Боевые тропы «Лиса»

Прапорщик с позывным «Лис» не раз демонстрировал образцовую воинскую доблесть и отвагу на поле боя.

В зоне специальной военной операции Иван, военнослужащий 33-го мотострелкового полка группировки войск «Южная», с первых дней. Ещё на херсонском направлении он совместно с боевыми товарищами угнал две вражеские БМП, при этом находясь на территории противника. Там же ему приходилось брать в плен иностранных наёмников и противостоять вэсэушникам, которые были под воздействием наркотиков. В настоящий момент «Лис» выполняет задачи в должности заместителя командира батальона по вооружению. В полевых условиях занимается усовершенствованием защиты бронетехники, а также готовит экипажи. В активе прапорщика четыре награды: медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медали «За отвагу», Жукова и «За воинскую доблесть».

– Армия всегда казалась мне надёжной и перспективной структурой в плане социальных гарантий.

Сейчас уверенность в этом только возросла. Также я почему-то всегда полагал, что скоро возможна война, это что-то внутри мне подсказывало. Не знал, с кем и когда она будет, но понимал, что нужно быть готовым к защите Родины и близких. Поэтому после прохождения службы по призыву сделал такой вот выбор, – рассказывает о своём решении «Лис».
Впервые контракт с Министерством обороны Иван заключил в 2014 году. В начале СВО он выполнял задачи в должности механика-водителя БМП-2. Батальон, в котором оказался Иван, совместно с 56-м гвардейским десантно-штурмовым полком шёл в авангарде наших войск. Они прорвали оборону противника на херсонском и николаевском направлениях, взяв под контроль Дарьевский мост. Противник всеми силами пытался не уступить стратегически важную переправу. К мосту, который открывал русским воинам дорогу на Херсон, направились диверсионные группы боевиков.
– Наш батальон тогда был в группе прорыва, мы c десантниками заходили первыми. В первом своём бою противостояли украинским диверсантам, которые пытались взорвать этот мост. Экипажи наших БМП своевременно выявили приближающиеся силы противника и открыли по ним огонь. Удержали позиции и не позволили боевикам уничтожить переправу, – вспоминает боевое крещение прапорщик.
В дальнейшем тот частный успех обеспечил продвижение группировки наших войск в Херсонскую и Николаевскую области.

Дерзкий угон двух вражеских БМП

В ходе боёв на том же направлении «Лис» с сослуживцами провёл по-настоящему обескураживающую операцию, находясь при этом на территории, которую контролировал противник.
Пройдя серую зону, трое наших военнослужащих заметили группу боевиков в количестве 10 человек. Рядом располагались две вражеские БМП-1АМ.
– Подбирались к ним пешком, где-то ползком, в момент, когда подошли, противник находился в машинах. Расположились так, чтобы они не могли нас заметить, и очень долго наблюдали, изучали. Часть боевиков отошла, остались те, что были в охранении. Тогда я возглавил нашу маленькую группу. Дерзкий план созрел, дальше обдумывать было некогда, начали действовать, – рассказывает о начале операции Иван.
Трое наших военнослужащих стрелковым огнём уничтожили оставшихся у машин боевиков. Стремительно продвинувшись к машинам, забрались внутрь и начали запускать двигатели. Несмотря на то что до своих позиций было не так далеко, действовать надо было молниеносно. Пропажу двух БМП в любой момент мог заметить противник. Но вот незадача, двигатель одной из машин упрямо не хотел заводиться – сели аккумуляторы. Однако вряд ли военнослужащие, которые решились на такую дерзкую операцию, сдались бы так просто.
– Одну завели, уже можно уходить, вторая никак. Механик подбегает ко мне, говорит: «Ничего, мы знаем, что делать». Сели в машину, которую удалось завести, разогнались и въехали в корму второй БМП. Дизельный двигатель тут же заработал, она завелась от этого толчка, и мы спокойно укатили на двух машинах сразу, – рассказывает о нестандартном выходе из сложной ситуации «Лис».
Самое интересное началось, когда вражеские БМП доставили на наши позиции в тыловой зоне. Выяснилось, что на одной из этих машин ранее разъезжал командир вэсэушного батальона. Внутри – ноутбук с документацией, карты с маршрутами передвижений и точками расположения боевиков.
– Документация там ну очень «вкусной» была. Все заправки, базы, укрепы противника, как и куда живая сила перемещается, где находится. Затем по этим координатам весьма успешно отработала наша авиация, – отмечает неожиданный подарок со стороны противника Иван.
За тот подвиг все трое боевых товарищей были удостоены высоких наград. «Лис» получил медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Когда машины пригнали в тыл и начали с ними работать, внутри были обнаружены радиостанции и системы западного образца.
– У них там была только натовская начинка. Причём это в начале СВО, когда официальных поставок вооружения Украине якобы не было. Это говорит о том, что на самом деле альянс начал их готовить к войне против нас гораздо раньше, – делает вывод прапорщик.

