г. Волгоград). С севера на юг и с запада на восток область протянулась более чем на 400 км. Занимает площадь более 113 тыс. кв. км (78% составляют земли сельскохозяйственного назначения). Климат области засушливый, с резко выраженной континентальностью. Северо-западная часть находится в зоне лесостепи, восточная — в зоне полупустынь, приближаясь к настоящим пустыням. По территории области протекает около 190 рек различной величины. Они относятся к бассейнам Азовского и Каспийского морей. Прикаспийскому и Сарпинскому бессточным бассейнам. Общая протяженность рек, протекающих по территории Волгоградской области, составляет 7981 км, 9 из них имеют протяженность более 200 км, их суммарная длина в пределах области – 1 947 км. Общая протяженность границ области – 2 221,9 км, в том числе с Саратовской областью (29,9%), Ростовской (26,8%), Астраханской (11,4%), Воронежской (11,3%) областями. Республиками Калмыкия (10,9%) и Казахстан (9,7%). Область имеет выгодное географическое положение, являясь главными воротами на юг России с выходом на Иран, Ирак через Кавказ и Индию через Республику Казахстан. Протяженность области (север-юг, запад-восток) 415 и 420 км, соответственно. Областной центр — Волгоград (площадь — 566 тыс. гектаров). Численность постоянного населения области по состоянию на 1 января 2024 г. составила 2453,9 тыс человек (АППГ 2470,1 тыс.) и уменьшилась с начала 2023 года на 16,2 тыс.человек (АППГ 20,3 тыс.). В областном центре (г. Волгоград) проживает 1018,9 тыс. человек (41,5%). Наиболее крупными городами региона также являются г. Волжский (315,2 тыс. чел), г. Камышин и Камышинский район (146,1 тыс. чел.), г. Михайловка и Михайловский район (82,4 тыс. чел.), г. Урюпински Урюпинский район (58,4 тыс. чел.), г. Фролово и Фроловский район (47,8 тыс. чел.). Из общей численности постоянного населения Волгоградской области, проживающие в городах составляют — 77,6%, в сельской местности — 22,4%. Также, наблюдается снижение на 1,2% численности Антинаркотическая комиссия Волгоградской области 2 несовершеннолетнего населения (с 450,8 тыс. чел. до 445,2 тыс. чел). На 2,5% снизилась численность населения 18-29 лет (с 303,7 тыс. чел. до 296,1 тыс. чел.). Также отмечается снижение на 1,6% численности населения в возрасте 30-49 лет (с787,3 тыс. чел. до 774,4 тыс. чел.). По территории проходят железнодорожные и автомобильные дороги, магистральные пути, связывающие центр России с Северо-Кавказским регионом и Среднеазиатскими республиками. Действует 57 грузовых станций и железнодорожных вокзалов, 37 автовокзалов (в т.ч. 33 в сельских районах). В г. Волгограде расположен аэропорт, который может принимать все типы самолётов. Через территорию области проходят важные железнодорожные, автомобильные, водные и воздушные трассы. Общая протяженность железнодорожных путей составляет 1,6 тыс. км, внутренних судоходных путей — 1,5 тыс. км, автомобильных дорог — более 14 тыс. км (83% дорог общего пользования имеют твердое покрытие). Низовья Волги и Дона, связанные Волго-Донским судоходным каналом, протяженностью 101 км., создают благоприятные условия для транспортировки различных грузов через область в порты государств Европы, в зоны судоходства Африки, Ближнего и Среднего Востока. Территория Волгоградской области состоит из 39 административнотерриториальных единиц – районов и городов областного значения. В состав Волгоградской области входят 1494 населенных пункта, из которых: 6 городов областного значения (Волгоград, Волжский, Камышин, Михайловка, Урюпинск, Фролово); 13 городов районного подчинения (Дубовка, Жирновск, Калач-на-Дону, Котельниково, Котово, Краснослободск, Ленинск, Николаевск, Новоаннинский, Палласовка, Петров Вал, Серафимович, Суровикино); 17 рабочих поселков (Быково, Городище, Даниловка, Елань, Ерзовка, Иловля, Красный, Линево, Медведицкий, Новониколаевский, Новый Рогачик, Октябрьский, Рудня, Светлый Яр, Себрово, Средняя Ахтуба, Чернышковский); 1458 сельских населенных пунктов (села, станицы, хутора, поселки). Административно-территориальное деление области, дислокация правоохранительных и силовых структур районов, обеспечивают достаточно надежный антикриминальный контроль территорий, в основном адекватны существующим и потенциальным факторам преступности, способны реагировать на экстремальные ситуации различного характера. Занятость и безработица Демографические процессы оказывают влияние на формирование трудовых ресурсов Волгоградской области. По оценке комитета по труду и занятости населения Волгоградской области (далее – Облкомтруд): Антинаркотическая комиссия Волгоградской области 3 в 2024 году численность трудовых ресурсов Волгоградской области1 составит 1453,2 тыс.чел. или 59,2% от прогнозной численности населения Волгоградской области в среднем за 2024 год (АППГ 1454,36 тыс.чел. или 59,1%); в 2024 году по сравнению с 2023 годом численность трудовых ресурсов региона увеличится на 19,49 тыс.чел. Прогноз распределения трудовых ресурсов в 2024 году по сравнению с 2023 годом свидетельствует об увеличении численности занятых в экономике на 18,3 тыс.чел. Общая численность занятых в экономике определяется спросом организаций на рабочую силу и в 2024 году по оценке составит 1198,38 тыс.чел. Численность занятых в экономике Волгоградской области увеличится на 18,3 тыс.чел. или 1,53%, за счет стабилизации экономической ситуации в регионе. Наибольшая численность занятых в 2024 году будет отмечена в торговле, обрабатывающих производствах и сельском хозяйстве (включая охоту и рыболовство), наименьшая – добыча полезных ископаемых, деятельность финансовая и страховая, водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений, а также деятельность в области информации и связи. Динамика численности граждан, обратившихся в течение 2024 года в службу занятости населения Волгоградской области На регистрируемом рынке труда в 2024 году по сравнению с 2023 годом наблюдается снижение численности обратившихся за содействием в поиске подходящей работы граждан. Соответственно численность граждан, признанных безработными, за 2024 год в сравнении с 2023 годом также снизилась и составила 6,7 тыс. безработных, что на 3,0 тыс.чел. меньше 2023 года (9,6 тыс. безработных). Доля граждан, признанных безработными, от общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске работы в 2024 году, составила 43,0% (в 2023 году – 44,4%). Наименование показателя 2024 2023 Отклонения (+,-) Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы (ед.) 15608 21786 -6178 Численность граждан, зарегистрированных в качестве безработных (ед.) 6705 9679 -2974 Доля граждан, зарегистрированных в качестве безработных от общего числа обратившихся (%) 43,0% 44,4% -1,4% 1 По методологии баланса трудовых ресурсов. Антинаркотическая комиссия Волгоградской области 4 В общем числе граждан, признанных безработными в 2024 году (6705 чел.), половозрастной состав представлен следующим образом: женщины — 60,4% (4053 чел.); молодежь в возрасте 16 – 29 лет — 11,6% (780 чел.). В общем числе признанных безработными увеличилась доля жителей сельской местности с 34,1% в 2023 году (3301 чел.) до 34,8% в 2024 году (2331 чел.). На регистрируемом рынке труда в сравнении с прошлым годом наблюдается снижение численности безработных с 3,2 тыс.чел. — на 01.01.2024, до 2,2 тыс.чел. — на 01.01.2025, что соответственно отразилось на уровне регистрируемой безработицы, который снизился с 0,26% на 01.01.2024 до 0,18% — на 01.01.2025 соответственно. В 2024 году трудоустроено при содействии службы занятости населения 14,7 тыс.чел., в том числе 4,7 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Доля трудоустроенных граждан от общей численности обратившихся с целью поиска работы (в том числе несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет, обратившихся с целью временного трудоустройства в свободное от учебы время) составила 72,1%, что на 2,1 процентных пункта превышает установленное целевое значение на 2024 год (70%). В 2024 году в рамках подпрограммы «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» государственной программы Волгоградской области «Развитие рынка труда и обеспечение занятости в Волгоградской области», утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 25.09.2017 № 503-п, безработные граждане и граждане, ищущие работу, получили следующие государственные услуги: по содействию гражданам в поиске подходящей работы — 15,6 тыс.чел.; по содействию началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан — 555 чел. (открыли собственное дело с предоставлением единовременной финансовой помощи 70 чел.); по организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы — 265 чел.; по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан, в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время — 4,7 тыс.чел.; по организации временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 25 лет, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущих работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации — 29 чел.; по психологической поддержке безработных граждан — 1,5 тыс.чел.; по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности – 166 чел.; Антинаркотическая комиссия Волгоградской области 5 по организации профессиональной ориентации граждан — 14,5 тыс.чел.; по социальной адаптации безработных на рынке труда — 1,5 тыс.