На время пандемии педагогические вузы готовят десант волонтёров на помощь учителям. Свыше 250 учащихся Московского педагогического государственного университета изъявили желание при необходимости заменить на время пандемии школьных педагогов, входящих в группу риска. Кадровый резерв формируется на случай экстренного запроса Минпросвещения России строго на добровольной основе, заверил «Парламентскую газету» ректор МПГУ Алексей Лубков.
Без риска для здоровья ветеранов
Карантинные меры из-за распространения COVID-19 сохраняются в 126 школах 36 российских регионов, сообщает сводка Министерства просвещения за 20 октября. На досрочные каникулы отправлены учащиеся Хабаровского края — занятия там планируют возобновить не раньше 9 ноября. Не меньше месяца удалённо будут учиться в вузах, техникумах и колледжах региона. С 19 октября в дистанционном формате проходят уроки у московских школьников 6-11 классов. В числе мер профилактики заболеваемости столичные власти предусмотрели возможность трудиться удалённо для пожилых педагогов и учителей с хроническими заболеваниями. Также мэр столицы Сергей Собянин анонсировал скорое появление в отдельных случаях нового формата преподавания — тьюторства: для проведения уроков временно пригласят студентов и выпускников педагогических вузов, а учителя со стажем помогут им контролировать учебный процесс в дистанционном режиме. Наставники дадут советы молодым учителям, разберут сложные случаи. По замыслу, учебный процесс не пострадает, начинающие педагоги наберутся опыта, а их наставники (тьюторы) не станут рисковать здоровьем. К такой форме взаимовыручки сейчас также активно готовятся в педвузах.
Волонтёрский призыв продолжается
Московский педагогический государственный университет формирует резерв студентов-добровольцев на случай экстренного запроса на замещение учителей из группы риска из Министерства просвещения или школ, с которыми вуз имеет договорные отношения по практической подготовке. «Уже заявили себя 260 студентов, набор продолжается», — сообщил «Парламентской газете» ректор МПГУ Алексей Лубков. По его словам, студенты самостоятельно вносят информацию о себе в специально разработанную форму. В неё включены требования из приказа Минпросвещения о допуске учащихся вузов к преподаванию в школах, а также сведения об адресе кандидатов, их готовности вести тот или иной предмет, кружок, факультативное занятие. У МПГУ уже есть запросы на учителей химии, физики, начальных классов, русского языка и математики. «К урокам по конкретному предмету могут привлекаться до двух студентов вуза, — пояснил Лубков. — Возможно оказание помощи педагогам и дистанционно. Формат будет определяться школой». Университет готов засчитать такую работу учащихся как практическую подготовку. Образовательные организации должны заключить с ними трудовые соглашения, что позволит получить стаж до вручения диплома об образовании. «Учителя будут в режиме видеоконференции сопровождать наших студентов, — рассказал ректор МПГУ. — В качестве тьюторов могут выступить студенты, ранее уже оказывавшие помощь в обучении школьникам, находящимся на дистанционном обучении по всей России. Как показывает наш опыт работы, проводимой во время первой волны, можно закрепить за одним студентом до пяти школьников из разных регионов, и в определённое расписанием время организовать трансляцию в прямом эфире. Такой формат работы можно условно назвать «Индивидуальное педагогическое сопровождение школьника». В качестве тьюторов могут выступить студенты, ранее уже оказывавшие помощь в обучении школьникам, находящимся на дистанционном обучении по всей России. В случае очного формата общения тьюторы могут выполнять работу классных руководителей, присутствовать на уроках, оказывать помощь в техническом сопровождении занятий, помогать в выполнении домашних заданий школьниками, объясняя непонятный материал, резюмировал Алексей Лубков.
Поправка на случай ЧС
Богатый опыт, уже накопленный учебными заведениями страны в организации дистанционного обучения, нуждается в законодательной поддержке. Об этом ещё в начале апреля, когда пандемия только набирала обороты, заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. тогда, и позднее спикер не раз подчёркивала, что речь идёт не о полном переходе на онлайн-обучение, а о временных и вынужденных мерах, продиктованных эпидемической безопасностью. Порядок организации в стране дистанционного образования, а также роль в этом процессе Минпросвещения и Минобрнауки предложила закрепить законом группа сенаторов во главе с вице-спикером палаты регионов Ильясом Умахановым. Как отметила один из авторов внесённой в Госдуму инициативы, глава Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, необходимо разграничить полномочия ведомств по координации вопросов, связанных с дистанционными образовательными технологиями: в общем и среднем профессиональном образовании надо поручить это направление Минпросвещения, в высшем — Минобрнауки. «Тогда у Министерства просвещения появится правовая возможность разработать методические рекомендации по продолжительности уроков в тех или иных случаях, выставлению оценок. Мы даём им правовую платформу урегулировать дальше своими подзаконными актами, приказами, инструкциями, как дистанционное образование должно быть организовано, — сказала сенатор. — При этом наша поправка касается регулирования дистанционного обучения только на случай чрезвычайных ситуаций. Тема использования дистанционного образования в России часто становится полем для недобросовестных манипуляций общественным мнением. Уместно здесь вспомнить цитату нашего президента, который заявил буквально следующее — все слухи и вбросы о том, что дистанционное образование полностью заменит или вытеснит очную форму обучения, глава нашего государства рассматривает, цитирую, «как откровенную провокацию».
Источник: https://www.pnp.ru/politics/studenty-vskore-vernutsya-v-shkoly.html