Самое интересное началось, когда вражеские БМП доставили на наши позиции в тыловую зону. Выяснилось, что на одной из этих машин ранее разъезжал командир вэсэушного батальона. Внутри – ноутбук с документацией, карты с маршрутами передвижений и точками расположения боевиков

эсэушников застали врасплох

Когда укронацисты пытались контратаковать под Херсоном, Иван уже исполнял обязанности техника роты. Но для того чтобы сорвать планы боевиков на одном из участков, он вернулся за штурвал БМП-2. Необходимо было выбить противника с позиции, на которой он готовился развернуть локальное наступление. Ворвавшись в логово врага, бронемашина начала поливать вэсэушников огнём из «тридцатки».
– Поехали на штурмовые действия, причём выполнили задачу успешно. В бою у нас закончились боеприпасы, нужно было отходить. Прежней дорогой назад не стал возвращаться, зашёл полукругом, – вспоминает бой «Лис».
По дуге обогнув позиции боевиков, экипаж машины выкатился на опешившую от такой наглости группу противников. Наши военнослужащие успели разглядеть, что у врага есть противотанковые ракетные комплексы, но боезапас БМП уже был истрачен…
– Противник нас заметил, у них были «Джавелины», в любой момент могли поразить машину. Но они просто не ожидали такого хода, растерялись, ведь мы появились внезапно. Пока боевики думали, что делать, я направил БМП прямо на них. Другого пути не было, намотал на гусеницы около пяти боевиков, они ничего не успели сделать, – рассказывает о действиях экипажа в безвыходной ситуации прапорщик. – Я уверен, что, если ради нашей победы потребуется сделать подобное ещё раз, у меня не дрогнет рука. Я сделаю то, что должен, – добавляет он.
Экипаж бронемашины в полном составе за успешный штурм позиций противника был отмечен наградами.

Разукрашенные наёмники и их снаряжение

Даже на начальных этапах специальной военной операции «Лису» доводилось сталкиваться с вражескими наёмниками, они уже тогда заполонили ряды ВСУ.
– В 2022 году на границе с Николаевской областью нам кто только не противостоял: поляки, прибалты, африканцы, американцы. Бравых воинов среди них нет. Все хотят денег, но не готовы здесь умереть, – отмечает Иван.
– Там же взяли американца одного. Весь разрисованный, одет по последней военной моде: тепловизоры с собой, дальномеры. Он думал, наверное, что у него суперэкипировка – не помогло, вынудили сдаться в плен. А весь хлам американский, который был на этой позиции, – «Джавелины», NLAW и тому подобное – нагрузили на него и заставили тащить до наших позиций. Килограммов под сто на него навесили, он не понимает, что от него требуют, говорим: «Давай неси, ваши же поставили сюда весь этот мусор, вот и занимайся теперь». Под дулом автомата потащил всё это к нам в тыл. Донёс, – смеётся, вспоминая пережитое, «Лис».

