Слово «герой» мы часто слышали в школе, на уроках истории. Ежегодно о героях говорили и говорят в мае, когда всей страной мы вспоминаем подвиг советского народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Многим известно выражение: «Времена меняются, героизм остается». А что под героизмом понимают наши современники?
Февраль 2022-го многое изменил в жизни нашей страны, в нашем сознании, он же определил новый образ современного героя. Так кто они, эти люди, обеспечивающие нашу мирную жизнь на протяжении всего времени, что длится СВО? О чем их мысли, о чем видят они сны, если сны им вообще снятся? Эти простые, на первый взгляд, вопросы мы задали удивительному человеку — обыкновенному герою нашего времени, нашему земляку Антону К., военнослужащему Вооруженных Сил России, участнику специальной военной операции.
О подвиге Антона узнали мы из публикаций в новостных каналах, которые ведут простые солдаты, повествуя о буднях за линией боевого соприкосновения, и, безусловно, не могли не связаться с ним, чтобы земляки-односельчане также узнали о том, каких людей взрастила старополтавская земля.
С первых минут общения задавать вопросы об участии в СВО было как-то неловко, да и очень интересно было узнать о личности собеседника и о том, как он оказался в рядах защитников.
У Антона запоминающийся взгляд — пронзительный, я бы даже сказала, пронизывающий, открытый, но при это от тихого, скромного мужчины исходит удивительная волна спокойствия, веет какой-то непостижимой житейской мудростью, когда он начинает рассказ о себе.
Родился герой статьи в 1992 году в небольшом селе Шпаки, но в раннем детстве вместе с семьей переехал жить в с. Новая Квасниковка. 9 лет отучился в местной школе, а 10-11-й классы заканчивал в райцентре, в Старополтавской школе. В 2009 году Антон поступил в ГБПОУ «ВТВТ имени адмирала флота Н. Д. Сергеева» на факультет судовождения. Получается, что форму он примерил с юности, а все мы знаем, что форма не просто предмет одежды. Это особый образ мыслей, жизни, следование кодексу чести.
В 2010-м Антон был призван на срочную службу в ряды Российской армии, попал служить в разведывательную роту 118-го отдельного батальона РХБХ. Отслужив и демобилизовавшись, в 2011 году продолжил обучение. Окончив училище, в течение девяти лет ходил в море, заочно окончил Нижегородское речное училище имени П. И. Кулибина.
Так, незаметно, в непринужденной беседе о биографии нашего собеседника, мы дошли до 2022 года, когда политическая обстановка вызвала необходимость проведения специальной военной операции. В момент ее начала Антон уже оставил флот, но обдумывал продолжить службу по контракту, так как данный образ жизни давно стал привычным. Но остановил тот факт, что у нашего героя на тот момент уже была семья, за которую он нес ответственность. Вместе с супругой он воспитывал двух прекрасных сыновей. Рождение младшего сына и вынудило нашего собеседника отложить идею о службе по контракту до того момента, когда он, уладив текущие дела, заключил контракт и пополнил ряды профессиональных защитников Родины. Из города-героя Волгограда, в апреле 2023-го Антон попал в танковый батальон. 1 июня 2023 года, закончив обучение по военно-учетной специальности «оператор-наводчик танка Т-72БЗМ,», был зачислен командиром танка в первый танковый взвод первой танковой роты.
А дальше последовали три месяца слаживания. В экипаже танка оказались военнослужащие из разных уголков нашей необъятной Родины: Игорь, сорока шести лет, уроженец Ставрополя, Виктор, тридцати двух лет, механик-водитель, родом из Астраханской области. При упоминании экипажа своей боевой машины по тону повествования ощущается, что это не просто сослуживцы, это близкие люди. Он так и говорит: «Экипаж – семья. Обычные русские мужики. С первого взгляда не скажешь, но крепости духа в каждом – на троих хватит»! Их отбор был очень хорош, они получали новую технику: например, танк Т-72БЗМ последней модификации — прямо с завода. В батальоне подавляющая часть личного состава – это наши земляки, жители Волгоградской области, а также представители Астраханской области, Ставропольского и Краснодарского края. Позже батальон стал именным. А тогда, осенью 2023 года дело обстояло иначе.
