В Единый день приема граждан 1 декабря к региональным депутатам за помощью обратились жители Городищенского городского поселения с жалобой на условия жизни в новой квартире.
— У нас на подоконниках каждый день болото, — рассказала «Междуречью» жительница дома № 18 по переулку Свободный Татьяна Фролова. — Приходите в гости — посмотрите сами.
Хочешь жить — включай духовку?
Семья заселилась в новую квартиру в Городище в июле 2015 года и уже собрала папку писем и ответов на них из ряда инстанций. Я пришла к ним 10 декабря, как оказалось, в Международный день защиты прав граждан. Символично.
— Квартиру дали дочери Оле (по документам она Нина, но об этом чуть позже), — рассказала Татьяна Федоровна. — Примерно в апреле Оля посмотрела квартиру и ей понравилось. Я тогда, после операции ничего не видела. Потом мы приехали вдвоем уже подписывать договор. Ей сказали — вот тут распишитесь, она расписалась, и все.
Татьяна Федоровна опекает Нину Омельченко, сироту, инвалида 1 группы. Девушка не слышит, не говорит и нуждается в постоянной заботе. Сама Татьяна в 18 лет заболела диабетом, последствие — потеря зрения.
— Бачок у нас сразу потек — вода лилась постоянно. Потом мы купили запчасть и его починили. Позже обнаружились основные проблемы — постоянно мокрые окна, из-за этого образуется грибок. В коридоре вечером можно свет не включать — сквозь щели в двери он освещается из подъезда. А когда сильный ветер — духовку не выключаем, потому что очень холодно.
Да, на подоконниках вода, окна полностью запотели, а на откосах и на стене ванной процветает грибок. Татьяна Федоровна рассказывает, что у них-то еще ничего, а у соседки холод невыносимый. Она еще с маленьким ребенком собирается заезжать. Вот так и живут.
— Принесли как-то и под роспись отдали глухонемому ребенку документ, — рассказывает Татьяна. — Говорят, в суд будут на нас подавать за неуплату. Просим: «Прочитайте, что там написано?». Отвечают: «Сами прочитаете». А кто у нас будет читать? Я — слепая, дочь — глухонемая.
Газа в доме нет. Пока на объекте работают застройщики, счета за свет жильцам этой квартиры не выставляют, что позволяет греться теплом плиты. Когда закончат — семья почувствует стоимость альтернативного отопления.
— Обращались и «по правам человека», и «пусть говорят», куда мы только не писали. А потом плюнула. Два года мучилась и толку никакого. Теперь вот снова начинать, — вздыхает Татьяна Федоровна.
Бинарная история
Возникает закономерный вопрос: «Где вы жили с Олей-Ниной раньше и что мучило два года?» Ответом на который становится другая история.
— У меня в Котлубани была квартира. Я прожила там 45 лет, с самого рождения. Обратились ко мне за помощью: «Я тебе материнский капитал отдаю, ты деньги отдаешь мне, а я тебе квартиру возвращаю». Помогла. Давайте, говорят, вашу квартиру оценим в 600 тысяч. Отвечаю, ну вы же знаете, значит давайте. Говорят, пишите расписку. Ну вот я под диктовку писала расписку, что вроде взяла у них 600 тысяч. И расписку, и документы на квартиру у меня забрали. Я спросила, а мне какие-то документы положены? Вам ничего не положено.
Татьяна Федоровна рассказывает, что Оля-Нина была прописана в той квартире вместе с нею. Однажды утром 2010-го года к ним в двери постучали и попросили с вещами на выход. Дальше звучит рассказ о судах и проигрыше из-за отсутствия денег на адвоката. О том, что обращалась во все возможные инстанции, но в ответ: «вы написали расписку, что получили эти 600 тысяч». Говорит, взмахивая руками словно раненая птица, что если бы получила эти деньги, «купила бы себе другую квартиру и сроду бы с ними судиться не стала». И вот, летом 2015-го Оля-Нина получила квартиру как сирота.
