Злодеяния фашистов забыты не будут

В Волгоградском областном суде 1 августа началось рассмотрение дела о признании геноцидом действий фашистов в период оккупации Сталинградской области в июле 1942-го – феврале 1943 гг.

Процесс обещает быть громким – собрано 14 томов дела с показаниями свидетелей, документальными материалами из архивов и научных работ, а также сведений, предоставленных поисковиками.
Ранее по поручению Генерального прокурора РФ Игоря Краснова в год 80-й годовщины Победы в Сталинградской битве, прокурор Волгоградской области Денис Костенко направил в суд заявление о признании военными преступлениями и преступлениями против человечности, геноцидом советского народа установленных и вновь выявленных преступлений, совершенных немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками на оккупированной в период с июля 1942 по февраль 1943 года территории региона.
На историческом судебном процессе по делу о преступлениях гитлеровцев в Сталинградской области выступил Герой России, губернатор Андрей Бочаров.


– Проведенная по поручению президента Владимира Путина работа в архивах, на местах преступлений, а также встречи и беседы с участниками и свидетелями тех страшных событий, их воспоминания подтверждают имеющиеся и выявляют новые факты злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников в отношении мирного населения, – сказал губернатор.
Как подчеркнул Андрей Бочаров, нашли прямое подтверждение преступные действия нацистов и их пособников на оккупированных территориях Сталинградской области. Это грабежи и убийства, преследование по расовому признаку, принуждение к рабскому труду, пытки, использование людей в качестве живого щита, разрушения гражданских объектов, полные уничтожения сел и городов, угон мирных жителей в рабство.
– В ходе Сталинградской битвы на стороне фашистов сражались около 10 стран современной Европы, – напомнил глава региона. – Оставшиеся в живых после их издевательств мирные жители Сталинграда и Сталинградской области и тогда, и сегодня вспоминают, что с особой жестокостью относились к мирному населению сами немцы, а также украинские националисты и полицаи. Волгоградская область обвиняет в геноциде нашего народа немецко-фашистских захватчиков, вооруженные формирования их союзников из числа западных государств, которые на территории Сталинградской области занимались уничтожением мирных советских граждан, женщин, стариков и детей, представлявших многонациональное население нашего региона.
Свидетельские показания также дают жители осажденного города – их рассказы полны слез, горя, они раскрывают нам нечеловеческую природу фашизма. Сталинградцы на себе испытали зверства фашистов, которые задумали уничтожить целые народы во имя преступных идей о превосходстве своей нации.
Роза Васильевна Вишневецкая родилась в Сталинграде в 1939 году. Родители Розы работали на силикатном кирпичном заводе, семья жила в специальных бараках для работников предприятия в Разгуляевке.


– 1 сентября 1942 года папу призвали на фронт, папина родная сестра тогда жила на «Балканах» (территория современной пл. Ленина и ул. Советской. – Прим. ред.), она взяла нас к себе в октябре, – вспоминает Роза Васильевна. – В наш родной город 23 августа 1942 года пришла большая беда – началась бомбежка. Вокруг все горело, стреляли, самолеты летали тучами, гудели, Волга горела, бомбы летели, люди падали замертво.
Голос пожилой женщины дрожит, в глазах слезы, но она находит силы говорить дальше:
– На третий день этой бомбежки мы оказались на улице – бомба попала, и от дома осталась только воронка. Нам повезло, что в это время мы там не находились. Стали скитаться по оврагам, мама рассказывала: рыли яму, чтобы спрятаться поглубже, перебегали из одного оврага в другой. Вокруг много убитых людей. Я ребенком была, но помню, как они везде лежали. С самого начала немцы отбирали у населения дорогие вещи, еду – срывали золотые украшения с женщин, животных домашних отбирали. Обижали людей как могли. В конце сентября – начале октября 1942 года немцы стали выгонять оставшихся в живых из оврагов, гнали до Гумрака. В основном это были старики, женщины и дети.
– Я не могу это без слез вспоминать, хоть и маленькая была, а в душу все это запало, – говорит Роза Васильевна Вишневецкая. – Потом нас погрузили на открытые платформы и повезли, ехали очень долго, а нас бомбили. Много людей было убито. Привезли ночью в Белую Калитву, там выгрузили и пешком гнали до больших бараков – это раньше были курятники. В бараках было настолько тесно, что людям негде даже было встать. По ночам было плохо, потому что спали на земляном полу. Мама укладывала меня и брата маленького себе на грудь, а сама спала на полу. Наутро из бараков уносили мертвых. Как рассказывала мама, их сжигали, а потом на их место приводили новых. Нас не кормили, воды не давали, раз в несколько дней какую-то похлебку получали. Брат заболел, и мама пошла к немцу-охраннику попросить воды. Немец начал бить ее палкой по спине и рукам. Я была рядом и кинулась на помощь. И мне перепало – он чем-то ударил по лбу, кровь пошла, шрам до сих пор. В бараках жили до конца декабря 1942 года. В январе нас погрузили на повозку и отвезли в станицу Ростовской области, поселили к какой-то бабушке в холодную летнюю кухню. Еды не было, но разрешали выходить, и мы побирались. Мама собирала шкуры погибших животных, варила и нам по кусочку с братом давала. Я пухла от голода, у брата болели ноги. Когда нас освободили, мы не были на людей похожи.
Подчеркнём, процесс по делу о признании действий фашистов в оккупированной Сталинградской области геноцидом можно назвать историческим. Впервые суд дает оценку целенаправленной политике гитлеровцев, которая заключалась в намеренном, спланированном уничтожении советских людей.
Городищенский район также не понаслышке знает о зверствах фашистов. На территории нашего героического района в годы войны было 13 концлагерей. Самые известные концлагеря были в Вертячем, Россошках, Алексеевке. Именно в этих концлагерях немцы отличались особой жестокостью, а фотодокументы с этих лагерей легли в основу обвинения на Нюрнбергском процессе. Сколько бы лет не прошло с тех страшных пор, злодеяния нацистов забыты не будут.