Найти подход к медиации

Учитывая важность и необходимость создания школьных служб примирения (медиации), комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Городищенского района настояла на особом внимании к внедрению восстановительного правосудия на территории района. В том числе, выступив инициатором проведения обучающего семинара.

Президент Волгоградской региональной общественной организации «Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка» Ирина Маловичкоо


Для знакомства с целью и методами работы служб медиации 26 марта для всех желающих состоялась информационная встреча. А 1 апреля завершился трехдневный обучающий семинар на базе школы №2, в котором приняли участие пять образовательных учреждений нашего района. В том числе, команды Орловской, Городищенских №1 и №2, Ерзовской, Новорогачинской школ, а также представитель педагогического коллектива Кузьмичевской СОШ.
Для обучения в Городище пригласили президента Волгоградской региональной общественной организации «Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка» Ирину Маловичко (на фото), которая также является координатором сети школьных служб примирения в Волгоградской области и экспертом Всероссийской ассоциации восстановительной медиации. Цель информационной встречи — разобраться, насколько это нужно и интересно, а также задать вопросы практику.
— Создание таких служб плодотворно при качественном подходе. Обучение — это инициатива отдела по образованию и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Городищенского района, — отметила Ирина Сергеевна. — Здесь хотят, все-таки, чтобы школьные службы примирения запустились реально, а не «под козырек». Поэтому и на семинар я пригласила только те школы, которые собираются до конца года их создать.
В Волгоградской области это движение работает уже 10 лет. Его суть — все, что касается детей, должно быть более лояльным. Система правосудия остается, но рекомендуется исключить жесткие формы воздействия, то есть воспитывать не карательными методами.
Ребенок не свободен в своих поступках, причины которых часто кроются в окружении. Говорят: «Сначала ребенку плохо с нами, потом нам плохо с ним». С точки зрения восстановительной медиации, наказание в привычной нам форме только усугубляет положение. Есть альтернатива отношения к ситуации: преступление или проступок? Взрослые часто наказывают детей, предполагая, что карательная система должна внушить страх и предотвратить повторение: причинение ему неприятности за причиненную им неприятность. Однако специалисты выяснили, что острастка стирается в памяти несовершеннолетних очень быстро.
Для понимания Ирина Сергеевна привела такой пример. Ребенок разбил дверь. Родители наказали его «пятую точку». Он  обиделся, разозлился. У него осталось только ощущение конфликта. А с точки зрения восстановительной медиации, нужно поработать не с попой, а с поломанной дверью. Ребенок должен понять, что последствия события, которое произошло по его вине, требуют исправления. Он сам должен загладить нанесенный вред. То есть метод восстановительный доказывает, что карательный не приносит примирения и малоэффективен для исправления ситуации.
При этом, подходя к поступку ребенка как к преступлению, происходит разрыв социальных отношений, остаются злость, обида и ощущение несправедливости. При подходе как к проступку (восстановительный подход) социальные отношения, чувство уважения к обществу и его правилам сохраняются.
При этом в пользу восстановительного метода работает еще один веский аргумент. В первом случае, при карательном подходе, система работает с правонарушителем. Выясняются причины его поступка, последствия, ведется поиск мер и способов наказания. Пострадавший останется в стороне. Во втором, при восстановительном, работать будут и с пострадавшим. Ведь нам не нравится, что его обидели. Таким образом, этот подход работает на будущее. И прогноз восстановительной работы, по мнению работающих с детьми специалистов, бесподобно огромен.
В ходе трехдневного обучающего семинара представители школ Городищенского района изучили практические аспекты программы примирения; задачи, определяемые восстановительным подходом; методы работы. Участники семинара рассмотрели алгоритм создания школьной службы примирения. В ходе интерактивных дискуссий команды педагогов и школьников изучили причины конфликтов и способы их урегулирования.