А двойное имя у хозяйки квартиры с самого рождения. По словам Татьяны Федоровны, когда девочку забрали из роддома, специалисты, проверявшие ее будущий дом, сказали, что в таких условиях младенец не останется. Когда речь зашла об оформлении в детский дом, родственники решили передать девочку на воспитание «Татьяне с Сергеем».
— И вот с 1994 года она на опекунстве. С именем как вышло? Мы девочку уже: Оля и Оля. А мама ее приносит свидетельство о рождении, где имя — Нина, а отчество — Васильевна. Вот так она у нас и получилась Омельченко Нина Васильевна по имени Оля.
Грибы в декабре
После обращения женщин в Единый день приема граждан 1 декабря к региональным депутатам и главе администрации района, уже 2 декабря был проведен осмотр квартиры. В акте обследования жилого помещения специалистами отдела ЖКХ администрации Городищенского городского поселения и МУП «Городское хозяйство» указано, что влажность в квартире действительно повышенная, на оконных откосах и в ванной комнате наблюдается плесень (грибок), в ходе эксплуатации отсутствует уплотнение входной двери в квартиру, а также вентиляционные каналы в квартире заклеены скотчем.
Комиссия сделала вывод, что повышенная влажность наблюдается в помещении в связи с отсутствием циркуляции воздуха. И рекомендовала «нанимателю помещения предусмотреть мероприятия для организации постоянного воздухообмена».
Однако отклеив малярный скотч здесь делу не поможешь, считают знающие об этой проблеме люди.
Как объяснил Александр Петрович Ромах, возглавляющий районный общественный совет по ЖКХ, избежать скопления воды удастся, повозившись с дверями и окнами, утеплив их (исправив строительный брак). Это если следовать опыту других жильцов данного дома с которыми Александру Павловичу пришлось пообщаться. По идее, обращаться пострадавшим нужно к застройщику (ООО «Строй — К»), но от которого, по мнению Александра Петровича, они вряд ли чего-либо добьются.
Об этом говорит и председатель местного товарищества собственников недвижимости Маргарита Хохлушина.
— В квартирах повышенная влажность и холодно. Вентиляция не работает. Мы все ее затыкаем и заклеиваем. Три месяца нашей организации и все это время мы стучимся во все инстанции.
По мнению Маргариты Александровны, застройщик должен исправить все недочеты, но не хочет. Письма-обращения перенаправляются из одного ведомства в другое. Тем временем в разгаре зима, а люди в десятках квартирах продолжают страдать.
В прокуратуру Городищенского района жалоба от Фроловой Т. Ф. поступала в ноябре и была перенаправлена по компетенции в Госжилинспекцию. В ведомстве о проблеме знают, что подтверждает председатель ТСН, и уточняет — необходимо экспертное заключение о нарушениях функционирования вентиляционной системы.
Распространенной проблемой новых домов называет повышенную влажность председатель Городищенского отделения Волгоградского областного отделения ВДПО Вячеслав Кодяев.
— Чтобы дать экспертное заключение, нам необходимо изучить проект. Не исключено, что дом построен в соответствии с проектом и тогда необходимо предъявлять претензии к проектной организации, — комментирует Вячеслав Васильевич. — Что я уже и объяснял представителям этого дома. Если будут отклонения от требований, мы их зафиксируем. Однако сейчас повышенная влажность отмечается во многих новых домах. Представьте — пластиковые окна, металлические двери — в квартире практически вакуум.
Многие застройщики знают о проблемах, которые могут проявиться после ввода дома в эксплуатацию, но их решение на стадии проектирования удорожит итоговую стоимость недвижимости, отмечает руководитель местного отделения ВДПО. Проблема может быть и не в проекте. Даже установка специальных клапанов обратного действия не поможет, если дом не заселен полностью. А у жильцов верхних этажей может проявиться проблема последних этажей — обратная тяга.
Таким образом, по мнению эксперта, сложно судить о проблеме без выезда на место. Но пока дом не станет дышать и жить, она вряд ли будет решена.
P.S. Вот так от личного обращения мы перешли к глобальным проблемам. Редакция обязательно продолжит следить за ситуацией в переулке Свободном. Надеемся, что всеобщее внимание повлияет на ход борьбы с плачущими окнами.