В одной из научных работ доктора экономических наук, профессора кафедры экономики и финансов Волгоградского института управления филиала РАНХиГС,
Заслуженного работника высшей школы РФ Ирины Максимовой региональное
планирование рассматривалось как ключевой инструмент управления
социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации. Является
ли это особенностью регионального планирования, и как оно влияет на развитие
региона – в рамках проекта «Десятилетие науки и технологий в России»
профессор ответила в интервью РИАЦ.
— Наверное, нужно начать вообще с понятия, что из себя представляет
стратегическое планирование. То есть это особая форма, которая используется
в управлении государством, и которая предполагает определение целей развития
механизмов его достижения. Надо сказать, что в России стратегическое
планирование используется уже достаточно давно — с 1924 года, это первый
план ГОЭРЛО, который предполагал развитие восьми экономических районов
Советского Союза. Далее, если мы будем говорить о традициях планирования в
нашей стране, здесь надо вспомнить пятилетние планы, это тоже своего рода
стратегии развития государства. После реформ стратегическое планирование
в России стало использоваться с 1993 года. И сейчас основным документом,
который определяет методологию планирования, выступает 172 закон ФЗ «О
стратегическом планировании в Российской Федерации». Что касается
регионального планирования. В
силу объективных причин практически в любой стране отмечается
асимметричность развития регионов. Это могут быть и чисто какие-то локальные
факторы, это могут быть природные особенности, это могут быть особенности,
связанные с плотностью населения и так далее. Но так или иначе, на всей
территории стран, в том числе и нашей страны, живут её граждане, и граждане
страны должны получать одинаковые блага, иметь одинаковые уровни качества
жизни. И, собственно, вот этому и посвящено региональное планирование. То
есть это продолжение реализации стратегии страны, но с учётом специфики
региональных условий.
— На сегодняшний день, что необходимо для адаптации управления регионами
Российской Федерации к долговременным системным вызовам нынешнего
десятилетия, в том числе связанными с ожидаемой новой волной технологических
изменений, усиливающейся ролью инноваций в социально-экономическом развитии
и возрастающим значением человеческого капитала как фактора регионального
развития? Развивать программно-целевое планирование, реализовывать кадровую
политику, что на сегодняшний день актуально? Что является механизмом
реализации стратегических целей?
— Механизмами реализации стратегических целей выступают программы
социально-экономического развития, государственные программы. С 2012 года у
нас осуществлён переход на программно-целевое управление на
программно-целевое бюджетирование, то есть практически бюджет любого уровня,
это такой свод затрат на определённые социально-экономические программы. И
здесь опять же следует сказать, что, то, что касается программного подхода в
управлении, это для нашей страны не новый подход. Опять следует вспомнить
опыт Советского союза. В конце 80-х годов была очень известна
«Продовольственная программа». Она является примером программного подхода в
управлении экономикой страны. Собственные традиции, которые были заложены
уже позже в реализации программ после 1990 года, вот эти традиции, они как
раз исходят из опыта нашей страны, в том числе советского опыта. Достаточно
сказать, что сейчас в
Волгоградской области около 26 государственных программ. И каждая программа
имеет ещё подпрограммы, они все представлены на сайте администрации и
затрагивают самые важные проблемы Волгоградской области. Это и социальные
программы, программы развития экономики, промышленности, сельского
хозяйства, транспорта, гостиничного хозяйства, каких-то инфраструктурных
объектов, практически во всех сферах. И, собственно, являются продолжением
национальных проектов. Стратегическое планирование принимает различные формы
документов. Это не только стратегия социально-экономического развития. Это
ещё и послание Президента Российской Федерации. Сейчас в России реализуется
15 национальных проектов. Некоторые закончились в 2024 году, но в 2025 году
стартуют новые, уже готовы к реализации 19 новых национальных проектов. И,
конечно, это скажется на характере программ, которые будут реализованы в
Волгоградской области.
— Ирина Васильевна, что является фактором успешного функционирования в
региональной экономике и основным объектом планирования в современных
условиях?