чел.; по содействию безработным гражданам и гражданам, зарегистрированным в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, в переезде и безработным гражданам и гражданам, зарегистрированным в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости – 30 чел. На территории региона реализуется Закон Волгоградской области от 06.072010 г. № 2070-ОД «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий молодёжи в Волгоградской области» (далее – Закон о квоте). Закон о квоте предусматривает квотирование рабочих мест для отдельных категорий молодежи, в число которых включены граждане в возрасте от 16 до 35 лет из числа прошедших курс лечения и реабилитации от наркомании и (или) алкоголизма. Квота устанавливается для индивидуальных предпринимателей и организаций независимо от форм собственности и организационноправовых форм, где среднесписочная численность работников составляет более 60 человек, осуществляющих свою деятельность на территории Волгоградской области. В 2024 году при содействии органов службы занятости населения на квотируемые рабочие места для молодежи трудоустроено 90 чел. (2023 год — 87 чел.). Оценка состояния и доступности наркологической медицинской помощи, медицинской и социальной реабилитации наркопотребителей, оказания социальных услуг и ресоциализации лицам, потребляющим наркотики в немедицинских целях Для оказания амбулаторной наркологической помощи на 01.01.2025г. в области функционируют: — в ГБУЗ «Волгоградский областной клинический наркологический диспансер» 9 диспансерно-поликлинических наркологических отделений в 8 районах Волгограда, в г. Волжском и в г. Камышине, кабинеты врачапсихиатра-нарколога, Михайловского и Урюпинского подразделений ГБУЗ «Волгоградский областной клинический наркологический диспансер»; — 32 наркологических кабинета в районах Волгоградской области. Для оказания стационарной наркологической помощи функционируют 362 наркологические койки круглосуточного пребывания, в том числе на базе специализированных наркологических стационаров: — ГБУЗ «Волгоградский областной клинический наркологический диспансер» – 347 коек, в том числе 58 реабилитационных для Антинаркотическая комиссия Волгоградской области 6 наркологических больных (ул. Дегтярева 8, ул. Арсеньева 10, Волжский ул. Пушкина 45/1, Михайловка ул. Пирогова 82, г. Урюпинск, ул. Лизы Чайкиной 8); — Камышинский филиал ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая психиатрическая больница № 2» – 15 коек. Кроме того, В ГБУЗ «Волгоградский областной клинический наркологический диспансер» наркологическая помощь оказывается на 25 койках в условиях дневного стационара. Медицинская реабилитация больных алкоголизмом и наркоманией осуществляется в отделениях медицинской реабилитации на 58 койках круглосуточного пребывания, в т.ч. 10 коек для несовершеннолетних, на базе ГБУЗ «Волгоградский областной клинический наркологический диспансер». Обеспеченность круглосуточными реабилитационными койками для наркологических больных соответствует реальной потребности в получении данного вида медицинской помощи. Дополнительные сведения о развитии системы реабилитации наркопотребителей на территории Волгоградской области согласно письму Государственного антинаркотического комитета от 11.01.2019 № 8/6 – 125 1. Сведения о нормативных правовых актах (планах) в сфере реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях. Орган(ы) исполнительной власти субъекта Российской Федерации (межведомственные комиссии, координационные органы), уполномоченный(ые) на решение задач в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей: комитет социальной защиты населения Волгоградской области в части социальной реабилитации и ресоциализации в негосударственных организациях с обеспечением проживания лиц старше 18 лет, проживающих на территории Волгоградской области, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях и прошедшие лечение от наркомании либо имеющие судебный акт об обязании пройти социальную реабилитацию и ресоциализацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача и в государственных организациях социального обслуживания в полустационарной форме социального обслуживания граждан, проживающих на территории Волгоградской области, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях и прошедшие лечение от наркомании, признанными нуждающимися в социальном обслуживании; комитет здравоохранения Волгоградской области в отношении несовершеннолетних лиц в период стационарного лечения в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю Антинаркотическая комиссия Волгоградской области 7 «психиатрия-наркология». Нормативный правовой акт (план мероприятий) по созданию в субъекте Российской Федерации системы реабилитации и ресоциализации наркопотребителей: постановление Администрации Волгоградской области от 25.09.2017 № 504-п «Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области»; постановление Администрации Волгоградской области от 02.09.2015 № 510-п «Об организации реабилитации (за исключением медицинской) и ресоциализации наркозависимых лиц»; приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 13.06.2018 г. № 929 » Об утверждении порядка предоставления услуг по реабилитации (за исключением медицинской) и ресоциализации наркозависимым лицам в социально ориентированных некоммерческих организациях, включенных в реестр некоммерческих организаций Волгоградской области, прошедших квалификационный отбор и осуществляющих деятельность, направленную на реабилитацию (за исключением медицинской) и ресоциализацию наркозависимых лиц»; приказ от 29.08.2023 № 1872 «О внесении изменений в приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 19.02.2015 № 347 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания в центрах (отделениях) психолого-педагогической помощи населению»; приказ от 25.08.2023 № 1849 «О внесении изменений в приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 26.10.2015 № 1527 «О порядке признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании на территории Волгоградской области»; приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 30.08.2023 № 1879 «О внесении изменений в приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 16.11.2015 № 1613 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании на территории Волгоградской области»; приказ от 22.08.2023 № 1829 «О внесении изменения в приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 27.08.2015 № 1258 «Об обстоятельствах, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан на территории Волгоградской области»; приказ от 27.09.2023 комитета социальной защиты населения Волгоградской области № 2152, комитета здравоохранения Волгоградской области № 2681, комитета по труду и занятости населения Волгоградской области № 295 «Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия комитета социальной защиты населения Волгоградской области, комитета здравоохранения Волгоградской области, комитета Антинаркотическая комиссия Волгоградской области 8 по труду и занятости населения Волгоградской области и их подведомственных организаций по вопросам социальной реабилитации и ресоциализации больных наркоманией». Нормативный правовой акт, устанавливающий порядок квалифицированного отбора организаций, предоставляющих услуги по социальной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей: постановление Администрации Волгоградской области от 02.09.2015 № 510-п «Об организации реабилитации (за исключением медицинской) и ресоциализации наркозависимых лиц». Нормативный правовой акт, регламентирующий ведение реестра организаций, включенных в систему реабилитации и ресоциализации наркопотребителей: постановление Администрации Волгоградской области от 02.09.2015 № 510-п «Об организации реабилитации (за исключением медицинской) и ресоциализации наркозависимых лиц»; приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 13.06.2018 № 930 «Об утверждении форм документов, необходимых для организации мероприятий по реабилитации (за исключением медицинской) и ресоциализации наркозависимых лиц». Анализ, оценка и динамика результатов деятельности в сфере профилактики немедицинского потребления наркотиков По линии комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области: Приказом комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 07.08.2024г. №764 «О проведении социальнопсихологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Волгоградской области» определен порядок и этапы организации и проведения социальнопсихологического тестирования (далее — СПТ) на территории Волгоградской области в 2024/2025 учебном году. Так, в период с 01 сентября по 15 ноября 2024 г. проведено СПТ обучающихся в государственных образовательных организациях Волгоградской области, образовательных организациях высшего образования и негосударственных образовательных организациях согласно следующим этапам: в период с 01 сентября по 30 сентября 2024 г. организована и проведена информационно-мотивационная кампания; в период с 15 сентября по 15 октября 2024 г. проведено тестирование; в период до 15 ноября 2024 г. педагогами-психологами и уполномоченными лицами образовательных организаций проведен анализ результатов тестирования в целях организации персонифицированного сопровождения несовершеннолетних «группы Антинаркотическая комиссия Волгоградской области 9 риска», а также направления информации в экологичной форме в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДНиЗП) для привлечения и активизации профилактической работы соответствующих органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; в период с 15 ноября 2024 г. по 31 мая 2025 г. продолжается этап организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся, их родителей (законных представителей). По результатам СПТ проведен анализ полученных результатов во всех образовательных организациях, расположенных на территории Волгоградской области. В социально-психологическом тестировании подростков и лиц юношеского возраста с высокой и высочайшей вероятностью проявления различных форм рискованного поведения приняли участие 32 муниципальных района, 5 городов областного значения и 8 районов города Волгограда. Количество образовательных организаций (ОО), принявших участие в тестировании, составило — 699. Количество обучающихся общеобразовательных организаций в возрасте от 13 до 18 лет, подлежащих тестированию, составляло 93 381 человек (100%). Фактически приняло участие в тестировании в 2024-2025 учебном году 92 970 человек (репрезентативность выборки 99,55%). Не прошли тестирование 411 обучающихся, из них (186 отказов родителей (законных представителей), 228 — иные причины). Численность участников СПТ с критическими показателями по «Шкале лжи» — 46 146 человек (49,63%). Численность участников СПТ с низкой вероятностью проявления рискового (в том числе аддиктивного) поведения составила 82 102 (88,31%), численность участников СПТ с высокой вероятностью проявления рискового (в том числе аддиктивного) поведения составила 8 327 (8,95%), численность