До конца ноября Антон К. вместе с боевыми товарищами проводили подготовку позиций, окапывались, строили блиндажи, капониры — фланкирующие сооружения для ведения флангового огня по одному или по двум противоположным направлениям. Бойцы изучали местность, осуществляли выбор позиций, маршрутов подхода и отхода, то есть выполняли все необходимые действия, непосредственно предшествующие боевым выездам.
А дальше – история одного подвига. 21 ноября (эту дату наш собеседник помнит очень хорошо, поскольку 20 ноября — день рождения его мамы), находясь в блиндаже, примерно в час ночи, экипаж получил приказ выдвинуться в район населенного пункта Крынки. Задача, прямо сказать, не из легких – выйти на прямую наводку, отработать по опорному пункту противника с дистанции 248 метров, обеспечив прикрытие рывка двух штурмовых групп. От командира роты бойцы сразу получили предупреждение о том, что выйти на рубеж открытия огня будет очень сложно — атака в лоб в лесистой местности. Но выполнить данную боевую задачу было необходимо: эта атака должна была вынудить противника стянуть на машину Антона К. артиллерию и миномёты, а это обеспечило бы возможность пехоте сократить дистанцию для штурма, а второй машине, идущей следом, уйти во фланг для выполнения другой, не менее важной задачи. Экипаж боевой машины, проверив техническое состояние узлов и агрегатов и готовность боекомплекта, выдвинулся на выполнение приказа.
Противник открыл артиллерийский и миномётный огонь ещё на подходе, и так, «играя в кошки-мышки», как говорит наш собеседник о тактике продвижения, шли примерно около четырех километров. На подходе к рубежу открытия огня противник “стянул” на них дроны. Не дойдя до точки всего около ста метров, несколькими попаданиями дронов-камикадзе была выведена из строя трансмиссия, танк потерял управление. Начался пожар. Вести огонь с данной точки было очень опасно. На линии огня, по полученной информации, находилась одна из штурмовых групп. Связи не было, поскольку радиостанция вышла из строя. Командир танка, наш герой, принял решение покинуть машину и уходить на точку эвакуации, и отдал экипажу команду покинуть машину.
Он и наводчик выбрались из машины и начали отходить. Пройдя пару метров, командир вдруг понял, что механика-водителя с ними нет. Не задумываясь вернулся к машине, на вопрос: «Что случилось?», через небольшую щель в люке механика-водителя услышал короткий доклад: «Люк заклинило, иду через башню». Антон запрыгнул на башню и помог боевому товарищу выбраться из машины. Но как раз в тот момент, когда они спрыгнули с танка, в полуметре произошёл взрыв. Из-за работы артиллерии и миномётов, они не услышали, как прилетела «Баба-Яга»… В результате Антон получил множественные осколочные ранения головы, тяжёлое ранение правого глаза, груди, правой руки, живота, таза и обеих ног. Его сильно контузило.
Механику-водителю Виктору тоже досталось, но повезло, так как подрыв был со стороны командира танка, львиная доля осколков досталась именно ему. Хотя Виктор был контужен, он потянул своего командира дальше от горящей машины, а наводчик Игорь, находившийся чуть поодаль и получивший только контузию, наобум открыл огонь по дронам, которых, как выяснилось, было намного больше. Отогнав эту свору, механик-водитель и наводчик вдвоём потянули своего командира дальше, но прошел экипаж всего около десяти метров. Наводчик, так как уши были целы, услышал, что снова подлетела «Баба-Яга». Положив своего командира возле сосны, бойцы бросились в разные стороны в укрытие. Второй разрыв прогремел у командира за спиной. В итоге, в довесок к уже полученным ранениям, которых было, как выяснилось уже в госпитале, около шестидесяти, ему перебило левую руку, от ударной волны отказало левое лёгкое. «Сам перетянуть жгутом руку я уже не мог. На правой руке работал один палец. Челюсть оказалась тоже сломана», — вспоминает Антон.
И снова помог механик-водитель Виктор, который в один момент оказался рядом, услышав фразу: «Мужики, кажется, руку оторвало!» Также рядом оказался наводчик, сообщивший, что нашёл неподалеку глубокую воронку. Командир попросил свой экипаж нести его в ту воронку. План дальнейших действий уже был готов. В воронке сказал бойцам, что, если они продолжат эвакуировать его самостоятельно, то погибнут все. Поставил подчиненному составу задачу: оставить его на месте и уходить из- под обстрела. Из-за того, что все были контужены, никто не мог толком понять, где свои… Указал направление вдоль линии фронта, велел выходить из-под обстрела и ждать рассвета, найти следы своего танка и по ним идти к своим. Там сообщить его местонахождении, а затем либо привести к нему самостоятельно, либо эвакогруппа уже без экипажа должна прийти за ним.