— Вопрос связан непосредственно со стратегическим планированием. Любая
стратегия, она имеет триединую цель. Это социальное развитие, экономическое
развитие, экологическое благополучие. В приоритете, конечно, социальная
цель. Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит, что основной
ценностью государства Российской Федерации является человек. А в статье 7
Конституции Российской Федерации отмечено, что Российская Федерация – это
социальное государство, то есть социальные цели, развития всегда в
приоритете. Развитие экономики фактически выступает той базой, которая
позволяет решать социальные проблемы. То есть, безусловно, что объектами
управления выступает и человеческий потенциал, и рыночный потенциал, и
состояние экономики, но приоритет всегда отдаётся именно человеческому
потенциалу. Здесь преследуются цели повышения уровня и качества жизни. Это
уровень дохода и структуры
расхода. Качество жизни — это качество удовлетворения самых разных
потребностей. В продуктах питания, непродовольственных товаров, получении
образования, здравоохранения, реализации трудового потенциала, безопасности
личности, экологической безопасности, это культурные потребности. Всё это
— целевые показатели социально-экономического развития Российской Федерации.
Вот здесь следует заметить, что исследования, которые я проводила совместно
со специалистами Российской Академии Наук, Институтом
социально-экономических проблем показывают, что вложение в человеческий
потенциал в России, отдача от вложения, гораздо выше, чем в экономически
развитых странах. Мы вкладываем меньше, а получаем результат гораздо выше.
Это говорит о том, что нужно продолжать развивать человеческий потенциал так
же, как и это мы делали раньше.
— Технология бенчмаркинга, как она применяется в Волгоградской области?
— Бенчмаркинг – это использование исследования лучшего опыта. Конечно, вот
если мы будем говорить об уровнях управления, то, наверное, бенчмаркинг шире
используется на уровне предприятия. Но его также можно использовать и в
решении каких-то отраслевых вопросов, то есть на региональном и даже на
макроуровне. Вот, в частности, то, что касается проблем, требующих решений,
это упорядочение численности муниципальных служащих. Вот одно из
исследований, которое мы проводили совместно со студентами РАНХиГС, оно
показало, что в разных субъектах федерации разное количество муниципальных
служащих на тысячу человек населения. В Московской области это 0,1 человек,
в Санкт-Петербурге 0,3 человека, а в Магаданской области и на Чукотке, это 6
человек. Здесь закономерность, связанная с концентрацией, численностью
населения. Эту проблему надо решить, потому что это упорядочит всю
деятельность,
связанную с организацией управления в муниципальных образованиях, то есть,
конечно, функции, их никуда не денешь, но тем не менее, если основная цель –
это повышение уровня и качества жизни, это социальные приоритеты, может
быть, в тех субъектах федерации, где меньше численность населения, нужно
как-то вот эту численность упорядочивать. Большая разница 6 и 0,1.
Москвичам надо поделиться опытом, как же они справляются с решением очень
многих и социальных, и экономических проблем с теми регионами, где
количество муниципальных служащих гораздо больше. Естественно, что это
приведённые цифры в расчёте на душу населения.
— Ирина Васильевна, как удаётся успешно совмещать научную и
преподавательскую деятельности?
— Наука – это познавательная деятельность. Образование — это получение
знаний. И то, и другое как бы в своей основе предполагает получение
знаний, исследования. И даже на лекции, даже на семинарском каком-то занятии
трудно поставить грань. Вот здесь заканчивается образовательная
деятельность, и начинается обучающая деятельность. Тем более, если речь идёт
о подготовке курсовых работ, дипломных работ, то здесь вообще
образовательная деятельность логически вливается, превращается именно в
исследовательскую деятельность. Но вот то, что касается исследовательской
деятельности, нужно отметить, что наши студенты, они начинают
исследовательскую деятельность, начиная с первого курса. Это им позволяет к
концу обучения уже достичь высоких результатов в какой-то определенной
области, действительно считать себя специалистом.
— В проекте «Десятилетие науки и технологий в России» мы традиционно просим
учёных рассказать о своих наставниках. Кто оказал значительное влияние на
Ваш научный путь?
— Ольга Алексеевна Ломовцева, это мой научный руководитель моей докторской
диссертации и Лариса Семёновна Шаховская, это оппонент диссертации. Вы
знаете, очень редко встретишь человека, которого действительно нельзя не
уважать. Это пример трудолюбия, человеколюбия и высокого уровня
профессионализма. Я очень благодарна судьбе, что мне посчастливилось
встретиться с такими людьми.