участников СПТ с высочайшей вероятностью проявления рискового (в том числе аддиктивного) поведения составила 2 541 (2,73%). Количество средних профессиональных организаций (далее — СПО), принявших участие в социально-психологическом тестировании подростков и лиц юношеского возраста с высокой и высочайшей вероятностью проявления различных форм рискованного поведения, составило 59. Количество обучающихся в образовательных профессиональных организациях в возрасте от 15 до 22 лет, подлежащих тестированию, составляло, по данным образовательных профессиональных организаций, 24 581 человек (100%). По факту приняло участие в тестировании в 2024- 2025 учебном году 24 510 человек (репрезентативность выборки 99,71%). Не прошли тестирование 71 обучающийся, из них 15 отказов, 56 — иные причины). Численность участников СПТ с критическими показателями по «Шкале лжи» составила 11 176 чел. (45,60%). Антинаркотическая комиссия Волгоградской области 10 Численность участников СПТ с низкой вероятностью проявления рискового (в том числе аддиктивного) поведения составила 21 819 человек (89,02%), численность участников СПТ с высокой вероятностью проявления рискового (в том числе аддиктивного) поведения составила 2 380 человек (9,71%), численность участников СПТ с высочайшей вероятностью проявления рискового (в том числе аддиктивного) поведения составила 311 человек (1,26%). Количество высших учебных заведений (далее — ВУЗ), принявших участие в социально-психологическом тестировании подростков и лиц юношеского возраста с высокой и высочайшей вероятностью проявления различных форм рискованного поведения, составило 5. Количество обучающихся в высших учебных заведениях в возрасте от 15 до 22 лет, подлежащих тестированию, составляло, по данным высших учебных заведений, 1 628 человек (100%). По факту приняло участие в тестировании в 2024-2025 учебном году 1 598 человек (репрезентативность выборки 98,15%). Не прошли тестирование 30 обучающихся, из них (30- иные причины). Численность участников СПТ с критическими показателями по «Шкале лжи» — 853 чел. (53,37%). Численность участников СПТ с низкой вероятностью проявления рискового (в том числе аддиктивного) поведения составила 1 523 человек (95,30%), численность участников СПТ с высокой вероятностью проявления рискового (в том числе аддиктивного) поведения составила 53 обучающихся (3,31%), численность участников СПТ с высочайшей вероятностью проявления рискового (в том числе аддиктивного) поведения составила 22 чел. (1,37%). Анализ результатов показывает, что в 2024/2025 учебном году число учащихся прошедших СПТ уменьшилось на 94 человека, что на 7,88% меньше от количества участников СПТ 2023/2024 учебного года. Отличие показателя незначительное, что, в свою очередь, говорит об успешной, так же, как и в прошлом году, информационно-мотивационной компании, проводимой в каждой образовательной организации в Волгоградской области в целом. Несмотря на то, что общий показатель отказов уменьшился, всё же, они фиксировались в некоторых образовательных организациях и в 2024/2025 учебном году. Анализируя причины отказов, можно проследить тенденцию, связанную с конфликтными отношениями и сложившимся недопониманием между образовательной организацией и законными представителями обучающихся. Все отказы, поступающие в научно-методический центр научно-методического сопровождения ГАУ ДПО «ВГАПО» анализировались и, при необходимости, организовывались индивидуальные беседы посредством телефонной связи с законными представителями несовершеннолетних. При исследовании динамики результатов СПТ таких групп как «Высокая вероятность проявления рискового поведения» прослеживается тенденция к снижению показателей на 11 094 человек (50,65%). В группе Антинаркотическая комиссия Волгоградской области 11 «Высочайшая вероятность проявления рискового поведения» прослеживается тенденция к снижению количества обучающихся на 3 133 чел. (52,26%) по сравнению с 2023/2024 уч. годом. Исследуя динамику результатов СПТ 2024-2025 года в разрезе шкал «факторы риска» и «факторы защиты», выделяются высокие результаты группы высокой вероятности проявления рискового (в том числе аддиктивного) поведения по факторам риска: «Тревожность» 52 078 обучающихся (43,7%), «Стремление к риску» 47 322 участников СПТ (39,7%), почти столько же «Принятие ассоциальных установок» 46 841 (39,3%). По группе высочайшей вероятности проявления рискового (в том числе аддиктивного) поведения выделяются высокие показатели по субшкалам «Потребность во внимании группы» 3 957 обучающихся (3,3%), так же «Тревожность» 3 271 (2,7%), «Стремление к риску» 2 501 участник СПТ (2,1%). Результаты субшкал факторов защиты результатов СПТ 2024-2025 учебного года в группе высокой вероятности проявления рискового (в том числе аддиктивного) поведения, вызывают беспокойство по таким направлениям как «Самоконтроль поведения» у 81 544 участников СПТ (68,5%), «Фрустрационная устойчивость» 79 359 обучающихся (66,6%), «Социальная активность» 76 498 (64,2%). По группе высочайшей вероятности проявления рискового (в том числе аддиктивного) поведения выделяются высокие показатели по субшкалам «Поддержка родителей»- 73 026 участник СПТ (61,3%), «Поддержка одноклассников» 54 021 обучающийся (45,4%). Проблема рискованного поведения подростков и молодежи является одной из самых острых и долгосрочных угроз благополучию общества. Это — поведение, несущее добровольное допущение риска для здоровья или жизни субъекта, содержащее определенные выгоды и цели, а также неочевидный баланс положительных и отрицательных исходов, субъективно воспринимаемый как значимый, при этом субъективное значение положительных и отрицательных исходов такого поведения для подростка существенно больше, чем для взрослого. К формам рискового поведения обучающихся в настоящее время относятся: 1. Формы аддиктивного поведения — наркомания, алкоголизм, интернет-зависимость, компьютеромания, адреналиномания. 2. Формы деструктивного и аутодеструктивного поведения, не связанные с аддикциями. К числу факторов, позволяющих контролировать рискованное поведение подростков на территории Волгоградской области относятся: антинаркотическая пропаганда; регулярное проведение районных профилактических мероприятий; внеплановые межведомственные рейдовые мероприятия; систематическая разъяснительная и просветительская работа среди населения; тесное сотрудничество со СМИ в целях пропаганды здорового образа жизни. Основным структурным и содержательным компонентом системы Антинаркотическая комиссия Волгоградской области 12 профилактики рискованного поведения в образовательной среде является профилактическая деятельность образовательной организации. Ее содержание определяется общими целями и задачами профилактики в образовательной среде, связанными с комплексным воздействием на условия и факторы жизни обучающихся (как внешние, так и внутриличностные), связанные с риском вовлечения в рискованное поведение. Дальнейшая профилактическая работа в этом направлении на территории Волгоградской области направлена на реализацию профилактической программы в образовательных организациях «Как не просмотреть беду…», межведомственному взаимодействию со всеми заинтересованными структурами в вопросах профилактики девиантного поведения в подростковой и молодёжной среде. Реализация профилактической программы «Как не просмотреть беду…» позволяет сделать сравнительный анализ результатов СПТ, так как является проектом комплексной организации психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних в рамках первичной профилактики вовлечения в рискованное поведение обучающихся образовательных организаций на основании результатов единой методики социальнопсихологического тестирования. Деятельность психолого-педагогической службы в образовательных организациях направлена на своевременную помощь и поддержку группам обучающихся с высоким и высочайшим риском вовлечения в рискованное поведение (в том числе детям и подросткам, находящимся в социально опасном положении, испытывающим трудности социальной адаптации). Психолого-педагогическая профилактика и поддержка реализовывается через индивидуальную (персонифицированную) и групповую работу в отношении обучающихся с высоким и высочайшим риском. При организации профилактической деятельности все усилия направляются на реализацию системно-деятельностного подхода в профилактической работе с выявленными группами риска по шкалам СПТ. Основной целью первичной педагогической профилактики в отношении всех видов зависимого поведения на уровне первичной превенции, является снижение факторов риска на основе расширения жизненных навыков и компетенций у лиц подросткового и юношеского возраста; формирования у них активных стратегий разрешения проблем, личностных свойств и качеств (ресурсов), помогающих эффективно справляться с трудными жизненными ситуациями. По линии комитета физической культуры и спорта Волгоградской области: Развитием физической культуры и спорта в регионе занимаются 5931 штатный сотрудник, в том числе в сельской местности – 847 человек. Антинаркотическая комиссия Волгоградской области 13 Всего в Волгоградской области 2553 учреждения (предприятий, объединений, организаций), которые осуществляют развитие физической культуры и спорта, из них в сельской местности 752. На территории Волгоградской области в отчетном периоде проведено 56 физкультурно-спортивных и комплексных мероприятий, в которых приняли участие более 355 тыс.