Век просвещения

Народное просвещение… Такое гордое и величественное определение имеют образование и просвещение неслучайно. Веками накапливались мудрость народа, жизненный опыт поколений, дерзновенные научные открытия. Историческую миссию передачи систематизированных знаний, умений, навыков, как необходимое условие подготовки человека к жизни и труду, осуществляет Школа и Учитель. Но сегодня наше внимание будет уделено созданию государственных органов управления образованием.

Для народа, для грамотности

Народный комиссариат просвещения РСФСР (Наркомпрос) был сформирован 18 июня 1918 года. Первым народным комиссаром просвещения был назначен Анатолий Васильевич Луначарский, писатель, критик, участник революционных событий 1917 года. Он осуществлял общее руководство работой всех подразделений наркомата. Его заместителем стал Покровский Михаил Николаевич, историк, руководитель Государственного ученого совета по вопросам политики государства в области науки, искусства, образования и социалистического воспитания.

На Наркомат просвещения возлагалось общее руководство делом народного образования; подготовка новых учебных программ, учебников, пособий; работа по правовой защите детей, борьба с детской беспризорностью; цензура книг, драматических, музыкальных, кинематографических произведений. В соответствии с декретом Совета народных комиссаров об обязательном обучении всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Первоначально в Наркомпросе было сосредоточено управление образованием, наукой, культурой, охраной памятников. В ведении Наркомата просвещения находились учебные заведения всех типов, вузы, НИИ, РАН, Госиздат, киностудии, музыкальные учреждения, театры, клубы, библиотеки, музеи. Было налажено издательство журналов «Народное просвещение», «Дошкольное воспитание»», «Советская педагогика». Наркомпрос организовал сеть экспериментальных и научно-исследовательских педагогических учреждений: Центральный НИИ начальной школы, НИИ детского чтения, НИИ спецшкол и детских домов, Научно-педагогический институт методов внешкольной работы и многие другие. К середине 40-х годов Наркомат просвещения в основном выполнил свою историческую задачу и в 1946 году был преобразован в Министерство просвещения РСФСР.

Дети — под защитой

На местах дело народного образования находилось в ведении отделов народного образования в структуре исполкомов Советов депутатов различных уровней. Городищенский район был образован Постановлением президиума Сталинградского крайисполкома в 1935 году. С образованием района был создан Городищенский районный отдел народного образования (районо).

В тот период насчитывались: одна средняя, 12 неполных средних и 24 начальных школы, в которых обучалось около 5000 детей. Имелось также 37 детских площадок.

В довоенный период система образования успешно развивалась. Во время Великой отечественной войны, с 1942 по 1943 годы, на территории района проходили ожесточенные бои, в результате чего документы, отражающие деятельность районо за период с 1935 по 1942 годы отсутствуют. С 1944 по 1962 годы заведующими районо работали А. Гордеева, П. Калмыков, К. Вихлянова, А. Синицына, В. Ткачев. В военные годы отдел образования организовывал работу школ, прием и направление в школы учителей. Проводил проверки соблюдения условий для обучения детей. Осуществлял патронаж детей, находящихся под опекой, чьи родители были на фронте или погибли от вражеских бомбежек. Мирное послевоенное время также потребовало от всех работников образования максимального напряжения усилий для преодоления последствий войны.

Второе рождение района

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1963 года Городищенский район был упразднен. Учреждения образования продолжили работать под руководством Дубовского и Калачевского районных отделов образования.

Второе рождение Городищенского района состоялось в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта 1977 года. Приказом Волгоградского облоно от 14 апреля 1977 и Решением Городищенского исполкома районного Совета народных депутатов от 01.07.1977 был образован Городищенский районный отдел народного образования.

На момент образования в нашем районе функционировали: 9 — средних школ, 4 — восьмилетних школы, 9 — малокомплектных школ, 2 вечерних школы, Городищенская и Новорогачинская. В учреждениях числился 4341 обучающийся.

Сеть дошкольных учреждений в основном состояла из малокомплектных детских садов, принадлежащих различным ведомствам.

Главное доверили ветерану

С 1977 по 1985 годы заведующим районо был Попов Иван Федорович, ветеран Великой Отечественной войны, участник Сталинградской битвы, ранее работавший директором Новорогачинской средней школы. При отделе образования находился орган опеки и попечительства (вплоть до 2006 года), а также централизованная бухгалтерия исполкома райсовета (до 1993 года). Контрольные функции были возложены на инспекторов отдела образования, а методическое руководство обеспечивал районный методический кабинет.

