12 апреля отмечается День космонавтики. Это праздник отважных и сильных духом, праздник детской мечты большинства людей старшего поколения. А у нашего земляка такая мечта стала делом всей его жизни.
«Байконур — это моя любовь» — подчеркнул при встрече полковник в отставке Сергей Николаевич Грунин. В советские годы он был заместителем командира центрального испытательного космодрома, а сейчас работает председателем СНТ «Ветеран-1» в хуторе Вертячий. Придя в редакцию газеты «Междуречье», он поделился воспоминаниями о работе на Байконуре.
— Что входило в ваши обязанности? Удалось ли вам осуществить мечту многих мальчиков и побывать в космосе?
— Сам в космосе не бывал, я политработник, а не космонавт. Я воспитывал ребят, которые отправлялись в космос или отправляли других. Следил за правопорядком, воинской дисциплиной и должен был создавать и сохранять благоприятную морально-психологическую обстановку в воинских подразделениях. Хорошая, интеллигентная обстановка была и в военном городке, в котором жили наши семьи.Городок был идеально чистым, дороги и тротуары заасфальтироваными. На каждом шагу попадались газоны, аллеи, декоративные кустарники — и везде трубы с дырочками, через которые вода под напором фонтанирует на зелень. Без этого ничего бы не выросло: жара летом зашкаливала за 45 градусов в тени.Наши жены и дети, жившие в военном городке, выходили смотреть на тренировочные запуски ракет с замиранием сердца.
— Многие с семьями жили в вашем военном городке?
— Да, у нас была почти собственная страна. Но так как все друг друга знали, мы считались семьей. Наши дети ходили в один садик и школу. Жены по утрам стояли в очередях молочной кухни. Сыновья заканчивали школы, уезжали в другие города на несколько лет закончить институт и возвращались работать на Байконур. Часто женились на дочерях моих коллег, с которыми росли.
— А как складывался ваш рабочий график?
— К режиму быстро привыкаешь: подъем на рассвете, зарядка 40 минут, завтрак, полигон. В конце каждой недели строишь себе план на будущую. Мы работали командой, там у каждого свои задачи, но все мы — общий механизм. Непрерывный самоотверженный труд сотрудников космодрома обеспечивал высокую надёжность, почти безаварийную работу комплекса.
— Сколько примерно человек были задействовано на полигоне?
— Порядка восьмисот, это если считать все подразделения.
— Если бы была возможность вернуться и работать на полигоне, вы бы согласились?
— Конечно, я, может, и мечтаю об этом. Два года назад ездил с внуком-подростком на Байконур. Показал Грише места службы родных, пусковые и стартовые площадки… Не важно, какую профессию выберет мой внук, главное, считаю, такие поездки — будь то Байконур или Мамаев Курган, или небольшой хуторок с памятником героям Великой Отечественной, формируют настоящий, не квасной патриотизм у молодого поколения.
— Кстати, о памятнике. На отчете главы Вертячинского поселения нам удалось узнать, что вы помогаете сохранению военного обелиска в должном состоянии.
— Не только я. Это, знаете, как прикоснуться к истории, живой связи поколений. В Городищенском районе поисковики продолжают находить останки солдат, отдавших жизни за то, что мы сегодня живем, дышим. И я верю, что их подвиг будет чтим и через сто, двести лет, вечно. Как и подвиг Юрия Гагарина. Ведь до триумфального полета была тяжёлая работа с не до конца отшлифованной техникой в сложнейших условиях. После полёта Гагарина иные зарубежные СМИ сомневались в том, что грандиозное достижение получится повторить. Лучшим ответом стал запуск с Байконура в августе того же 1961-го второго пилотируемого корабля, которым управлял Герман Титов…Уверен, что советская космическая отрасль явилась мощнейшей в мире отправной точкой для развития всего человечества, и я горжусь тем, что моя судьба причастна к той великой эпохе.
Справка «Междуречья»
Потомственный военный Сергей Грунин родился в Закарпатской области в 1952 году. В начале 1970-х после окончания Ростовского Высшего командно-инженерного училища РВСН имени М. И. Неделина лейтенант Грунин прибыл на космодром Байконур. Началась его служба с войсковой части 11284. С августа 1979-го он назначен на должность заместителя начальника стартовой группы по политической части в/ч 25741. С июля 1982-го местом его работы является политический отдел Первого Управления. В августе 1984 года Грунин назначен заместителем командира полка по политической части той же в/ч 25741. За время деятельности офицера на этом посту (до лета 1987-го) частью среди прочих были подготовлены и обеспечены запуски космических аппаратов с интернациональными экипажами: советско-кубинского, советско-сирийского и многих других. Начальником военно-политического отдела 1275-го Центра испытания и применения космических средств полковник стал в 1989 году. Сотрудники этой части запускали корабли серии «Протон», спутники разведки противовоздушной обороны, ВМФ и сухопутных войск. В 1992 году Сергей Николаевич уволился в запас. Всего на космодроме он прослужил свыше двадцати лет.