Предание о подвиге

Серию публикаций, посвящённых годовщине Победы, мы открываем материалом о герое Сталинградской битвы, которого в определённом смысле можно назвать народным. Дело в том, что память о последнем выборе юного офицера Владимира Микояна сохранилась в сознании людей, но пока не получила официального признания.

Владимир Микоян

Владимир Микоян

Как известно, 2016-й по инициативе ветеранов в регионе объявлен годом легендарного лётчика А. П. Маресьева, родившегося в Камышине. В славной истории российских Воздушно-космических сил, которая пополняется примерами героизма буквально на глазах, есть ещё немало «белых пятен». Поэтому вдвойне уместно вспомнить о защищавших наше небо лётчиках, чья судьба в силу различных обстоятельств остаётся не вполне прояснённой. Один из них — старший лейтенант Владимир Анастасович Микоян (1924—1942).

ВЫПУСКНИК «КАЧИ»

Разумеется, само имя Владимира Микояна не забыто. Оно увековечено в Зале Воинской славы на Мамаевом кургане, его фотография экспонируется в стенах музея-панорамы «Сталинградская битва». Посмертно старший лейтенант был награждён орденом Боевого Красного Знамени, а им награждали «за особую храбрость, самоотверженность и мужество, проявленные при защите социалистического Отечества». В сентябре 2012 года короткой и яркой жизни В. А. Микояна была посвящена программа «Доблесть, слава, достоинство, честь» в Городищенском историко-краеведческом музее.

Признаться, нам довелось услышать несколько скептических мнений относительно того дня, что стал последним для лётчика-истребителя Микояна. Среди аргументов было и напоминание о знаменитой семье Владимира, которая вольно или невольно могла повлиять на формирование определённой точки зрения. Его отец — крупный государственный и партийный деятель Анастас Иванович Микоян — в годы войны был членом Государственного комитета обороны. И он, и его потомки проявили себя как бесстрашные и честные люди, не нуждающиеся в поблажках. Трое из пяти сыновей (Степан, Владимир, Алексей) стали военными лётчиками, участниками битвы на Волге и других эпических сражений. А крылатые шедевры брата Анастаса Ивановича, авиаконструктора Артёма Микояна, до сих пор надёжно охраняют российские небеса.

Перед тем, как Владимир вслед за старшим братом Степаном решил стать покорителем воздушной стихии, он с отличием завершал школьные курсы и добивался успехов во многих военно-спортивных дисциплинах. Увлекался стрельбой и верховой ездой, гимнастикой, охотой, плаванием, прыжками в воду, лыжами и коньками. В 1941 году он был принят (между прочим, после девятого класса) в Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу имени Мясникова, которая когда-нибудь обязательно возродится. Тогда «Кача» работала в Саратовской области и готовила пилотов для фронта по ускоренной программе.

«Я добился своего – пошёл в лётную школу, — сообщал Владимир в письме, адресованном другу. — Летаем мы каждый день. Скоро вылечу самостоятельно. Готов давно, но меня ещё должны проверить – помощник начальника школы дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант Денисов. Стёпка уже получил звание лейтенанта, сейчас под Москвой, имеет боевые вылеты. Завидую ему, а я сижу в этом чёртовом Красном Куте».

Это и другие послания, написанные рукой фактически «зелёного» курсанта, показывают, как он торопился оказаться в гуще событий. Но и после завершения занятий (в феврале 1942-го) пришлось подождать: для выпускников организовали дополнительные тренировки при инспекции ВВС, где новобранцы приобретали опыт и осваивали новейшую технику. Только к началу осени Владимир Микоян и его брат Степан наконец-то получили назначение в 434-й истребительный авиаполк Резерва Главного Командования.

b2ap3_thumbnail_9_optОказавшись самым молодым лётчиком полка (ему едва исполнилось восемнадцать), Владимир Микоян выполнял свои первые задания в окрестностях базы. Пилоты 434-го, которым тогда командовал Герой Советского Союза И. И. Клещев, в сентябре в полном составе прибыли на своих самолётах в Сталинградскую область. И тут же вступили в тяжёлые бои. Обеспечивая воздушное прикрытие наших войск, уже в первые дни советские асы уничтожили десятки истребителей и бомбардировщиков врага.

Первый и последний настоящий бой Владимира пришёлся на 18 сентября. По одной из версий, В. А. Микоян подбил немецкий «Хейнкель», рухнувший в нескольких километрах от Котлубани, затем сам попал под огонь вражеского истребителя и получил серьёзное ранение. Пилоту удалось вывести падающую машину в горизонтальный полёт, но вскоре она резко изменила курс и под почти прямым углом пошла вниз. Городищенские исследователи считают, что причиной тому была вовсе не потеря управления, а сознательное решение лётчика, направившего свой обречённый аппарат на боевую технику оккупантов.

Историки, интересующиеся таранами Великой Отечественной, в том числе таранами наземных целей, осторожно оценивают их общее количество как «более 600». При этом точную цифру назвать сейчас невозможно, «так как исследования продолжаются и постепенно становятся известными всё новые случаи». Таким образом, нет ничего невероятного в том, что Владимир Микоян отказался от призрачного шанса на спасение и повторил подвиг капитана Гастелло. Весьма показательным, кстати, является отношение сослуживцев к потере боевого товарища. Именно его гибель произвела на однополчан особенное впечатление, а на самолётах эскадрильи, в которой недавно служил В. А. Микоян, появились необычные надписи — «За Володю!».

К сожалению, точное место и обстоятельства его смерти до сих пор не определены. Редакция нашей газеты готова предоставить слово тем, кто может поставить точку в этой истории. Надежда на то, что истина вот-вот будет установлена, появилась несколько лет назад. Бойцы поискового отряда, которым руководил Алексей Леонидович Бормотов, обнаружили в поле между Самофаловкой и Степным фрагменты «Яка» (силовой установки, кабины), а также кости пилота. Предположение о том, что находки имеют отношение к воздушному бою, происходившему в этих местах 18 сентября 1942 года, поддержал Сергей Александрович Песковатсков — председатель совета депутатов Самофаловского поселения. Увы, в итоге экспертиза не смогла ни подтвердить, ни опровергнуть данную версию. По словам А. Л. Бормотова, имеющийся материал не позволил с уверенностью идентифицировать обломки либо останки.

Попутно выяснилось, что на территории этого поселения в годы великой войны было немало наводящих на размышления и поучительных событий. К примеру, тут похоронен сержант Матвей Путилов, тогда как местом его гибели и подвига считается «Нижний посёлок завода «Баррикады» в районе школы № 4 по ул. Прибалтийской». В Самофаловке восемь дней жил будущий маршал Победы Г. К. Жуков. Как рассказал С. А. Песковатсков, сохранился дом, где командующий ночевал и показывал детям кино — до сих пор по этому адресу (Привокзальная, 6) живёт Клавдия Никитична Потапенко. Тогда ей было 14 лет, и она помнит даже песни, которые исполнял Жуков. Возможно, в память об этих днях здесь появится мемориальная доска, а мы через некоторое время вернёмся к обозначенным темам.