жителей региона. За указанный период на территории Волгоградской области проведены спортивные мероприятия всероссийского уровня по баскетболу, спортивному туризму, бильярдному спорту, спортивной акробатике, волейболу, дзюдо, спортивной гимнастике, кикбоксингу, прыжкам в воду, лапте, спортивному туризму, стрельбе из арбалета, полуфинал первенства России по волейболу среди девушек до 16 лет, чемпионаты и первенства России по гандболу и водному поло среди мужских и женских команд, кубок России по парусному спорту, кубок России по стендовой стрельбе и стрельбе из арбалета, чемпионат России по волейболу среди женских команд, чемпионат России по пляжному волейболу, чемпионат и первенство России по парашютному спорту, парусному спорту, чемпионаты России по мини-лапте, велосипедному спорту и др. Также проведены межрегиональные спортивные мероприятия по баскетболу, парусному спорту, спортивному туризму, тхэквондо, кикбоксингу, художественной гимнастике, эстетической гимнастике, рукопашному бою, чемпионат и первенство ЮФО по русским шашкам, первенства ЮФО по боксу, волейболу, спортивному туризму на пешеходных дистанциях, чемпионат и первенство СКФО, ЮФО, ПФО по серфингу и др. Проведение массовых физкультурных и спортивных мероприятий стимулирует население региона к регулярным занятиям физической культурой и спортом, ведению здорового образа жизни, и их число динамично увеличивается. По итогам 2024 года доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом составила 59,5% при планируемом значении 56,5% (в 2023 г. – 53,8%). Основная доля – дети, учащиеся и студенты в возрасте от 3 до 29 лет, которая в отчетном периоде составила 90,0% при планируемом значении 87,7% (в 2023 г. – 89,3%). Развитие детско-юношеского спорта в регионе является важным средством воспитания и формирования личности, эффективным способом профилактики социально-негативных явлений в подростковой среде. На территории Волгоградской области подготовка спортивного резерва обеспечивается в 52 учреждениях, в том числе в 39 спортивных школах, 10 спортивных школах олимпийского резерва, 1 училище олимпийского резерва, 2 других организациях. С целью привлечения обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, развитию традиционных и наиболее популярных в регионе видов спорта, таких как волейбол, футбол, самбо, Антинаркотическая комиссия Волгоградской области 14 теннис, баскетбол, легкая атлетика и др., а также внедрению среди обучающихся новых видов спорта: регби, армрестлинг, тхэквондо в общеобразовательных организациях Волгоградской области создано 698 школьных спортивных клубов (далее – ШСК), из них 476 в сельской местности. Кроме того, в городе Волгограде создана Волгоградская региональная детская общественная организация «Волгоградская школьная спортивная лига» (далее – Волгоградская ШСЛ), в состав которой входят 4 вида спорта: тхэквондо МФТ, спортивная акробатика, художественная гимнастика, футбол с общим количеством занимающихся около 4 тысяч человек. В текущем году Волгоградской ШСЛ проведено 10 (в 2023 г. – 7) физкультурных мероприятий по спортивной акробатике, футболу, тхэквондо МФТ, художественной гимнастике, в которых приняли участие 2115 человек. Неотъемлемой частью работы по профилактике незаконного потребления наркотических средств и популяризации здорового образа жизни среди несовершеннолетних является и работа по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее – ВФСК ГТО) в Волгоградской области. Для получения знака отличия ВФСК ГТО участникам необходимо выполнить упражнения разных уровней сложности, уложившись в нормативы. Для каждой возрастной группы установлены свои требования, а принять участие в выполнении нормативов может любой желающий в возрасте от 6 до 70 лет (и старше). В настоящее время установлено 18 ступеней комплекса ГТО, в том числе 6 ступеней для детей от 6 до 17 лет. На территории Волгоградской области обеспечена доступность выполнения нормативов ВФСК ГТО в 48 центрах тестирования, которые функционируют в каждом муниципальном районе и городском округе Волгоградской области, в том числе в Волгограде – 8, в Волжском – 3. В 2024 году количество принявших участие в выполнении нормативов комплекса ГТО составило 56 793 чел., выполнили на знак отличия 29 634 чел. По линии комитета культуры Волгоградской области: Приоритетным направлением профилактической работы учреждений культуры региона остается организация и проведение образовательновоспитательных мероприятий антинаркотической направленности, включая психолого-педагогическое и культурно-досуговое сопровождение процесса социализации детей и молодежи. В 2024 году на территории Волгоградской области учреждениями культуры проведено более 9 900 тематических мероприятий, охват участников составил около 600 000 человек. Антинаркотическая комиссия Волгоградской области 15 Наиболее активную профилактическую работу в отчетном периоде провели специалисты учреждений культуры Новониколаевского, Суровикинского, Среднеахтубинского, Камышинского, Новоаннинского, Иловлинского, Калачевского, Николаевского, Ленинского муниципальных районов и г. Волгограда, г. Волжского, г. Михайловки, г. Фролово представив высокий показатель посещаемости мероприятий. В целях развития духовно — нравственного потенциала общества и в рамках межведомственных антинаркотических профилактических акций, операций, бесед и программ культурно-досуговыми учреждениями Волгоградской области проведены беседы, круглые столы, творческие акции, уроки здоровья, а также мероприятия к Международному дню борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков. Во исполнение решения антинаркотической комиссии Волгоградской области в 2024 году региональным комитетом культуры подготовлен электронный методический сборник наиболее успешных практик антинаркотической работы культурно-досуговых учреждений, который направлен в муниципальные районы и городские округа Волгоградской области и размещен на сайте антинаркотической комиссии Волгоградской области. В рамках исполнения решения антинаркотической комиссии Волгоградской области от 29.05.2024 образцовым художественным театром движения «Зеркало» Волгоградского областного центра народного творчества написан сценарий для постановки спектакля антинаркотической направленности. Премьера спектакля, которую посмотрели более 200 детей младшего школьного возраста, состоялась в декабре 2024 года. Муниципальным учреждением «Центр культуры и искусства «Октябрь» городского округа — город Волжский Волгоградской области разработан художественный материал и постановка спектакля антинаркотической направленности. Возрастная категория: дети старшего школьного возраста. Работа по профилактике девиантного поведения молодежи традиционно строится на комплексной основе, объединяя усилия педагогов, психологов, медицинских работников, представителей правоохранительных органов. Государственным казенным учреждением культуры Волгоградской области «Волгоградская областная библиотека для молодежи» (далее — ВОБМ) в 2024 году проведен цикл мероприятий, в рамках проекта «ТОТ, КТО ЖИВЕТ!»: информационная акция «Правила простых «НЕ», марафон «Поколение ZOЖ», встреча «Что значит быть трезвым?», день здорового питания «Простые секреты», акция «Красная лента», к Всемирному Дню борьбы со СПИДом, лекция «Социальная профилактика наркомании», информационно-просветительская лекция «Знать, чтобы жить». В рамках кинолектория «За здоровый образ жизни» в общеобразовательных учреждениях муниципальных образований Волгоградской области проведен кинолекторий по профилактике наркомании «Шаг в никуда» с показами документальных Антинаркотическая комиссия Волгоградской области 16 и художественных фильмов, призванных сформировать у подрастающего поколения негативное отношение к наркотикам. Всего в рамках кинолекториев по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения было проведено 163 кинопоказа, обслужено около 19 410 человек. По линии комитета социальной защиты населения Волгоградской области: В 2024 году в подведомственных комитету социальной защиты населения Волгоградской области организациях проводилась информационно-просветительская работа с населением Волгоградской области по вопросам пропаганды здорового образа жизни и профилактики наркомании, алкоголизма и девиантного поведения среди населения, а также осуществлялось предоставление социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании. За отчетный период по данному направлению мероприятиями охвачено на 4,3% меньше человек по сравнению с предыдущим годом (43 846 чел. – в 2023 году, 41 945 чел. – в 2024 году), также на 2,9% уменьшилось количество несовершеннолетних (30 800 чел. – в 2023 году, 29 912 чел. – 2024 г.), принимающих участие в профилактических мероприятиях. Уменьшение количества участников мероприятий в 2024 году обусловлено снижением количества граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании согласно статье 1 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Отчасти влияет на статистику и уменьшение населения региона. В 2024 году больше внимания уделялось групповым формам работы с получателями социальных услуг, охвачено на 7,2% больше человек по сравнению с 2023 годом (24 039 чел. – в 2023 году, 25 791 чел. – в 2024 году). Оказание психологической помощи лицам, прошедшим курс лечения от наркотической зависимости, и членам их семей осуществляется с добровольного согласия на основании обращений граждан или их законных представителей в организацию социального обслуживания. За отчетный период психологическая помощь оказана 43 семьям, в которых проживает 93 человека. В 2024 году комитет социальной защиты населения Волгоградской области и подведомственные ему организации продолжили работу по формированию системы информирования населения о спектре социальных услуг, предоставляемых гражданам, прошедшим лечение от наркозависимости через информационно-разъяснительную работу, индивидуальные и групповые занятия; размещение информации на тематических стендах организаций социального обслуживания и в средствах массовой информации муниципальных образований. Антинаркотическая комиссия Волгоградской области 17 В 2024 году информационно-разъяснительная работа осуществлялась и в рамках функционирования «телефонов доверия», в том числе телефона экстренной психологической помощи и детского телефона доверия с единым общероссийским телефонным номером, на который обратились 522 человека, из них 384 несовершеннолетних. Кроме того, за отчетный период, специалистами учреждений изготовлены и распространены информационные материалы по пропаганде здорового образа жизни, профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения, ВИЧ/СПИД и правонарушений в количестве 23 111 экземпляров. Осуществляется социальный патронаж семей, состоящих на учете в едином банке данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в организациях социальной защиты населения, основанием для постановки на