«Затик» — значит «Свобода»

Уже совсем скоро весь православный мир встретит светлый праздник Воскресения Христова — Пасху. Немногие знают, что этот праздник, только на неделю раньше, будет отмечать и весь армянский народ.

В Армении христианство было провозглашено государственной религией ещё в 301 году, и она стала первым в мире христианским государством. В тот же момент народ перешел на новую систему летоисчисления. Вместо местного календаря (его еще называли жреческий неподвижный календарь) стал применяться Юлианский.

Более тысячи лет страна и жила по этому календарю. Его суть в том, что за год принимается временной отрезок из 365 дней и 6 часов. Получается, что за каждые 4 года набегают «лишние» 24 часа. В 16 веке во времена правления Папы Римского Григория XIII уже было известно, что «лишняя» разница за каждый год составляет не 6 часов, а 5 часов 48 минут и 46 секунд. Получилось так, что человечество «убежало» за эти годы на целых 10 дней вперед. Чтобы исправить эту неточность, страны с католической церковью решили перейти на новый календарь, который назвали Григорианским.

На сегодняшний день армянская апостольская церковь использует в основном Григорианский, а не Юлианский календарь, как православные. Она живет в том же церковном ритме, что и католики. Вот поэтому дата армянской Пасхи не совпадает с датой празднования Воскресения Христова в России, хотя иногда бывает, что католическое и православное торжество могут совпадать.

Милосердие и прощение

Большинство жителей страны являются христианами, и к главному религиозному празднику — армянской Пасхе (Сурб Затик) здесь отношение особое. Предположительно, слово Затик происходит от слова «азатутюн», означающего «свобода» — от смерти, страданий и зла. Интересно отметить, что в буквальном смысле слово «Затик» означает «освобождение от пыток».

Действительно, Пасха представляет собой главное христианское торжество, когда верующие отмечают воскресение Спасителя. Его смерть стала той самой искупительной жертвой для всего человечества, благодаря которой люди могут рассчитывать на милосердие и прощение всех своих грехов. Армяне понимают значение этого торжества точно так же, как и все христиане. Однако у них есть и свои собственные традиции встречи праздника.

«Затик для нас — это самый главный праздник, к которому мы тщательно готовимся, и который ждем с нетерпением и искренней верой в чудо. В этот день действительно случаются удивительные, порой чудесные вещи, — рассказывает жительница Городища Тигрануи ЕРЗРУМЯН. — В этот день, приветствуя друг друга, мы говорим: «Кристос Айряви Мерелоц!», что означает: «Христос воскрес из мертвых». На это приветствие принято отвечать: «Орняле арутюн Христоси», то есть: «Благословенно Воскресение Христово!».

Отмечаем вместе

В праздничный день в каждой армянской церкви проходят праздничные богослужения, которые начинаются ночью и заканчиваются ранним утром.

«После службы мы собираемся в доме у самого старшего из семьи. На столе в этот день помимо традиционных блюд, очень много разнообразной зелени. У нас в семье обязательно присутствует пророщенная пшеница», — продолжает Тигрануи.

На столе в этот день обязательно рис с изюмом и отварная рыба. А также непременный атрибут Пасхи — яйца, окрашенные в основном в красный цвет, который символизирует кровь Христову. Куличи тоже могут присутствовать на столе, однако они распространены не настолько широко. Армяне в основном предпочитают выпекать не куличи, а — гату. Это такое сладкое кондитерское изделие, напоминающее сдобную булочку.

Пасхальные яйца армяне едят в брутче, или как его ещё называют бурум — это такой армянский бутерброд на лаваше. Здесь, начинка, может быть какая угодно, но на Пасху, принято делать брутчи с яйцом. На лепешку добавляют раскрошенное исключительно руками, без ножа, яйцо и веточку тархуна. Вся эта вкусная красота заворачивается в рулетик и дружно съедается за считанные секунды.

Ко всем этим блюдам подается и праздничное вино. Это единственный алкогольный напиток, который разрешается выпить в этот праздник. И вино может быть только красным, что, возможно тоже связано с символом крови Христа.

Ну а после застолья начинаются настоящие «яичные бои» — это добрая армянская традиция, которая сохраняется в каждой семье. Один человек держит яйцо в руке, а другой бьет его так сильно, как только может. Чье яйцо выдержит удар и не разобьется, тот победитель и ему отдают разбитое. Хотя, конечно, здесь проигравших не бывает, ведь в таком соревновании легко и «отыграться».

Вот так отмечают Пасху армяне — дружно, вкусно и со своим колоритом. Разные страны — разные традиции. Но суть торжества едина — Спаситель воскрес и освободил человека от его греха. Поэтому, когда бы ни отмечалась Пасха, она все равно остается самым любимым и понятным каждому человеку праздником.