На работу в районный отдел образования И. Ф. Поповым были приглашены опытные специалисты: Мосендз Людмила Петровна, Лисина Любовь Ильинична, Маевская Наталья Петровна, Вовк Любовь Александровна, Кутыркин Дмитрий Васильевич, Краевая Галина Федоровна.

В последующие годы длительное время в районо работали Гуржиева С. П., Алаторцева Г. С., Скляров В. С, Дубкова Н. П., Москвин В. Н., Лаптина В. С., Пирожков В. И., Вербельчук И. И., Тароватов В. И., Телешева Н. Н., Бакатова О. А., Щербакова Т. В., Дугина С. С.

Сотрудничество с учеными

В 1985 году заведующей районо была назначена Нина Ивановна Рассадникова, работавшая директором Новожизненской средней школы. За годы работы с 1985 по 1989, ей удалось наладить сотрудничество с учеными Волгоградского Нижневолжского научно-исследовательского института, преподавателями общетехнических дисциплин Волгоградского пединститута, специалистами ОПХ «Новожизненское». Совместно с научными и практическими работниками для руководителей школ проводились семинары, совещания, конференции. Продолжилась работа по проведению районных слетов ученических бригад, конкурсов юных механизаторов, животноводов, растениеводов.

Районный отдел образования уделял большое внимание работе дошкольных и вне-школьных учреждений. Первым методистом по дошкольному воспитанию была назначена Вовк Л. А., педагогический опыт которой был известен среди дошкольных работников области. За период ее работы с 1979 по 1993 годы была создана эффективная система методического руководства 40 дошкольными учреждениями различной ведомственной принадлежности. Ее приемницей с 1993 по 2016 годы, стала Телешева Н. Н., ранее работавшая старшим воспитателем Городищенского детского сада «Колокольчик». Продолжилась работа по контролю за выполнением государственной программы воспитания детей дошкольного возраста, созданием благоприятных условий для их развития, организации повышения квалификации и аттестации педагогических кадров детских садов.

На самом высоком уровне

В марте 1977 года начал работу районный Дом пионеров, который возглавила Отюцкая Татьяна Николаевна. С 1980 по 2010 годы, на протяжении тридцати лет, директором Дома пионеров, а затем Центра детского творчества была Горкушенко Людмила Александровна, ранее успешно работавшая старшей пионервожатой Городищенской школы №1. В секциях и кружках занимались ежегодно более 2000 тысяч детей. Дети и подростки посещали авиамодельный, фольклорный, спортивный, хореографический, экологический и многие другие кружки. На самом высоком организационном уровне проводились районные мероприятия: День пионерии, фестиваль «Детские и педагогические фантазии», ежегодные туристические слеты, новогодние и рождественские утренники.

Работа по дополнительному образованию детей успешно проводилась в Новорогачинской ДЮСШ, директором которой долгие годы был Штомов Александр Григорьевич. Воспитанники школы — многократные победители спортивных соревнований различного уровня. Среди воспитанников школы — Алексей Крыжановский, чемпион по акробатике, прославивший Городищенский район на чемпионатах мира и Европы. В 1993 году ему присвоено звание «Почетный гражданин Городищенского района».

В конце 80-х годов начинается период политических, социальных, экономических преобразований в стране. В этот сложнейший период возглавил самую крупную бюджетную отрасль – образование Вовк Юрий Дмитриевич. Его многолетний педагогический и управленческий опыт работы в средних школах районного центра, профессиональная эрудиция, компетентность, творческая энергия были направлены на сохранение, модернизацию и реструктуризацию сети учреждений образования. Под его руководством в течение почти двадцати лет, в период с 1989 по 2009 годы, в районе функционировало 38 образовательных учреждений, около 1200 педагогических и технических работников занимались воспитанием и обучением 10 000 детей. В 1991 году, с введением Федерального Закона «Об образовании», школы Городищенского района в числе первых в Волгоградской области прошли лицензирование, аттестацию и аккредитацию. В 1993 году первыми перешли на новую модель финансирования, впервые учреждения образования стали самостоятельными юридическими лицами, были разработаны Уставы, открыты счета в банках, изготовлены печати. В этот период продолжалось строительство школ, их оборудование, комплектование кадрами, осуществлялся прием в муниципальную собственность ведомственных дошкольных учреждений. В условиях дефицита бюджета, ограниченного финансирования сохранить сеть учреждений и работников в них можно было посредством экспериментов, повышения качества работы, участвуя в различных конкурсах, отвечая на социальные запросы общества. С этой целью с 1990 года совместно с Волгоградским педагогическим институтом начинается многолетний период экспериментальной работы в начальных классах Кузьмичевской школы по системе развивающего обучения; в детском саду «Сказка» — по раннему обучению детей дошкольного возраста английскому языку, что послужило основанием к созданию в перспективе школы №3 с углубленным изучением отдельных предметов. На базе двух школ района: Котлубанской средней и Варламовской основной была создана региональная экспериментальная площадка по дистанционному обучению учащихся. На базе Городищенского детского сада «Колокольчик» 1 июня 1994 года был открыт приют для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это учреждение, реорганизованное в социальный центр для несовершеннолетних, функционирует и в настоящее время. В связи с упразднением пионерских и комсомольских организаций в школах, в начале 90-х годов было создано творческое объединение «Радуга», с охватом более 4000 детей и подростков. В этот период заложена традиция проведения районных конкурсов: «Я — гражданин России», «Самый Классный-классный», «Учитель года», «Воспитатель года», «Выпускник года», фестиваль книжного самиздата, военно-исторические чтения, бал медалистов и другие мероприятия. Традиция их проведения сохранена и сегодня.