учет которых является злоупотребление родителями и детьми психоактивными веществами и алкоголем. В 2024 году осуществлялся патронаж 275 семей. Из вышеуказанных категорий лиц 43 человека из состава родителей, и 2 несовершеннолетних лица прошли специализированное лечение в медицинских учреждениях. С 26 мая по 26 июня 2024 года в организациях, подведомственных комитету социальной защиты населения Волгоградской области, проведен месячник антинаркотической направленности и популяризации здорового образа жизни. Всего было проведено более 250 мероприятий (профилактические беседы, спортивные мероприятия, акции, конкурсы, игры и др.), в которых приняли участие более 10 000 человек. С целью реализации мер по профилактике правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в организациях, подведомственных комитету социальной защиты населения Волгоградской области, были организованы и проведены профилактические мероприятия: беседы, лекции, профилактические занятия, игры и др., в том числе с участием инспекторов по делам несовершеннолетних районных отделов внутренних дел, сотрудников отдела по контролю за незаконным оборотом наркотиков территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, сотрудников исправительной колонии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области, сотрудников районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Всего было проведено около 70 мероприятий, в которых приняли участие около 3 580 человек (несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении и члены их семей, учащиеся образовательных организаций). В мероприятиях приняли участие 68 образовательных учреждений, 5613 учащихся и более 4000 родителей и педагогов, студенты 6 ВУЗов, 13 ССУЗов, 10 летних оздоровительных лагерей. Антинаркотическая комиссия Волгоградской области 18 Сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних в образовательных организациях организовано 917 «Дней профилактики», проведено 7 953 профилактических лекции и бесед с учащимися, а также родителями и педагогами, в том числе направленные на разъяснение норм законодательства в сфере контроля за оборотом наркотиков, а также безопасного поведения в сети Интернет, проведено 905 рейдов по проверке мест концентрации молодежи, кафе, баров. Аппаратом антинаркотической комиссии Волгоградской области проведен антинаркотический марафон в ВУЗах, расположенных на территории региона. Студенты информированы о наркоситуации в регионе, а также о правовых последствиях незаконного оборота наркотиков. В марафоне приняли участие более 700 студентов. С целью антинаркотической пропаганды на электронных табло ВУЗов Волгоградской области, торговых центрах Волгограда размещена антинаркотическая социальная реклама. Организовано размещение антинаркотической информации в подсистеме «Сетевой Город. Образование» государственной информационной системы Волгоградской области «Единая информационная система в сфере образования Волгоградской области», в сообществах «ОПЕР-Инфо» на базе Viber для своевременного информирования граждан регионального центра. На территории региона аппаратом антинаркотической комиссии Волгоградской области во взаимодействии с Управлением по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Волгоградской области (далееУНК ГУ) организован «Единый Родительский Час». Специалисты в области образования, здравоохранения, полицейские проконсультировали родителей учащихся по вопросам раннего выявления немедицинского потребления психоактивных веществ. В режиме прямой трансляции в сети Интернет в «Едином родительском часе» приняли участие более 600 представителей родительской общественности. Аппаратом антинаркотической комиссии Волгоградской области в 2024 году организован и проведен межведомственный антинаркотический практикум (далее – практикум) для субъектов профилактики в 10-ти муниципальных районах и городских округах региона. Спикерами практикума стали представители аппарата антинаркотической комиссии Волгоградской области, региональных комитетов здравоохранения, образования, науки и молодежной политики, социальной защиты населения. В рамках практикума проведены дискуссионные площадки, в том числе по вопросам организации и проведения мероприятий по раннему выявлению немедицинского потребления наркотиков среди несовершеннолетних, информационно – разъяснительной работы с родителями и подростками. В рамках практикума к работе в сфере профилактики наркомании и наркопреступности в образовательных учреждениях подготовлены более 500 специалистов. Сотрудники аппарата антинаркотической комиссии Волгоградской Антинаркотическая комиссия Волгоградской области 19 области приняли участие в семинаре-совещании «Угрозы безопасности в современном мире: профилактика деструктивных явлений в молодежной среде» с директорами учреждений среднего профессионального образования (СПО), советниками по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями, педагогами-психологами, социальными педагогами. Участники информированы о наркоситуации на территории Волгоградской области, ознакомлены с новыми формами и лучшими практиками антинаркотической работы со студенческой молодежью и в образовательных организациях. 25.12.2024 сотрудники аппарата антинаркотической комиссии приняли участие в семинаре — практикуме по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений в молодежной среде. Семинар — практикум, организованный Региональным волонтерским центром, подведомственным комитету образования, науки и молодежной политики Волгоградской области, направлен на профилактику асоциального и деструктивного поведения среди подростков и молодежи, а также поддержку детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении. Участниками мероприятия стали сотрудники учреждений по работе с детьми, подростками и молодежью муниципальных образований, специалисты образовательных организаций Волгоградской области. Сотрудниками аппарата региональной антинаркотической комиссии доведена информация о формах и методах профилактической работы с несовершеннолетними, представлены лучшие практики антинаркотической направленности в регионе. Мероприятия, направленные на популяризацию здорового образа жизни, на территории региона в 2024 году проводились в том числе в рамках плана антинаркотического месячника (с 25 мая по 26 июня 2024 г.), утвержденного вице-губернатором – руководителем аппарата Губернатора Волгоградской области, заместителем председателя региональной антинаркотической комиссии (26-1/3 от 19.04.2024). На территории региона субъектами профилактики с 25 мая по 26 июня 2024 г. проведено более 300 мероприятий антинаркотической направленности. На базе УНК ГУ 31.05.2024 организовано профилактическое антинаркотическое мероприятие «МЫ — Дети России». Участниками марафона стали воспитанники полицейских классов, Волгоградского кадетского корпуса Следственного комитета Российской Федерации им. Ф.Ф. Слипченко, классов МЧС, регионального отделения Всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия», казачьего кадетского корпуса им. К.И. Недорубова, представители регионального отделения «Движение Первых». Для участников мероприятия сотрудниками ГУ – представителями художественной самодеятельности Культурного центра ГУ, ФГКОУ ВО «Волгоградская академия МВД России», государственным ансамблем Антинаркотическая комиссия Волгоградской области 20 песни и пляски «Казачья воля» проведен торжественный концерт. Руководство ГУ обратилось к подросткам с приветственным словом, в котором особое внимание уделило преемственности поколений. 24 июня 2024 г. сотрудниками аппарата антинаркотической комиссии Волгоградской области во взаимодействии с УНК ГУ на базе регионального информационно — аналитического центра проведен «круглый стол: Экспертный разговор» со студенческой молодежью, где презентован доклад о наркоситуации Волгоградской области по итогам 2023 года. В качестве экспертов выступили руководители аппарата антинаркотической комиссии Волгоградской области, УНК ГУ, отделения регионального наркодиспансера, центра острых отравлений, представители комитета социальной защиты населения Волгоградской области, некоммерческих организаций и религиозных конфессий. Эксперты детально остановились на оценке наркоситуации в регионе, вместе со студентами разобрали все риски и последствия незаконного оборота наркотиков. В финале антинаркотического месячника 26 июня 2024 г. на территории парка «Гидростроитель» городского округа – город Волжский Волгоградской области ГУ МВД России по Волгоградской области (далее – ГУ) во взаимодействии с администрацией городского округа — город Волжский при поддержке региональной антинаркотической комиссии организована крупномасштабная антинаркотическая акция «Мой выбор!». На сцене парка с концертной программой выступили сотрудники ГУ – участники художественной самодеятельности Культурного центра ГУ, творческие коллективы ФГКОУ ВО «Волгоградская академия МВД России», государственного ансамбля песни и пляски «Казачья воля», творческие коллективы Волгоградской области. На территории парка организованы тематические площадки (площадка УРЛС ГУ (информация о приеме на службу), площадка ГБУЗ «Волгоградский областной клинический наркологический диспансер» (консультация врачей психологов-наркологов о медицинских последствиях немедицинского потребления наркотиков и работа передвижного пункта медицинского освидетельствования), площадка ГБУЗ «Волгоградский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и другими инфекционными заболеваниями» (беседы специалистов центра по профилактике ВИЧ СПИД и работа мобильного пункта экспресс тестирования на ВИЧ), ГБУЗ «Центр медицинской профилактики» (консультации по ведению здорового образа жизни), площадка реабилитационного центра «Альтернатива», включенного в реестр центров, прошедших квалификационный отбор (информирование граждан о работе реабилитационного центра, консультация по мотивированию наркопотребителей к прохождению реабилитации), площадки комитета физической культуры и спорта Волгоградской области (сдача норм ГТО, Антинаркотическая комиссия Волгоградской области 21 открытые тренировки), площадка волонтеров — медиков («мастер — классы» для желающих овладеть