У казаков обычай таков

Казачьими песнями, настоящей казачьей ухой, выставкой изделий народного промысла встретила участников практического семинара Паньшинская средняя школа. Семинар был посвящен туристско-краеведческой работе и собрал заместителей директоров по воспитательной работе, руководителей детских организаций и преподавателей истории образовательных учреждений Городищенского района.

ХРАНИТЕЛИ ТРАДИЦИЙ

Сценки из казачьего быта

Сценки из казачьего быта

Старшеклассники в традиционных казачьих нарядах, сценки из казачьего быта, предметы рукоделия, фольклорные напевы, джигитовка с казачьей шашкой — все это придавало атмосфере семинара особый колорит, воссоздающий историческую связь между поколениями. Предваряя начало мероприятия, методист районного МКУ «Образование» Елена ДОНОШЕНКО отметила:

— В последние годы мы активно внедряем в учебный процесс различные современные технологии. Но при этом не стоит забывать об истории родного края и прекрасных традициях казачьей земли. Паньшинская школа — единственная в районе, где преподается казачий компонент, где активно работают с краеведением. Этот положительный опыт необходимо заимствовать и педагогам других школ. Ведь, в конечном счете, наша цель — воспитать детей настоящими гражданами, патриотами своей малой Родины, знающими и любящими свой край, готовыми принять участие в его развитии.

К этому мнению присоединился директор школы Сергей БУДНИКОВ.

— Наши школьники изучают культуру донских казаков, как дополнительный предмет, — сказал он. — Сам хутор Паньшино находится на территории Великого Войска Донского. В период гражданской войны в истории казачьего народа была черная дата, когда подписали директиву о расказачивании. Но казачья культура сохранилась, потому что сохранились казаки. В свое время было много вопросов и дискуссий на эту тему, но, в любом случае, если мы обратимся к истории казачества, то увидим, что она неразрывно связана с историей России. Казаки всегда были защитниками ее границ, участвовали во всех военных и боевых действиях. При этом наша школа многонациональная, и соблюдение казачьих традиций нисколько не мешает жить нам в одной дружной семье.

На семинаре педагогам подробно рассказали о работе краеведческого кружка «Высота 56,8», которым руководит преподаватель истории Ирина ОМЕЛЬЧЕНКО. В этом поисковом отряде состоит 12 учащихся и четыре педагога. Отряд принимал участие во всероссийской Вахте Памяти, вел раскопки на месте бывшего лагеря военнопленных красноармейцев, существовавшего в годы Великой Отечественной войны неподалеку от хутора Вертячий. Поисковики ведут переписку с ветеранами, школьниками шестидесятых, ухаживают за мемориалом Гули Королевой, бережно хранят память о воинах, участвовавших в Сталинградской битве.

ВОСПИТАНИЕ ИСТОРИЕЙ

IMG_3090

Несмотря на то, что Паньшино считается новым населённым пунктом, казачьи традиции здесь живы, сохранена преемственность поколений, а в самом хуторе проживало и до сих пор живет немало казаков. Все это отражено в школьных архивах, которые вот уже не один год ведут учащиеся школы.

По их словам, в Первую мировую войну Войско Донское отправило на фронт 113 тысяч казаков. В ходе боев с неприятелем донские казачьи части показали наибольшую степень надежности. 193 донских офицера, более 3700 донских казаков были награждены Орденом Святого Георгия. Различными наградами за воинскую доблесть был отмечен каждый третий казак.

Учащиеся привели исторические факты из жизни хутора. Так, например, уроженец здешних мест Николай Крымцев во время Первой мировой войны был награжден Георгиевским крестом 4 степени. Оказался в плену в Голландии, откуда бежал и вернулся в родной хутор. В школьном архиве хранятся данные и о другом земляке, принимавшем участие в Германской, как тогда называли ее в народе, войне — Алексее Селиверстове, воевавшем в Первую мировую.

Но беспощадные к врагам Отечества казаки в своей среде всегда были благодушны, щедры и гостеприимны. Всегда соблюдали традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи. Они считали, что знания обычаев и традиций предков, содействуют в воспитании мировоззрения потомков. По сути, казаки жили, руководствуясь основными христианскими заповедями, так как их учили родители: «не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому, заботься о детях и родителях, дорожи целомудрием и честью, не обижай сирот, помогай бедным, защищай от врагов Отечество». Наверное, поэтому эти вечные ценности были близки и представителям других народностей, которые принимали православную веру и принимали казачий уклад жизни.

