В Городищенском районе планируют делать дизтопливо из мусора

Утверждена муниципальная программа «Охрана окружающей среды Городищенского муниципального района Волгоградской области на 2016-2020 годы», одним из программных мероприятий которой стала организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на сумму более 19 миллиардов рублей.IMG_3046
Именно столько планирует вложить инвестор в строительство завода по переработке твердых бытовых отходов в границах Городищенского городского поселения. Переработка будет осуществляться по инновационной экологически безопасной технологии, а продукты высокотемпературной переработки отходов позволят производить синтетическое дизельное топливо. Представителем подрядчика выступает местное ООО «ЛЕС», инвестор — компания ООО «Евробласт» из Санкт-Петербурга.
По поводу радужности этой перспективы возможны кардинально противоположные мнения. Однако у читателя, чтобы оценить и понять ситуацию, возникнут вопросы, на которые мы и постарались найти ответы.

Зачем городищенцам?
Первая очередь строительства завода запланирована уже на 2016 год — за 10 миллиардов рублей, готовность второй очереди в 2017 году обойдется в 9,5 миллиарда рублей. Суммы невероятные не только для нас.
Ни у одного субъекта РФ природоохранной программы на 19,5 миллиарда рублей  нет, — констатирует начальник экологического отдела МКУ «МФЦ Городищенского района» Татьяна Алаторцева. — Но у нас решение проблемы с ТБО не терпит никаких отлагательств. Сейчас мы планомерно идем к закрытию полигона, расположенного в хуторе Овражный, рядом с аэропортом. Орнитологи докладывают, что там одновременно сидит более 1,5 тысячи птиц. Такое соседство недопустимо. Нахождение в 30-километровой зоне аэропорта каких-либо объектов размещения отходов запрещено.
Необходимость в подобном заводе назрела. Население захлебывается в мусоре. Складировать его бесконечно, зарывать его в землю — противозаконно и противоестественно. С нового года ситуация усугубится — делать это будет совершенно недопустимо в законодательном плане и практически невозможно физически. Сваливать мусор в балках и оврагах все чаще пытаются после закрытия всех неправомерных, нарушающих законы полигонов. Однако с нового года такие машины не обязательно вылавливать у свалок в момент разгрузки. У них можно будет проверить соответствующую лицензию на любой дороге. И лишиться лицензии при несоблюдении закона, подчеркивают специалисты, будет крайне легко. Так-то оно так. Но куда девать мусор? Сейчас даже городищенцам свозить свои ТБО, если закрыть все площадки для отходов, работающие не по правилам, придется в Волжский. Планируемый завод не будет являться объектом размещения отходов и не будет: мешать аэропорту, собирать тысячи птиц, источать «запахи», так как отходы там хранить не собираются. Его мощности — 200 тысяч тонн в год — хватит на весь мусор Городищенского района и части Волгограда.

Где расположится?
Ориентировочно площадка будет находиться напротив старого поста ДПС на 13-м километре трассы Волгоград-Москва. По предварительной оценке, все санитарные разрывы соблюдаются: 3,5 км до жилой застройки и санитарно-защитная зона протяженностью 1 км. На схеме обращения с твердыми коммунальными отходами площадка завода обозначена точкой. Ниже — Волгоград, справа — Городище, левее и выше разъезд Конный, сам завод аккурат перед железнодорожным переездом. Сейчас на этом месте пустырь. Компания на данном этапе приобретает участки в собственность. Вид разрешенного использования — земли сельхозназначения. Поэтому необходимо будет переводить поле, размером около 100 гектаров, в категорию земель промышленности.
К решению о строительстве производства общественность будет привлечена обязательно. В этом меня заверили экологи района. Будут проводиться публичные слушания о намечаемой деятельности, а также размещена для ознакомления, вероятнее всего, в администрации поселения, оценка воздействия на окружающую среду. Данный процесс нас ожидает, похоже, уже этой зимой. Так как представители компании форсируют события, например, они очень активно старались войти в муниципальную программу, что является своего рода гарантией. По плану уже в 2016 году запланировано строительство первой очереди завода.