навыками скандинавской ходьбы, а также по оказанию первой медицинской помощи) и др. В мероприятии приняли участие более 1500 жителей и гостей «города-спутника». В летний период УНК ГУ с привлечением сотрудников ЭКЦ, ЦПЭ, ПДН ГУ, специалистов ГБУЗ «Волгоградский областной клинический наркологический диспансер», ГБУЗ «Волгоградский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и другими инфекционными заболеваниями» и волонтеров антинаркотического молодежного волонтерского движения в 10 детских оздоровительных лагерях реализован антинаркотический проект «Летний лагерь – территория БЕЗопасности» с охватом 913 несовершеннолетних. В целях активного привлечения добровольцев к участию в реализации антинаркотической политики в регионе в октябре 2024 года проведен обучающий форум для активистов проекта «Антинаркотическое молодежное волонтерское движение Волгоградской области» (АМВД ВО). На базе «Регионального Волонтерского Центра» субъекты антинаркотической политики проводят семинары, тренинги, лекции, практикумы для студенческой молодежи, готовой пополнить ряды добровольцев АМВД ВО. Сотрудники аппарата антинаркотической комиссии Волгоградской области познакомили волонтеров с принципами мониторинга наркоситуации, актуальными вопросами в сфере противодействия наркопреступности и профилактики наркомании. Обучающий семинар стал важным шагом в формировании активной позиции молодежи в борьбе с наркоманией и укреплении антинаркотической культуры в Волгоградской области. Организованы рабочие встречи руководства УНК ГУ МВД России по Волгоградской области с представителями управляющих компаний и руководством администраций районов города Волгограда. Рассмотрен вопрос своевременного принятия мер по благоустройству территории района, в части выявления и закрашивания надписей, содержащих пропаганду наркотиков, на фасадах домов, а также рекламы наркотиков на объектах уличной инфраструктуры. В ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети Интернет, сотрудниками ОВД, с целью установления несовершеннолетних, являющихся пользователями информационных ресурсов, страниц и сайтов, пропагандирующих наркотические вещества, а также лиц, вовлекающих подростков в употребление наркотических средств и психотропных веществ, заблокировано 464 сайта. Антинаркотическая пропаганда в средствах массовой информации В 2024 году комитетом по делам территориальных образований, внутренней и информационной политики Волгоградской области (далее – Антинаркотическая комиссия Волгоградской области 22 комитет) совместно с ГУ МВД Волгоградской области, прокуратурой Волгоградской области, антинаркотической комиссией Волгоградской области, комитетом образования, науки и молодежной политики Волгоградской области, комитетом здравоохранения Волгоградской области проводилась регулярная работа по доведению до средств массовой информации (далее – СМИ) материалов о борьбе с незаконным изготовлением, хранением, оборотом и употреблением наркотических средств, о проведении заседаний и принятых решениях по теме профилактики наркомании, о пропаганде здорового образа жизни. Данная информация оперативно размещалась в СМИ региона. Комитетом на постоянной основе проводится работа, направленная на пропаганду здорового образа жизни и борьбу с наркоманией, через информационные ресурсы общества с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Волгоградская правда», муниципального автономного учреждения «Информационное агентство Волгограда», сетевого издания «RIAC34.RU», электронные и печатные СМИ муниципальных районов и городских округов Волгоградской области, телевизионные и радиовещательные компании региона. В 2024 году основными темами информационных сообщений в СМИ региона стали: изъятие из незаконного оборота наркотических средств, борьба с «закладчиками», перекрытие каналов поступления наркотических средств в Волгоградскую область, возбуждение уголовных дел и вынесение приговоров лицам, виновным в незаконном хранении и распространении наркотических средств, ликвидация интернетмагазинов по продаже наркотических средств, закрытие сайтов, с информацией о создании и обороте наркотических средств, просветительская работа волонтеров по профилактике употребления наркотиков в молодежной среде, проведение профилактических акций «Сообщи, где торгуют смертью», работа антинаркотической комиссии Волгоградской области и антинаркотических комиссий муниципальных образований Волгоградской области. Основными темами материалов в 2024 году в направлении профилактики употребления наркотиков и здорового образа жизни в СМИ стали: пропаганда здорового образа жизни среди всех возрастных групп; участие жителей региона во всероссийских и региональных акциях, направленных на популяризацию здорового образа жизни (общероссийская акция «10000 шагов к жизни»; акция «Лыжня России» и др.); строительство и реконструкция в регионе объектов спортивной инфраструктуры; открытие новых физкультурно-оздоровительных комплексов, спортивных площадок; проведение мероприятий в рамках пропаганды активного долголетия среди людей старшего возраста; Антинаркотическая комиссия Волгоградской области 23 мероприятия в рамках комплекса «Готов к труду и обороне» и другие. В 2024 году подготовка и размещение в СМИ материалов, направленных на профилактику наркомании, сохранение здоровья и увеличение продолжительности жизни населения Волгоградской области, повышение мотивации жителей региона к ведению здорового образа жизни, осуществлялась в том числе в рамках реализации грантовых проектов СМИ по социально значимым темам «Охрана здоровья, обеспечение доступности медицинских услуг, пропаганда здорового образа жизни в Волгоградской области» и «Развитие физкультуры и спорта в Волгоградской области». Данные проекты были определены по итогам ежегодного конкурса, в соответствии с Законом Волгоградской области от 11.01.2006 № 1185-ОД «О грантах Волгоградской области средствам массовой информации» (далее – Конкурс). Общий объем информационных материалов составил: 96064 кв. см печатных площадей и 125 сообщений в сетевых изданиях. По итогам конкурса, организованного в 2024 году, по теме «Развитие физкультуры и спорта в Волгоградской области» поддержано 9 проектов СМИ. Общий объем информационных материалов составил: 64 612 кв. см печатных площадей, 65 сообщений в сетевых изданиях, 216 оригинальных минут телепрограмм и 120 минут радиопрограмм. В соответствии с данными мониторинга государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Региональный информацонно-аналитический центр» по темам борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и наркотической зависимостью, пропаганде здорового образа жизни на территории Волгоградской области в региональных и муниципальных СМИ размещено 8 087 материалов. Обобщенные результаты ведомственных статистических данных за 2024 год представлены в таблице. Таблица 1 Количество материалов по пропаганде здорового образа жизни и профилактике наркомании в средствах массовой информации Данные 2023 года Данные 2024 года Печатные СМИ 3673 3712 (+1,06%) Электронные СМИ (ТВ и радио) 826 843 (+2,05%) Интернет СМИ 7922 8132 (+2,66%) ИТОГО: 12421 12687 (+2,14%) Сведения о результатах проводимой работы по раннему выявлению лиц, употребляющих наркотические вещества и подлежащих призыву Антинаркотическая комиссия Волгоградской области 24 на военную службу. В вопросах выявления и освидетельствования лиц, употребляющих наркотические вещества допризывного и призывного возраста в своей работе военные комиссариаты (муниципальные) Волгоградской области руководствуются Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе». В 2024 году среди граждан, поступающих в ВВУЗы, на военную службу по контракту и направленных в войска по призыву, употребляющих наркотические вещества не выявлено. Оперативная обстановка в сфере легального оборота наркотиков В 2024 году Территориальным органом Росздравнадзора по Волгоградской области плановые контрольно-надзорные мероприятия проводились в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств (Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации») и лицензионного контроля осуществления деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). В рамках лицензионного контроля осуществления деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений в 2024 году проведено 3 плановые выездные проверки, из них 1 проверка в отношении аптечной организации и 2 проверки в отношении медицинских организаций. По результатам проведения плановых проверок в отношении двух организаций выявлены нарушения обязательных требований. Принимаемые меры по выявлению и уничтожению дикорастущих и культивируемых наркосодержащих растений На сельскохозяйственных угодьях Волгоградской области посевов конопли, используемой в промышленных целях, а также предприятий, осуществляющих ее культивирование и переработку, на территории области не имеется. В целях информирования населения о недопустимости незаконного культивирования наркосодержащих растений, нормах действующего законодательства в сфере оборота наркотических средств, УНК ГУ подготовлена и направлена для размещения на официальных сайтах администраций муниципальных районов и городских округов Антинаркотическая комиссия Волгоградской области 25 Волгоградской области, информационных стендах в учреждениях образования и здравоохранения памятка о недопустимости культивирования незаконных посевов наркосодержащих растений, а также о необходимости уничтожения очагов произрастания дикорастущих наркосодержащих растений. В рамках межведомственного взаимодействия по уничтожению незаконных посевов и очагов произрастания дикорастущих растений созданы рабочие группы при муниципальных антинаркотических комиссиях и проведены следующие мероприятия: мониторинг земель сельскохозяйственного назначения на предмет выявления очагов произрастания наркосодержащих растений, определения площади произрастания дикорастущей конопли; разработаны и утверждены районными антинаркотическими комиссиями графики проведения обследования земель сельскохозяйственного назначения, к данным мероприятиям активно привлекаются активисты ТОСов, городских и сельских поселений, волонтеры, народные дружины; приняты