Бить врага его же оружием

В дальнейшем «Лис» и его товарищи не раз использовали трофейные БМП, захваченные на херсонском направлении, против противника.
– Они полностью рабочие были, мы их перекрасили под нашу символику и, соответственно, ещё очень долгое время использовали машины врага против него. Своего вооружения хватает, бесспорно, да и натовская бронетехника нашей уступает. Но хочется, чтобы всё, что они сюда завезли, против них же и работало. Доставляет эмоций, когда враг терпит поражение от своего же оружия, – улыбается «Лис», поправляя за спиной трофейное ружьё западного образца.
В настоящий момент прапорщик служит в должности заместителя командира батальона по вооружению. На константиновском направлении он готовит личный состав и технику своего подразделения к выполнению боевых задач.
– Работаем на БМП-1АМ и БМП-2М «Бережок». Подвоз десанта, его выгрузка и, соответственно, поражение противника при помощи штатного вооружения. Экипажи очень хорошо отзываются о модернизированных БМП, успешно выполняют на них задачи. Машины эффективно и быстро наводятся на цели, есть тепловизоры, дальномеры, мощная пушка – все средства для поражения противника, – предметно рассказывает о преимуществах техники Иван.
Доводилось ему и лично сравнивать отечественные БМП с западной Bradley. На кураховском направлении «иномарки» не раз попадали в руки ремонтно-эвакуационных групп батальона как трофеи.
– Наши расчёты подбили Bradley, вэсэушный экипаж сбежал. Машина некоторое время находилась в серой зоне, затем за дело взялись мои очень хорошие знакомые из ремонтно-эвакуационной группы нашего полка. Они несколько дней подряд, рискуя попасть под огонь противника, подтаскивали к БМП запчасти, снятые с другой подбитой Bradley. В итоге смогли завести её и уехать, – объясняет, как наши воины заполучили технику врага, Иван.
Перед тем как отправить машину на изучение специалистам в тыл, военнослужащие ознакомились с ней в полевых условиях.
– Узнали о её слабых местах, естественно, взяли себе это на заметку. Воины, которые сражаются на передовой, знают, куда надо бить, чтобы эта машина превратилась в металлолом. Также сравнили Bradley с отечественной БМП-2 «Бережок». Основные преимущества нашей машины над зарубежной – манёвренность и проходимость. Это колоссальный плюс. Там, где «двойка» проскочит, Bradley увязнет или станет лёгкой мишенью. Ну и по личному опыту стоит сказать, что машины под управлением наших ребят вообще непобедимы в принципе, – рассказывает о преимуществах отечественной машины прапорщик.
Между ремонтно-эвакуационными группами батальона налажено даже некое соревнование: кто больше затрофеит вражеской техники.
– У нашего полка на счету её много. Мы и М113 забирали, и Bradley, и чешского образца БМП. Даже Abrams в наши руки как трофей попадал. Мне лично доводилось отбирать у противника бронеавтомобиль PantheraT6, тоже НАТО им эти машины поставляет. ВСУ их используют в штурмовых действиях, точнее, пытаются это делать, наши «летуны» им не дают такой возможности, – более подробно рассказывает об образцах добытой трофейной техники «Лис».

Тройные козырьки и стальные «ёжики»

