Брейн-фитнес для интеллекта

Знаете ли вы, что объединяет кроссворды, судоку, шарады, логические задачи, пазлы, кубик Рубика и компьютерные «бродилки»? Правильно – все они относятся к головоломкам – задачкам с подвохом, для решения которых требуются не специальные знания, а сообразительность и умение нестандартно мыслить.

Головоломка стара, как сам мир. Первые логические задачи появились еще в «доисторические времена» – для удачной охоты первобытные люди в ролевых играх пытались обыграть типичные ситуации, восстанавливая детали прошлых охот и импровизируя варианты новых. Первая древнеегипетская головоломка, датируемая третьим тысячелетием до нашей эры, представляла собой аналог современного квеста в специально созданном лабиринте. Из настольных игр самой древней считается «сенет» – прапрадедушка современных шашек, – в которую играли египтяне 4 тысячи лет назад, а «матерью» современных шахмат – игра «Чатуранга», которую придумали индийцы в третьем тысячелетии до нашей эры.

Аналог современных «пятнашек» появился в древней Греции в III веке до нашей эры. Предположительно тогда же появились головоломки в виде кусочков-пазлов, а привычную для нас версию этой знаменитой головоломки придумал в середине XVIII века гравер, картограф и издатель Джон Спилсберн. Он распилил бумажную черно-белую географическую карту, наклеенную на деревянную основу, по линиям государственных границ, а играющие должны были собрать эту карту заново. В России пазлы особую популярность приобрели в XIX веке – игра в «пузеля», как их называли на немецкий манер, стала незаменимым салонным развлечением российского дворянства.  Первоначально пазлы представляли собой кусочки картинки, которые просто раскладывали рядом, а в начале XX века были придуманы пазлы со скрепляющими частями. К слову, с 1992 года стали проводиться международные соревнования по пазлспорту, в котором участники соревнуются в скоростном решении головоломок. Так, в 2011 году российская команда из 38 участников собрала 24-тысячный пазл «Live» за 11 часов 32 минуты 53 секунды. Этот результат оказался на 2 часа быстрее предыдущего, установленного командой пазломанов из Тайваня.

Известное всем «Лото» появилось в Италии еще в XVI веке, однако вскоре игра была причислена к азартным и запрещена правительством страны. В России долгое время эта игра считалась досуговым занятием для состоятельных людей. На рубеже XIX-XX веков огромной популярностью пользовались логические задачки – ребусы, шарады, сканворды. С конца тридцатых годов в жизнь советского человека прочно вошла популярная к тому времени в Европе и США игра в слова – «крестословица» или, как стали ее впоследствии называть, «кроссворд». И до сих пор, как уверяет статистика, кроссворды остаются самыми живучими современными головоломками во всем мире.

Новым толчком в развитии задачек на логику стало появление в 1974 году знаменитого кубика Рубика, придуманного венгерским архитектором и дизайнером Эрнё Рубиком в качестве доступного способа объяснить студентам одну из математических теорий. Кубик Рубика  – это механическая головоломка, пластмассовый куб размерами 3 × 3 × 3 элемента. Внешние элементы кубика – это 54 грани малых кубиков, которые составляют один большой куб. Каждый такой кубик способен вращаться вокруг трех осей. Каждая грань представляет собой девять элементов и окрашена в один из шести цветов, которые в свою очередь расположены попарно друг против друга. Эта головоломка стала настолько популярной во всем мире, что даже породила международные чемпионаты по скоростной сборке – спидкубинг. Первый чемпионат мира по спидкубингу прошел в июне 1982 года, победителем стал 16-летний Мин Тай, который собрал головоломку за 22,95 секунды. Этот рекорд продержался почти 21 год! Но время идет, спидкуберы постоянно совершенствуют свои навыки, и сегодня официальный мировой рекорд скоростной сборки кубика Рубика составляет уже 3.47 секунды, а неофициальный рекорд — 2.68 секунды!

И все-таки, зачем нужны головоломки? Что это – приятная забава или полезный навык? Как утверждают педиатры и неврологи, логические задачи и головоломки развивают умственные способности ребенка: память, логическое, ассоциативное и пространственное мышление, воображение, умение анализировать и искать верное решение. Они учат умению нестандартно мыслить, формируют гибкость мышления и умение доводить начатое дело до конца. У малышей головоломки тренируют мелкую моторику, что способствует лучшему развитию речи, и концентрацию внимания.

Но и взрослому человеку решение головоломок приносит ощутимую пользу. Регулярное решение головоломок помогает улучшить внимание, концентрацию и память, заставляет рассуждать, подключать логику и визуальное восприятие. Кроме того, головоломки помогают переключаться, снять стресс, успокоиться, позволяют испытать эмоциональное удовлетворение от выполнения конкретной задачи, повышают самооценку и психологическую устойчивость. Доказано, что умственно стимулирующие занятия, наряду с физическими упражнениями и рациональным питанием, способствуют профилактике деменции: у пожилых людей, которые в течение жизни отдавали предпочтение решению логических задач и разгадыванию кроссвордов, признаки ухудшения работы мозга появляются в среднем на 2,5 года позже, чем у сверстников, не имевших такой привычки.

13 июля поклонники головоломок всего мира отмечают Международный день головоломки. Дата эта выбрана в честь дня рождения изобретателя кубика Рубика – самой известной и самой популярной головоломки, делающей жизнь более яркой и интересной. Этот праздник может показаться несерьезным, однако он посвящен изобретениям, которые не только развлекают, но и активно стимулируют работу мозга, развивают мышление и помогают бороться с интеллектуальным старением.

Предлагаю присоединиться к этому празднику – разгадать кроссворд, собрать пазл или решить логическую задачу, например, задачу «о переправе», которой уже без малого 1200 лет:

«Крестьянину нужно пересечь реку, имея при себе волка, козу и связку кочанов капусты. Лодка, которую он смог разыскать, вмещает за один раз только одну пару из перечисленного. Как должен распределить свой груз крестьянин, чтобы перевезти через реку весь свой груз в целости и сохранности?»

Здоровья вам – физического и интеллектуального!

Ольга Гусева, врач-методист отдела разработки, реализации и мониторинга муниципальных программ общественного здоровья ГБУЗ «ВРЦОЗиМП»