Дальше действовали по стандарту, как говорил Антон К., хотя какой уж тут стандарт. Разве такую историю можно считать стандартной? Но у войны свои законы, и, написав пару строк семье, передав много крепких слов своим бойцам «для бодрости шага», оставшись один, командир вспомнил про гранату, но из-за ранений не смог даже запал вкрутить. Так и остался лежать в воронке.
А экипаж, выйдя из квадрата, переведя дух, и, поняв, что произошло, просто не смог уйти…. Смелости, как сказали, не хватило…. Поняв, что уже рассвет, а днём командира точно никто не сможет забрать, а до того момента, когда наступит темное время суток, он просто не доживет, бойцы вернулись, и около сорока минут искали в какой воронке остался Антон. Когда нашли, как, поясняет наш собеседник, ему «уже было нехорошо». Вытянули из воронки, и потащили к своим. Один нес, второй прикрывал, и так до тех пор, пока не вышли на позиции российских войск.
С этого момента сам Антон дальнейшие события помнит смутно. После оказания первой помощи его эвакуировали в госпиталь. Механик-водитель Виктор от эвакуации отказался, не бросил наводчика одного. Дальше бойцы самостоятельно, не зная карт минных полей, весь день выбирались в расположение роты. Когда они пришли сослуживцы не поверили своим глазам, поскольку плохие новости всегда разлетаются молниеносно, и военнослужащие уже знали о случившемся с Антоном, о том, что он находится в тяжелом состоянии в госпитале, а экипаж боевой машины посчитали погибшими. Хорошо зная ребят, понимали, что, будучи живыми, они никогда не оставят своего командира. Раз машина уничтожена, командир в госпитале, значит, экипаж в машине остался….
После описанных событий, экипаж боевой машины Т-72БЗМ под командованием Антона К. был представлен к государственным наградам. Его представили к награждению орденом Мужества, а наводчика Игоря и механика-водителя Виктора — к «Медали за отвагу».
И в том, что экипаж погибшей машины выжил, уверена, прямая заслуга командира, сумевшего в тяжелейших условиях боя, будучи тяжело раненым, продолжать осуществлять командование личным составом, отдавая четкие приказы, сохранившие солдатам жизнь.
О том, что и сам Антон К., и его экипаж — истинные патриоты, мужественные люди, готовые отдать свою жизнь за боевого товарища без раздумий, наверное, говорить и не стоит – эта история ясно дает возможность понять какова ценность каждого, принявшего участие в том самом бою.
Сейчас экипаж Антона К. продолжает осуществлять боевые задачи, а вот с героем статьи ситуация сложнее. Сейчас Антон восстанавливается, впереди его ждёт прохождение военно-врачебной комиссии с целью определения категории годности к службе.
Как и у каждого, кто получил ранения в ходе исполнения воинского долга, семья нашего героя надеется, что он будет комиссован. Родители, жена, сыновья с нетерпением ждут его дома, его же мысли — о том, как экипаж справляется без него. Антон говорит, что, если будет признан годным к продолжению военной службы, то он продолжит выполнение боевых задач, а если судьба распорядится иначе – получит новую гражданскую специальность, ведь его жизнь только начинается.
Удивительное всегда рядом, и кто бы мог подумать, что в этом обычном парне, худом, молчаливом, с пронзительными глазами, столько чести, столько мужества, самопожертвования, любви к людям, семье, малой родине, Отечеству!
Завершая сегодня рассказ об истории одного подвига, мы выражаем искреннюю надежду на то, что все же каждый получит заслуженную награду, вернется к своей семье и продолжит мирную жизнь, воспитывая детей, трудясь на благо семьи и страны.
И, конечно же, выражаем благодарность родителям Антона, воспитавшим такого сына, настоящего героя, и в их лице – всем родителям бойцов, которые сейчас выполняют свой воинский долг. Ждем их всех домой с победой!
https://udarnik34.ru