В нынешней должности Иван совместно с подчинёнными постоянно занимается усовершенствованием защиты бронемашин исходя из текущей обстановки на поле боя. Среди новшеств – тройной козырёк на башне.
– Мы ремонтируем, обвариваем, постоянно улучшаем свои машины. Делаем всё, чтобы обезопасить экипаж, ориентируясь на опыт СВО. Cовременные БМП уже с завода поступают к нам оборудованными козырьками. Здесь постоянно идёт война идей, кто окажется изобретательнее. Враг уже сейчас, как правило, атакует машину тандемом беспилотников. Первый дрон старается разбить дополнительную защиту, а второй уже ударяет в открытую часть машины. Поэтому мы навариваем дополнительные козырьки: один снаружи, другой внутри. Такую защиту дроны вряд ли прогрызут, – делится эпизодом тыловой модернизации машин прапорщик.
Ещё одно тактическое ноу-хау, которое используют все экипажи БМП в батальоне, – «ёжики». Расплетённые стальные тросы приваривают к броне, распуская их в разные стороны. Издали очень похоже на колючие иголки, отсюда и название.
– Это, можно сказать, детище наше, сами изобрели. Но не исключено, что мы придумали их в одно время с кем-то ещё. При приближении к машине FPV-дроны противника винтом могут зацепить стальной трос. Следовательно, теряется управление, и беспилотник летит мимо либо взрывается до столкновения с бронёй. При этом габариты машины «ежи» не увеличивают. Они, как антенна, прижимаются к броне, складываются, если бронетехника заезжает в какое-то укрытие, – рассказывает об изобретении «Лис». – Показывают себя стальные «ежи» очень эффективно. Много спасли наших воинов, большое количество техники сохранили.
Из-за дополнительного бронирования машины, в частности козырьков, сильно увеличиваются её габариты. Это может помешать средствам РЭБ, которые должны устанавливаться выше всей металлической конструкции. И здесь умельцы в полевых условиях тоже находят решение.
– Габариты, учитывая средства РЭБ сверху, могут стать настолько большими, что машину становится проблематично спрятать, например в лесополосе. Можно зацепить установку ветками, повредить её. Проблема… Начали думать, что можно сделать. В итоге сварили для средств РЭБ выдвижной кронштейн. В походном режиме установка убирается внутрь машины. Таким образом, она не получает повреждений. А когда необходимо на боевую задачу выезжать, РЭБ выдвигается на самую верхушку – всё, эврика. Для нас нет нерешаемых задач, – рассказывает об удачном выходе из сложной ситуации Иван.
В тылу под руководством «Лиса» работает большая сварочная команда. Готовят дополнительные передвижные носилки для эвакуации раненых, переделывают легковые машины в армейские багги.
– Постоянно что-то совершенствуем. Недавно сняли с подбитой вражеской техники пулемёты, решили найти им применение. Приварили к ним зенитный прицел, установили тепловизор. Получилось импровизированное средство ПВО. Буквально на днях сбили из него вражеский дрон, который летел в сторону Донецка. Как я и говорил, приятно доставлять неприятности противнику, используя трофейное оружие, – рассказывает о непрерывной работе в тылу прапорщик.
– Также делимся опытом друг с другом. Недавно ко мне приезжал товарищ из соседнего полка. Посмотрел на «ежей», понравилась ему идея. А сейчас, смотрю, они в своём подразделении начали такие же на БМП устанавливать, – отмечает постоянный обмен инженерными решениями между военнослужащими «Лис».

«Где моя игрушка?!»

Иван родом из Урюпинска Волгоградской области. Дома его ждут жена и шестилетний сын. Ещё в начале специальной военной операции с первой посылкой супруга выслала прапорщику маленький талисман – игрушечного лисёнка, которого связала сама.
На кураховском направлении Иван получил серьёзное ранение. Совместно с боевыми товарищами на БРЭМ-Л он вытаскивал с поля боя нашу БМП, находясь под огнём противника. Вокруг минное поле. В один момент эвакуационную машину резко дёрнуло в сторону.
– Трос соскочил с крюка, машину повело. Сразу шесть противотанковых мин сработали под нашими гусеницами. У всего экипажа сильные ожоги, контузии. Пока я находился в сознании, тащил на себе товарища в сторону наших позиций. Очнулся уже в медицинской эвакуационной машине, – рассказывает о полученном ранении «Лис».
Военнослужащим оказали своевременную медицинскую помощь и доставили в госпиталь. Никто из экипажа не погиб. Придя в сознание, Иван первым делом вспомнил об игрушечном талисмане.
– Лисёнок этот везде меня сопровождал, носил его на бронежилете всегда. Он со мной пережил и штурмы, и оборону, и огромное количество задач по эвакуации техники. Когда очнулся, ничего не видел и не слышал, очень сильная контузия была. Потом мне врачи рассказывали, что я, придя в сознание, первым делом начал кричать: «Где моя игрушка?! Отдайте мне моего лисёнка!» Орал что было сил, половина госпиталя сбежалась. Говорят врачам: «Отдайте вы уже ему эту игрушку!» А вещи в машине почти все обгорели, их уже куда-то унесли, – вспоминает ситуацию в госпитале прапорщик.
Сослуживец «Лиса» почти сразу отправился искать потерянный талисман. Покопавшись в куче опалённых вещей, он обнаружил игрушку. Она не пострадала во время пожара. Спустя время товарищ вернул лисёнка нашему герою.

Текст: Никита Антошин, «Красная звезда»

Фото 1: Фото Никиты Антошина «Красная звезда»

Фото 2: Фото Дмитрия Ягодкина, ТАСС

Фото 3: Фото Станислава Красильникова, РИА Новости


Источник: http://redstar.ru/boevye-tropy-lisa/