Преподавание казачьего компонента в Паньшинской средней школе стало возможным благодаря использованию методических наработок Натальи Григорьевой и содействию помощника депутата областной думы Владимира Овчинцева Екатерины Колодянец. Преподавание регионального этно-культурного компонента велось по таким направлениям как учебная, спортивная деятельность, внеклассная работа. Учащиеся знакомились с литературным и художественным творчеством казаков, узнавали об исторических событиях родного края, участвовали в ежегодных спортивных состязаниях «Казачьи игры», секции «Сила и ловкость казака».

С годами менялось содержание уроков. Сейчас учащиеся воссоздают свою родословную, узнают много интересного о своих дедах и прадедах, знакомятся с казачьим бытом, посещают музеиIMG_3105 других поселений и районов области.

Вот уже в течение нескольких лет казачий компонент в школе преподает Людмила Кабанова. Она — неизменный участник многих казачьих мероприятий, проходящих в Городищенском и других районах области, где чтут народные традиции. Во время семинара она продемонстрировала собравшимся педагогам навыки рукоделия — все вместе они изготовили казачьи обереги.

Семинар продолжился экскурсией в Храме Иоанна Воина, которую провел священник Анатолий Омельченко. Гости Паньшино, съехавшиеся из разных поселений района, были восхищены убранством и росписью храма, над которой в течение нескольких месяцев работали художники. Тема божественного покровительства воинам, защитникам Отечества, событий Первой мировой войны, долга современных воинов нашла свое отражение в сюжетах настенной росписи.

НА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ТРОПЕ

Завершился семинар в обновленном, ухоженном, с чистыми лужайками и тополиными аллеями лагере им. Гули Королевой. Специалисты образовательных учреждений, разделившись на команды с удовольствием поучаствовали в брейн-ринге по истории краеведения, припомнили казачьи песни и прошли мастер-класс по проведению туристической тропы под руководством методиста Центра детского творчества Ирины РЯБОВОЙ. Тренер-методист, хорошо известный не только в районе, но и области, призвала педагогов-организаторов уделить особое внимание развитию полезных туристических навыков, проведению походов, как с участием учителей, так и учащихся.

— Туризм играет большую роль в патриотическом воспитании подростков, — пояснила она. — Помимо оздоровительного эффекта, дети получают много полезных навыков, которые им потом пригодятся в жизни. Они учатся готовить, приводить в порядок одежду, становятся ответственнее, общительнее. Многие наши спортсмены выбирают профессию военного, служат в пожарных частях и МЧС, поступают в медицинские вузы. В общем, вырастают цельными людьми, подготовленными к жизни, настоящими патриотами своей Родины.

Несколько лет назад городищенские школьники под руководством Ирины Рябовой прошли 134 километра по Городищенскому району практически через все поселения, по пути приводя в порядок памятники и собирая краеведческий материал. На семинаре подчеркнули, что многокилометровые походы — удел подготовленных людей, но организовать небольшую прогулку с учащимися в окрестностях школы, привести в порядок близлежащую территорию и мемориалы — по силам всем педагогам-организаторам.

Разжечь костёр — целая наука!

Разжечь костёр — целая наука!

Как убедились участники мастер-класса, туризм и сопутствующие ему практические навыки — это наука. Как разжечь костер, поставить палатку, сориентироваться на открытой местности, какие вещи необходимо с собой взять в поход — всему этому преподавателей попытались научить в небольшой промежуток времени. Финальным аккордом туристического «ликбеза» стала танцевальная пятиминутка.

Уставшие, но полные впечатлений преподаватели отправились в свои поселения. Многие признались, что семинар был полезен и открыл для них много нового.

— Было по-настоящему интересно, — поделилась своими впечатлениями преподаватель истории и обществознания из краснопахаревской школы Надежда МИХЕЕВА. — В нашем образовательном учреждении уделяется внимание военно-патриотическому воспитанию, ведется поисковая работа. Недавно был организован велопробег. Молодежь активно интересуется спортом. Некоторые элементы из работы по краеведению, озвученные на семинаре, постараемся внедрить в своей школе.

По словам заместителя директора по учебно-воспитательной работе Кузьмичевской средней школы Галины НАГОРНОВОЙ, ей регулярно приходится участвовать и в военно-исторических чтениях, и слетах поисковых отрядов, но казачий компонент стал для нее настоящим открытием.

— В нашем поселке возрождается казачество, но в школе ничего подобного нет, — говорит она. — Учащиеся паньшинской школы продемонстрировали хорошее знание истории, казачьего фольклора, даже владение казачьими шашками — все это впечатлило. Ну а что касается туризма, то у нас развит, ведь у нас эту секцию ведет Ирина Рябова.

Следующий практический семинар для педагогов пройдет в феврале будущего года и будет посвящен духовно-нравственному развитию школьников.