В Городищенском Центре социального обслуживания дали консультацию для приемных родителей

Психолог
Анастасия
ШУТОВА

Советует психологНа пути к счастью и взаимопониманию

В настоящее время немало семей воспитывают приёмных детей. В большинстве своём это те люди, которые не стремятся получить пособие на приёмного ребенка, они любят детей и хотят им дать частичку тепла и любви.

    Воспитание приёмных детей в семье требует от родителей большого терпения. Адаптация ребёнка в семье придёт со временем. Процесс вживания приёмного ребенка в семью зависит от личности родителей, от общей семейной атмосферы, а также от самого ребёнка, прежде всего от его возраста, характера и предшествующего опыта. Чтобы помочь, важно создать благоприятную семейную обстановку. Ребёнок должен почувствовать себя полноправным членом новой семьи. Желательно с приходом ребёнка в приёмную семью начать создание её «традиций», которые помогут укрепить привязанность к новой семье, например альбома с фотографиями или семейное торжество в честь Дня создания семьи.

    Полная адаптация ребёнка длится от 3 до 5 лет, поэтому родителям  следует запастись терпением, окружить ребёнка заботой и любовью.  В воспитании приёмных детей могут возникнуть некоторые проблемы,  например приёмные родители должны решить, сообщать ребёнку о его усыновлении или хранить это в тайне, так как в будущем это может привести к сильнейшему стрессу у ребёнка. Ещё одной проблемой воспитания приёмных детей является то, что ребёнок не сразу знает, что в новом доме ему брать разрешено, а что нет, так как в детском доме все вещи были общими. И ребёнку надо объяснить, какие вещи лично его, а какие принадлежат другим членам семьи и их можно брать только с разрешения.

     Часто дети не умеют общаться из-за неадекватных ролевых моделей в родной семье. Шлейф нарушенных взаимоотношений тянется за ребёнком в приёмную семью, в связи с чем дети ожидают жесткого отношения или равнодушия. Они могут скрывать свои чувства, замыкаясь. Негативный опыт взаимоотношений вызывает недоверие к взрослым.

  Следует учесть, что многие дети из социально-неблагополучных семей. Они несут в себе характерные черты и проблемы. Приёмные родители должны настроить себя на то, что им придётся сначала решать застарелые проблемы своих приёмных детей и только затем переходить к реализации своих воспитательных задач. Без этого процесс установления благоприятного психологического климата в семье и доверительных отношений между новыми родителями и приёмными детьми не будет плодотворным.

  Очевидна неизбежность влияния переживаний приёмного ребёнка на атмосферу приёмной семьи, которая требует пересмотра сложившихся отношений между её членами, взаимных уступок, специфических знаний и навыков. Родители должны осознать сущность новых взаимоотношений. Надо подготовить родных детей ещё до прихода приёмного сына или дочери, так как они могут отнестись к новому члену семьи с большой ревностью.

Необходимо учитывать стрессовое состояние ребёнка. Противоречивые отношения к родителям вызывают болезненные чувства. Нужно успокоить ребёнка приветливым, ласковым подходом.

Нецелесообразно допускать сравнения. Необходимо привлекать родных детей к обеспечению адаптации приёмного ребёнка, они станут для приёмного примером взаимодействия с родителями.

Необходимо учитывать информацию об особенностях ребёнка для выбора тактики воспитания. Наличие отклонений требует специальных знаний и умений. Положительные эмоции в отношении родственников приёмного ребёнка свидетельствуют об эмоциональном развитии ребёнка.

К воспитанию приёмных детей с самого начала необходимо подходить с большой терпимостью, последовательностью, постоянством в отношениях, пониманием. Ни в коем случае нельзя прибегать к жестокости. Нельзя втиснуть ребёнка в рамки своих представлений, настаивать на требованиях, превышающих его возможности.

Необходимо помнить, что некоторые неблагоприятные особенности состояния здоровья и развития могут быть скорректированы при обучении в специальной школе.

Большая ошибка упрекать ребёнка в том, что он ведёт себя не так, как принято в новой семье. Необходимо спокойствие и благоразумие, обдуманность высказываемых претензий, стремление помочь ребёнку исправить ошибки.

При воспитании приёмных детей очень важны такие качества, как терпение, доброта, способность к установлению эмоционально близких отношений (любовь), эмпатия, общительность.

Когда наиболее сложный период адаптации пройдёт и ребёнок вновь обретёт спокойствие и доверие к родителям, он начнёт привыкать к новому образу жизни и к своим приёмным родителям. Ребёнок довольно быстро привыкнет к новой семье. Первое время воспитание приёмных детей требует от родителей много сил и терпения, но когда трудности будут позади, ребёнок отблагодарит их своей любовью. Бесплатную психологическую помощь можно получить в Городищенском Центре социального обслуживания, контактный телефон 8-84468-34310.

Анастасия ШУТОВА, психолог Городищенского Центра социального обслуживания