Ресурсный центр

С 1995 по 2006 годы учреждения образования района принимали участие в областных и республиканских конкурсах на звание «Лучшее учреждение образования», победителями в которых стали Новожизненская средняя школа, Центр детского творчества, Городищенский детский сад «Сказка», Новорогачинский детский сад «Золотой петушок».

В 2008 году на базе Городищенской школы – новостройки № 3 был создан ресурсный центр, в результате многолетней последовательной работы по реализации программы общего образования повышенного уровня, созданию базы современных образовательных ресурсов на основе коммуникационных технологий, формированию команды профессионалов.

В настоящее время сеть общеобразовательных учреждений по состоянию на 01.01.2018 года представляют 20 школ: 19 – средних, 1 вечерняя (сменная) общеобразовательная школа. Действуют два филиала – Россошинская начальная школа – филиал Россошинской средней школы и Краснопахаревская основная общеобразовательная школа – филиал Новонадеждинской средней школы. Количество обучающихся 6768 человек, 11 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, количество воспитанников 2392 чел, 3 учреждения дополнительного образования, количество воспитанников 2764 человек. Системой образования сегодня охвачены 12 тысяч детей.

Сегодня в отделе образования и МКУ «Центр бухгалтерского, методического и технического сопровождения» успешно трудятся Азарова Татьяна Георгиевна, Изгаршева Ольга Николаевна, Скорнякова Елена Николаевна, Афонина Ольга Александровна, Рассадникова Светлана Александровна, Кудинова Светлана Евгеньевна, Умранова Татьяна Васильевна, Доношенко Елена Николаевна, Желтухина Антонина Николаевна.

Учреждения образования участвуют в реализации инновационных образовательных проектов и программ, осуществляются мероприятия, предусмотренные приоритетными направлениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Успехи вдохновляют

Победителями конкурса, проводимого в рамках приоритетного национального проекта «Образование» с 2006 года, стали 11 педагогов, награжденных Премией Президента РФ и 10 педагогов, награжденных Премией Главы Администрации Волгоградской области. Учитель Каменской средней школы Байкалов Петр Васильевич стал победителем областного профессионального конкурса «Учитель года 2017», вошел в число пятнадцати лучших учителей Российской Федерации.

Ежегодно Государственную итоговую аттестацию сдают более 750 выпускников. За последние 5 лет окончили школу с медалью «За особые успехи в учении» 150 учащихся.

Учреждения образования всегда были в центре внимания партийных и советских руководителей, органов исполнительной и представительной власти. Значительную шефскую помощь оказывали руководители совхозов, птицефабрик, промышленных предприятий района. Благодаря этому с 1977 года в районе построено 12 школьных зданий, 15 типовых зданий детских садов, все учреждения оснащены необходимым учебным и техническим оборудованием. И сегодня реализация государственной политики в области образования является приоритетным направлением в работе администрации района и районной Думы.

Столетие создания государственного органа управления образованием – это знаменательная дата для всех граждан нашей страны, могущество, процветание и славные достижения которой во все времена обеспечивали школа, учителя, наука и просвещение.

Л. А. Вовк,

ветеран труда,

отличник народного просвещения,

методист районо 1979-1993гг,

председатель райкома профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений

1981-1995 г. г.