В последние годы уборки мусора стали очень востребованы. Это очень правильная тенденция, и она не может не радовать! Во-первых, люди стали гораздо более сознательными. Сейчас уборки больше воспринимаются людьми как отдых с пользой для природы. А чтобы субботник прошел действительно полезно, а после него еще долго радовала чистота, необходимо придерживаться определенных правил проведения такой акции.
Место и время
В первую очередь, необходимо определиться с местом уборки. Лучше всего будет прогуляться по выбранной территории, сфотографировать самые «злачные» места, а потом нанести их на карту. Кстати, для этого можно воспользоваться специальным порталом ecofront.ru. Фотографию мусора с координатами или просто точным местом расположения достаточно выложить на этот сайт с отметкой о том, что в ближайшее время вы готовы его убрать. Там к вам смогут подключиться и другие желающие, а также вы сможете дать понять людям, что проблема найдена и скоро устранится.
Особенно удобно, если у вас есть смартфон, который отмечает в данных каждого фото координаты GPS.
Со смартфоном вы можете просто идти по лесу/парку и наносить на карту свое местоположение и делать фотографии. Либо вы можете, используя координаты GPS, создать карту на компьютере, используя такие программы как Lightroom, Iphoto и другие.
Если вы не любитель гаджетов, можно просто отмечать мусорные точки на бумажной карте местности (максимально крупного масштаба).
Не старайтесь охватить сразу всё, лучше качественно очистить сначала одну часть или даже просто несколько полян, потом переходить к следующим участкам.
Для проведения акции лучше всего выбрать выходные дни, но можно и не в выходной день, если вы проводите субботник силами, например, школьной-студенческой-корпоративной группы, которая может выйти на уборку и в будний день. Почему: в будние в парках и лесах меньше гуляющих сограждан.
Согласование и инвентарь
После того, как вы определились с местом и временем, будет правильным решением оповестить о субботнике органы местной власти. Им можно позвонить (номера телефонов легко можно узнать на официальном сайте), а позже отправить обращение традиционным или электронным письмом.
Лучше направить обращения за одну-две недели до мероприятия. Это не только обязательно для избежания проблем при проведении, но и наверняка администрация пойдет вам на встречу и, например, предоставит инвентарь или организует вывоз мусора, в том числе и раздельно собранного.
Обратиться с просьбой о помощи можно также и к предпринимателям. И им помощь, и вам хорошо!
Набрать участников можно несколькими способами. Эффективными в этом случае методами будет, например, создать событие в социальных сетях. В информации необходимо указать дату, время, место проведения и схему проезда. Обязательно укажите, что нужно взять с собой. Также желательно расклеить объявления возле выбранной для уборки территории, у подъездов рядом стоящих домов.
Итак, нам необходимы:
1. Мешки для мусора. Лучше всего взять несколько видов мешков: большие и плотные, более не менее 80-100 литров объемом – для смешанного мусора, полипропиленовые (они же «стеклянные», как от картошки или сахара) – для стекла, мешки с ручками – для пластика. Если вы будете разделять отходы, берите пакеты разных цветов. Рекомендуем взять с собой скотч, чтобы оперативно чинить порвавшиеся мешки или подписывать разное вторсырье, например.
Не забывайте, что на природе часто могут попадаться и опасные отходы (батарейки, шприцы, электрохлам, лампочки, градусники и тд), которые необходимо складывать отдельно. Для батареек подойдет пятилитровая пластиковая бутылка, электроотходы нужно сложить в отдельные мешки, а лампочки и градусники аккуратно складывать в коробку. Если вдруг найдете разбитые ртутные изделия, не трогайте их руками. Это место уже считается зараженным и необходимо вызвать специалистов Росприроднадзора.
2. Перчатки. Можно взять с собой хозяйственные резиновые перчатки, которыми пользуетесь дома. Тканевые имеют свойство намокать от мокрого мусора, ими можно пользоваться, но лучше брать прорезиненные с внутренней стороны. Кому-то больше нравится использовать медицинские латексные перчатки. Тут уже все зависит от вашего удобства.
3. Грабли и лопата. Для очистки территории от мелкого мусора можно взять этот инструмент. Лучше всего подойдут маленькие садовые грабли, чтобы пройтись с ними по небольшим проблемным точкам, в частности, это чаще всего вытоптанная площадь полян, где обычно вокруг кострища очень много мелкого мусора – бычков, крышечек и т.п. Очень часто на субботниках активисты убирают крупный мусор – бутылки, пакеты и так далее, а мелкий остается и продолжает накапливаться. В уборке его вам и помогут грабли. К тому же они помогут достать тот мусор, который оказался глубоко в земле. Мы рекомендуем не гнаться за рекордами по количеству очищенных квадратных метров, лучше пройтись с уборкой немного, но качественно – полностью привести поляны в приличный вид, а не только убрать легкодоступный мусор.
4. Аптечка. Практика показывает, что на подобных мероприятиях кто-то может травмироваться. Чтобы избежать неприятных последствий, под рукой обязательно должны быть лекарства и чем больше, тем лучше. В список должны быть включены бинты, вата, пластырь, зеленка, йод, перекись, обезболивающее. Организатор или члены команды должны также желательно перед уборкой выяснить и записать адреса ближайших аптек и травмпунктов. Кроме того сейчас в большинстве регионов активно размножились клещи, и лучше захватить пару баночек спрея от комаров и клещей и обработаться ими перед началом уборки.
5. Вода и еда. Воды тоже нужно взять много: ею можно помыть руки, промыть раны, да и во время уборки часто хочется пить. Насчет еды мы уже писали ранее: можно договориться с местным общепитом, либо же подготовить какой-нибудь легкий перекус самостоятельно. Это могут быть пироги, бутерброды или что-то другое.
6. Фотоаппарат. Снимайте процесс уборки на камеру. Во-первых, вы сможете позже оценить результат субботника, а во-вторых, опубликовать снимки в соцсетях. Это не будет каким-то пиаром. Наоборот, фотографии уборки территории будут мотивировать других пользователей Интернета следовать вашему примеру.
Кирилл Береговой, волонтер