дополнительные меры, направленные на совершенствование системы выявления и уничтожения незаконных посевов и очагов естественного произрастания дикорастущих наркосодержащих растений с использованием современных технических средств и применением химических веществ, агротехнические мероприятия — механический способ уничтожения растительности (культивация, вспашка), мероприятия с применением химических препаратов (уничтожение растительности гербицидами сплошного действия); проведена разъяснительная работа с землевладельцами и землепользователями по вопросу ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, за непринятие мер по уничтожению дикорастущих наркосодержащих растений; размещена печатная продукция (информационные буклеты) и организован цикл публикаций в районных газетах на тему о правовой ответственности землевладельцев и землепользователей за непринятие мер по уничтожению дикорастущих наркосодержащих растений. Органами государственной власти и местного самоуправления организован обмен информацией с территориальными органами МВД России по Волгоградской области, заинтересованными ведомствами и подразделениями обо всех выявленных фактах нарушения земельного законодательства в части незаконного возделывания наркосодержащих растений или зарастания сельскохозяйственных угодий дикорастущими наркосодержащими растениями. В целях организации взаимодействия по уничтожению незаконных посевов и очагов произрастания дикорастущих растений созданы рабочие группы при муниципальных антинаркотических комиссиях. В целях информирования населения о недопустимости незаконного Антинаркотическая комиссия Волгоградской области 26 культивирования наркосодержащих растений, нормах действующего законодательства в сфере оборота наркотических средств, УНК ГУ подготовлена и направлена для размещения на официальных сайтах администраций муниципальных районов и городских округов Волгоградской области, информационных стендах в учреждениях образования и здравоохранения памятка о недопустимости культивирования незаконных посевов наркосодержащих растений, а также о необходимости уничтожения очагов произрастания дикорастущих наркосодержащих растений. Оценка реализации государственных программ Волгоградской области, в рамках которых реализуются антинаркотические мероприятия С 01 января 2024 года мероприятие «Обеспечение реабилитации (за исключением медицинской) и ресоциализации наркозависимых лиц» входит в состав комплекса процессных мероприятий «Обеспечение конкурентности в сфере социального обслуживания, реабилитации (за исключением медицинской) и ресоциализации наркозависимых лиц» государственной программы Волгоградской области «Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области, утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 25.09.2017 № 504-п. Мероприятия по обеспечению реабилитации (за исключением медицинской) и ресоциализации наркозависимых лиц регулируются положениями постановления Администрации Волгоградской области от 02.09.2015 № 510-п «Об организации реабилитации (за исключением медицинской) и ресоциализации наркозависимых лиц». В 1 квартале 2024 г. комитетом проведен квалификационный отбор социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на реабилитацию (за исключением медицинской) и ресоциализацию (далее — СО НКО). Приказом комитета от 23.03.2024 № 659 «Об утверждении реестра социально ориентированных некоммерческих организаций Волгоградской области, прошедших квалификационный отбор и осуществляющих деятельность, направленную на реабилитацию (за исключением медицинской) и ресоциализацию наркозависимых лиц в 2024 г.» утвержден реестр социально ориентированных некоммерческих организаций Волгоградской области, прошедших квалификационный отбор и осуществляющих деятельность, направленную на реабилитацию (за исключением медицинской) и ресоциализацию наркозависимых лиц в 2024 году, в состав которого, вошла Ассоциация некоммерческое партнерство «Волгоградский реабилитационный центр «Альтернатива» (далее – СО НКО). Услуги по социальной реабилитации предоставлены 22 наркозависимым лицам, прошедшим лечение от наркомании, Антинаркотическая комиссия Волгоградской области 27 в соответствии с порядком предоставления услуг по реабилитации (за исключением медицинской) и ресоциализации наркозависимым лицам в социально ориентированных некоммерческих организациях, включенных в реестр некоммерческих организаций Волгоградской области, прошедших квалификационный отбор и осуществляющих деятельность, направленную на реабилитацию (за исключением медицинской) и ресоциализацию наркозависимых лиц, утвержденном приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 13.06.2018 № 929. Исполнение перечня приоритетных направлений реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года на территории Волгоградской области. 18.12.2020 Губернатором Волгоградской области утвержден «Перечень приоритетных направлений реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года на территории Волгоградской области» (далее – Перечень направлений). Исполнителями Перечня направлений являются – аппарат антинаркотической комиссии Волгоградской области, а также 7 комитетов Волгоградской области: по труду и занятости населения Волгоградской области; культуры; физической культуры и спорта; образования науки и молодежной политики; здравоохранения; сельского хозяйства Волгоградской области; по делам территориальных образований, внутренней и информационной политики Волгоградской области, а также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. В рамках Перечня деятельность исполнителей осуществлялась по следующим направлениям: -совершенствование антинаркотической деятельности и государственного контроля за оборотом наркотиков; -профилактика и раннее выявление незаконного потребления наркотиков; — сокращение числа лиц, у которых диагностированы наркомания или пагубное (с негативными последствиями) потребление наркотиков; — сокращение количества преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. В рамках оказания практической и методической помощи по организации и проведению антинаркотической работы аппаратом антинаркотической комиссии Волгоградской области в 2024 году организован и проведен межведомственный антинаркотический практикум (далее – практикум) в 10-ти муниципальных районах и городских округах Антинаркотическая комиссия Волгоградской области 28 региона. Спикерами практикума стали представители аппарата антинаркотической комиссии Волгоградской области, региональных комитетов здравоохранения, образования, науки и молодежной политики, социальной защиты населения. Проведены дискуссионные площадки, в том числе по вопросам организации и проведения СПТ, а также информационно – разъяснительной работы с родителями и подростками. В ходе практикума к работе в сфере профилактики наркомании и наркопреступности подготовлены более 500 специалистов. В целях организации работы антинаркотических муниципальных комиссий Волгоградской области (далее — АНК МО) в 2024 году проведено 2 семинара – совещания с секретарями АНК МО (24.05.2024; 25.12.2024). Аппаратом Комиссии осуществлены выезды в 3 муниципальных образования региона для участия в заседаниях АНК МО и заслушивания результатов деятельности муниципальных антинаркотических комиссий. Предварительная оценка наркоситуации на территории Волгоградской области за 2024 год Согласно Методике и порядку осуществления мониторинга, а также критериям оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах, развитие наркоситуации в Волгоградской области оценивается по 4 последовательным критериям: «нейтральная», «напряженная», «предкризисная», «кризисная». Оценка развития наркоситуации в муниципальных образованиях по итогам 2024 года «нейтральная»; «напряженная»; «предкризисная»; «кризисная». Антинаркотическая комиссия Волгоградской области 29 Критерии оценки развития наркоситуации при проведении мониторинга определяются по следующим оценочным показателям наркоситуации (далее – ОП): На территории Волгоградской области значение ОП1 «Вовлеченность населения в незаконный оборот наркотиков» составляет 26,3 (АППГ — 46,6). Исходя из критериев оценки значение показателя оценивается как «напряженное», желтый цвет. Значение ОП2 «Уровень вовлеченности несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков» — 30,6 «напряженное» (АППГ — 35,2). Значение ОП3 «Криминогенность наркомании»– 28,6 «напряженное» (АППГ — 56,8). Значение ОП4 «Уровень криминогенности наркомании среди несовершеннолетних»– 49,5 «напряженное» (АППГ – 37,2). Значение ОП7 «Уровень первичной заболеваемости наркологическими расстройствами, связанными с употреблением наркотиков»– 23,8 (АППГ – 17,4). Исходя из критериев оценки значение показателя оценивается как «нейтральное», зеленый цвет. Значение ОП8 «Количество отравлений наркотиками» — 38,3 «напряженное» (АППГ – 56,8). Значение ОП9 «Количество отравлений наркотиками среди несовершеннолетних»– 5,5 «нейтральное» (АППГ – 30,3). Значение ОП10 «Количество смертельных отравлений наркотиками» — 19,5 «нейтральное» (АППГ – 31,9). В целом развитие наркоситуации в Волгоградской области за 2024 год предварительно оценивается как «напряженное». Предварительная оценка (ПрО) – 27,8 желтый цвет (АППГ – 39,0 желтый цвет). Развитие наркоситуации в муниципальных образованиях Волгоградской области за 2024 год выглядит следующим образом: — «нейтральная» оценка (зеленый цвет) отмечается в 28 муниципальных образованиях Волгоградской области (Алексеевском, Быковском, Даниловском, Дубовском, Еланском, Жирновском, Иловлинском, Калачевском, Киквидзенском, Клетском, Котельниковском, Котовском, Ленинском, Михайловском районе и г. Михайловке, Нехаевском, Николаевском, Новоаннинском, Новониколаевском, Октябрьском, Ольховском, Палласовском, Руднянском, Светлоярском, Серафимовичском, Старополтавском, Урюпинском районе и г. Урюпинске, Фроловском районе и г. Фролово, Чернышковском районе). (В 2023 году «нейтральная» оценка (зеленый цвет) отмечается в 26 муниципальных образованиях Волгоградской области (Алексеевском, Быковском, Даниловском, Дубовском, Еланском, Жирновском, Иловлинском, Калачевском, Киквидзенском, Клетском, Котельниковском, Котовском, Кумылженском, Ленинском, Михайловском районе Антинаркотическая комиссия Волгоградской области 30 и г. Михайловке, Нехаевском, Николаевском, Новоаннинском, Октябрьском, Ольховском, Палласовском, Руднянском, Серафимовичском, Старополтавском, Урюпинском районе и г. Урюпинске, Фроловском районе и г. Фролово); — «напряженная» оценка (желтый цвет) отмечается в 7 муниципальных образованиях Волгоградской области (городском округе – город Волгоград, городском округе – город Волжский, Городищенском, Камышинском районе и г.