В ходе проведения правовой экспертизы, поступающих комплектов в Управление Минюста России по Волгоградской области документов для государственной регистрации специалистами отдела выявлен ряд типичных ошибок и нарушений.
Какие же ошибки наиболее часто допускают заявители в документах, представляемых для государственной регистрации некоммерческой организации?
Среди ошибок, допускаемых заявителями в документах, представляемых на государственную регистрацию некоммерческих организаций, наиболее распространенными являются следующие нарушения.
При заполнении заявления не соблюдаются Требования к оформлению заявления, утвержденные приказом Федеральной налоговой службы от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
В протоколе не указываются дата, время и место проведения собрания; сведения о лицах, принявших участие в собрании; результаты голосования по каждому вопросу повестки дня; сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, а также о лицах, голосовавших «против».
Основным замечанием к уставам некоммерческих организаций является нарушение требований статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в части определения компетенции высшего органа управления некоммерческой организации и порядка принятия решений по вопросам исключительной компетенции этого органа.
Многие некоммерческие организации в уставе предусматривают «осуществление иных видов деятельности», что противоречит нормам статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
В учредительном документе общественных объединений не содержится организационно-правовая форма общественного объединения; не определены условия и порядок приобретения и утраты членства, права и обязанности членов общественных организаций; виды деятельности противоречат целям и задачам; не указаны функции и срок полномочий руководящих органов, механизм их избрания и компетенция.
Часто наименование некоммерческой организации не содержит указания на характер деятельности организации, что является нарушением требований статьи 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьи 28 Федерального закона «Об общественных объединениях».
Зачастую в уставах некоммерческих организаций не учитываются требования специальных законов. Так, например, в уставах благотворительных организаций не учитываются требования Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Нередко заявители указывают неправильные реквизиты при заполнении платежных документов об оплате государственной пошлины за государственную регистрацию некоммерческой организации (создание) и изменение, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации. Основная ошибка – неверное указание кода бюджетной классификации (КБК).
При заполнении сведений об адресе юридического лица встречаются несоответствия данным, содержащимся в Федеральной информационной адресной системе (ФИАС) сервиса ФНС России (необходимо проверять вносимый адрес в ФИАСе).
Важно так же отметить несоблюдение ограничений, установленных законом в отношении лиц, признанных несостоятельным (банкротом).
В соответствии с данным законом в течение трех лет с даты завершения процедуры о банкротстве данные лица не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении Организации.
Полагаем, что данный анализ поможет некоммерческим организациям в оформлении необходимых для государственной регистрации документов в соответствии с установленными требованиями, избежав ошибок при их подготовке.