Будут ли бонусы?
С инвестором заключена договоренность. Его силами убирается определенный объем несанкционированных свалок с территории Городищенского района, общей стоимостью работ в 72 миллиона рублей.
Также компания вышла с собственным предложением — установить на территории района за свой счет более 140 контейнерных площадок. Общая стоимость этих площадок звучит почти фантастически — 28 миллионов рублей. Они будут построены в 18-ти поселениях района. Так компания сделает вклад в социальную сферу района.

Контейнерные площадки будут построены в 18 поселениях.
В 2016 году 50 площадок за 10 млн руб. в Городищенском городском поселении.
В 2017 году 50 площадок за 10 млн. руб. в Новорогачинском, Ерзовском, Вертячинском, Грачевском, Каменском, Карповском, Котлубанском поселениях.
В 2018 году 25 площадок за 5 млн. руб. в Краснопахаревском, Кузьмичевском, Новожизненском, Новонадеждинском, Орловском, Песковатском, Самофаловском поселениях.
В 2019 году 10 площадок за 2 млн. руб. в Россошенском и Царицынском поселениях.
В 2020 году 5 площадок стоимостью в 1 млн. руб. в Паньшинском сельском поселении.

В 200 тысяч рублей — стоимость одной площадки — входит: бетонирование 40-метрового участка с отсыпкой по периметру щебнем радиусом 1,5-2 м; отсыпанная щебнем подъездная дорога; трехсекционное ограждение для сбора вторсырья, твердых бытовых отходов и крупногабаритных отходов; сами контейнеры, как металлические для сбора ТБО, так и сетчатые для макулатуры и пластика.
Точки размещения площадок будут прорабатываться отдельно, — объясняет Татьяна Алаторцева. — Уже устаревшие, но по расположению отвечающие всем требованиям, приведут в порядок. Где не хватало такой площадки и есть возможность  размещения — она появится.
Татьяна Анатольевна также дала пояснения по вопросу утилизации макулатуры и пластика. Ведь у нас, собственно, обычный-то мусор не всегда вывозится, кто же возьмет на себя такие обязательства? Оказывается, с нового года вывозиться будет все по новым стандартам, поэтому, в рамках грядущих изменений, мы пошагаем в ногу со временем и подобные контейнеры будут очень кстати.

Что планируют?
Машины будут приезжать на приемный пункт, разгружать мусор и уезжать. Мусор же будет перерабатываться в синтетическое дизельное топливо. Вернее, судя по документам, синтетическое дизельное топливо будут производить из твердых коммунальных отходов. Однако, ничего нового в ТКО нет. Это те же ТБО.
В связи с ФЗ №458 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»…», вводится общее понятие. Вместо слова «бытовые» мы будем использовать слово «коммунальные», — объясняет Татьяна Алаторцева. — Услуга коммунальная, следовательно и отходы коммунальные. То есть, сейчас мы заглядываем в будущее, уже оперируя новыми понятиями. Все, что собирается населением в контейнеры для сбора мусора, будет направляться на переработку.
Уверена, еще будут возникать вопросы, требующие профессиональных ответов. Например, заводом для водоснабжения предусмотрена своя артезианская скважина — «Не повлияет ли это на водоснабжение поселка, ведь у нас и так проблемы с водой?». На данный момент рано говорить о таких технических характеристиках, потому что сам проект экологи района пока не видели. Но одно связано с другим, без включения этого плана в программу и поддержки идеи, не будет разработан и проект. Всегда с чего-то надо начинать. Сейчас застройщики-инвесторы гарантируют соблюдение всех норм и правил. А специалисты говорят о том, что не бывает совершенно безвредных производств. Даже производство пельменей наносит вред окружающей среде. В данном случае пришло время выбирать из двух зол меньшее.

Приглашаем читателей к обсуждению. Если у вас появились вопросы — задавайте. А мы, в свою очередь, адресуем их компетентным специалистам.