Камышине, Кумылженском, Среднеахтубинском, Суровикинском муниципальных районах Волгоградской области). (В 2023 году «напряженная» оценка (желтый цвет) отмечается в 7 муниципальных образованиях Волгоградской области (городском округе – город Волгоград, Городищенском, Камышинском районе и г.Камышине, Николаевском, Светлоярском, Суровикинском, Чернышковском муниципальных районах Волгоградской области); — «предкризисная» оценка (оранжевый цвет) не отмечена ни в одном из муниципальных образований Волгоградской области. (В 2023 году «предкризисная» оценка (оранжевый цвет) отмечается в 2 муниципальных образованиях Волгоградской области (городском округе – город Волжский, Среднеахтубинском муниципальном районе Волгоградской области); — «кризисная» оценка (красный цвет) не отмечена ни в одном из муниципальных образованиях Волгоградской области. (В 2023 году «кризисная» оценка наркоситуации не отмечена ни в одном муниципальном районе (городском округе) Волгоградской области). По итогам 2024 года стабильная наркоситуация сохранилась в целом по области и 29 муниципальным образованиям. Произошли отрицательные изменения в 1 муниципальном образовании (Кумылженском муниципальном районе Волгоградской области), положительные в 5 (городском округе – город Волжский, Новониколаевском, Светлоярском, Среднеахтубинском, Чернышковском муниципальных районах Волгоградской области). По итогам 2023 года стабильная наркоситуация сохранилась в целом по области и 27 муниципальным образованиям. Произошли отрицательные изменения в 3 муниципальных образованиях (Новониколаевский, Светлоярский, Среднеахтубинский муниципальные районы Волгоградской области), положительные в 5 (Алексеевский, Быковский, город Михайловка, Серафимовичский, Фроловский район и город Фролово Волгоградской области). Комплексное социологическое исследование Реализуя Стратегию государственной антинаркотической политики и требования Указа Президента Российской Федерации от 18.10.2007 Антинаркотическая комиссия Волгоградской области 31 № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» на территории Волгоградской области в 4 квартале 2024 года организовано и проведено социологическое исследование на тему отношения жителей региона к вопросу наркотизации общества. Данное исследование проведено ГБУ ВО «РИАЦ» совместно с Антинаркотической комиссией Волгоградской области. Учет мнения волгоградцев касательно данной проблемы позволит сформулировать возможные сценарии развития наркоситуации в условиях социокультурного пространства региона и, при необходимости, скорректировать антинаркотическую политику в регионе для повышения ее эффективности. Опрос населения проводился в смешанном формате – онлайн и офлайн. В исследовании приняли участие 7694 человек, проживающих на территории Волгограда и Волгоградской области (при генеральной совокупности 2 453 898 чел. (численность населения Волгоградской области по данным Волгоградстата2 на 1 января 2024 г.). Тип выборки – квотная выборка. Критерии выборки: пол, возраст респондентов и место их проживания (Волгоград и муниципальные образования Волгоградской области). Вместе с этим, были использованы общенаучные методы исследования: описание, систематизация, обобщение полученных в ходе исследования эмпирических данных. Сроки проведения исследования – с 12 ноября по 28 декабря 2024 года. Наркомания не была отнесена респондентами к числу наиболее острых проблем. Доля волгоградцев, считающих ее таковой, снизилась (в сравнении с данными полученными в 2023 году) и составила 25,7%. Причиной этого может служить тот факт, что 98,6% респондентов не употребляют наркотические вещества. Кроме того, 92,8% волгоградцев отметили, что предпочитают не общаться с людьми, употребляющими наркотики. Такая модель поведения могла сформировать у респондентов представление о благоприятной наркоситуации в регионе. Жители Волгограда, Волжского, Камышина, Дубовского, Жирновского, Иловлинского, Палласовского и Среднеахтубинского районов, считают, что наркомания распространенная проблема в их населенных пунктах. Однако отметим, что доля респондентов, считающих ее таковой, снижается – так ответили 37% волгоградцев, когда по данным исследования 2023 года их доля составляла 41,2%. 2 Оценка численности постоянного населения Волгоградской области на 1 января 2024 года и в среднем за 2023 год [Электронный ресурс] //Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области: [сайт]. – URL: https://34.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/post_nas_2203(1)23(1)(1).htm (дата обращения: 06.12.2024). Антинаркотическая комиссия Волгоградской области 32 При этом 78,3% опрошенных считают наркоманию серьезной проблемой для всего Российского общества. Основными причинами распространения наркомании респонденты считают моральную деградацию общества и вседозволенность (57,0%); неудовлетворенность жизнью, социальное неблагополучие (49,1%); влияние наркобизнеса и доступность наркотиков (45,8%); излишнюю свободу, отсутствие организованного досуга (33,6%); безработицу и экономические проблемы (27,1%). Как и в исследованиях прошлых лет, основополагающими респонденты считают личностные проблемы, а второстепенными уже называют экономические факторы. Эффективными мероприятиями по борьбе с наркоманией участники исследования видят:  расширение работы с молодежью (46,4%). Это может быть объяснено тем, что респонденты одной из причин распространения наркомании как раз считают отсутствие организованного досуга;  ужесточение наказания за наркопреступления (45,5%);  в равной мере эффективными респонденты считают физкультурные мероприятия и принудительное лечение наркоманов (по 39,1%);  лекции и беседы в учебных заведениях (35,7%). Это может быть эффективной мерой так как, исходя из полученных нами данных, большинство респондентов, из числа употребляющих наркотики, сделали это в возрасте до 16 лет;  повышение доступности помощи психологов и психотерапевтов (32,8%);  выступления бывших наркоманов (32,3%). Можем сделать вывод о возрастающей эффективности спортивных мероприятий (+2,5%), расширенной работы с молодежью (+2,7%), ужесточения мер наказаний за наркопреступления (+4,9%). Наоборот, менее эффективными респонденты стали считать лекции и беседы в учебных заведениях (-7%), выступления бывших наркоманов (-3%) и доступность психологической помощи (-4,6%) (по отношению к результатам исследований прошедших лет). Главным фактором, удерживающим волгоградцев от употребления наркотиков, является осознанное негативное отношение к наркотическим веществам (67,6%). Этот показатель на 2,2% выше, чем в 2023 году, что говорит о более рациональном взгляде респондентов на проблему наркомании. Помимо отрицательного отношения к наркотическим веществам респонденты так же опасаются ранней смерти из-за употребления (33,1%), боятся заболеть ВИЧ-инфекцией и гепатитами В и С (25,8%), еще 23,6% не хотят потерять уважения близких. Вероятно, что формирование осознанного негативного отношения к употреблению наркотических веществ связано с высоким уровнем правовой грамотности в данном вопросе – 73,9% опрошенных Антинаркотическая комиссия Волгоградской области 33 волгоградцев сообщили о том, что знакомы с законодательной ответственностью за наркопреступления. И конечно, осознанное негативное отношение к наркотическим веществам подтверждается тем фактом, что 98,6% всех опрошенных волгоградцев никогда не употребляли наркотики. Кроме того, 96,7% отметили, что отказались бы от предложения попробовать наркотические вещества, если бы им таковое поступило. Проведенное исследование установило, что 61,4% опрошенных не интересуются тем, насколько проблематично приобрести наркотики. Только 4,5% считают, что сделать это сложно, а 34,2% уверены в том, что достать наркотики не составит труда, ссылаясь на доступ в «Даркнет». Среди участников исследования были те, кто признался в употреблении наркотических средств (их число составило 108 человек). 77,8% от данного объема сообщили, что пробовали наркотики один или несколько раз в жизни. При этом осознав всю серьёзность последствий их употребления вовремя остановились, не допустив полного привыкания. За последние 12 месяцев 4,6% отметили, что употребляли наркотики редко; 5,6% – регулярно; 3,7% постоянно и 8,3% ежедневно. 39,6% опрошенных, употребляющих когда-либо наркотики, отметили, что впервые попробовали наркотики в возрасте до 16 лет, еще 19,4% попробовали их в возрасте 16-17 лет. Это свидетельствует о «молодеющих» наркозависимых. После 40 лет вновь заметна возрастающая тенденция интереса к наркотикам. Полученные данные свидетельствуют, что желание попробовать те или иные вещества не зависит от возраста и пола, они скорее связаны с внешними факторами. Прежде всего, респондентами отмечались следующие группы факторов, которые могут повлиять на наркотизацию общества: социально-экономические проблемы (качество медицины, образования, безработица); психологические проблемы (в том числе, тревожность, апатия, депрессия); К числу благоприятных эффективных факторов, способствующих сдерживанию развития наркомании в регионе, следует отнести: деятельность правоохранительных органов; профилактическую работу, осуществляемую органами власти, учебными заведениями и работодателями; информационную кампанию в СМИ и сети «Интернет». В целом, данные полученные в ходе исследования говорят о том, что подавляющее большинство волгоградцев считают недопустимым употребление наркотических веществ. Респонденты знакомы с законодательной ответственностью в данном вопросе, а также знают, к каким последствиям может привести их пристрастие к запрещенным средствам.

Антинаркотическая комиссия Волгоградской области