Когда приходит «О-СМИ-ног»


Школа журналистики «О-СМИ- ног» уже год действует при газете «Междуречье»

«Мир — это текст», — писал  французский философ  Жак Деррида. Действительно, в воспитании и образовании молодого поколения особую роль играют средства массовой информации. СМИ и социальные сети становятся не только «окном в мир» для подростков, но и серьёзно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности. Как же не утонуть в волнах информации, найти первоисточник и научиться распознавать фейки? В этом поможет Школа журналистики «О-СМИ- ног», которая уже год действует при газете «Междуречье». В основе авторской программы, разработанной главным редактором газеты «Междуречье» Еленой Данилиной — игровая журналистика. 

— Впервые я опробовала данный метод, когда ещё сама была студенткой Волгоградского государственного университета, — рассказывает Елена Викторовна, — вместе с одногруппницей Викторией Шадчиной, которая сейчас является специалистом РИАЦа, мы создали обучающий курс для старшеклассников, предложили подросткам изучать основы журналистики и издательского дела через практическую деятельность, ведь это — самый действенный способ познания. Нас пригласили в Волгоградский институт молодёжной политики и социальной работы – там была открыта Школа журналистики. Многие наши выпускники, кстати, избрали своей профессией именно сферу СМИ, работают на телевидении, радио, в газетах. Сейчас же хочется передать опыт и помочь в профессиональном выборе подросткам Городищенского района. 

Видеть новое

Программа курсов «О-СМИ-ног» ставит своей целью не только подготовку к будущей профессиональной деятельности в качестве журналиста, редактора или фотографа, но и ориентирует на развитие аналитических способностей, объективности, коммуникабельности, а также в ходе занятий у ребят вырабатывается умение видеть новое в событиях и людях. Кроме того, процесс занятий способствует развитию организаторских и творческих способностей у подростков и молодёжи, созданию условий для свободного развития их воображения и внимания к слову, совершенствованию таких умений, как, к примеру, придерживаться темы и раскрывать основную мысль, собирать и систематизировать информацию, строить текст в определённой композиционной форме, редактировать написанное.


«Нам дают настоящие редакционные задания, и мы их выполняем», — рассказывает слушательница школы Варвара Самарина
Логотип школы журналистики

—  Нам дают настоящие редакционные задания, и мы их выполняем, — рассказывает слушательница школы Варвара Самарина, — Сначала мы разработали логотип школы —  это трудолюбивый осьминог,
окоторому нужно всё успеть в этой жизни. Рисовали все вместе. А первый материал, который я написала для сайта газеты, был очерком на тему защиты бездомных животных. Потом я узнала, что в журналистике много жанров — информационные, публицистические, аналитические. Есть несколько видов и типов интервью. На занятиях мы научились задавать интересные вопросы, ведь именно они залог хорошей беседы, важно также, чтобы собеседник не отвечал односложно типа «да», «нет», «не знаю», ведь читатели хотят увидеть личность героя статьи или узнать его экспертное мнение. И, конечно, всегда необходимо искать первоисточник информации — в игровой форме мы поняли, что передача информации друг другу постепенно искажает её. В результате очень весело, но не совсем достоверно. А журналист прежде всего «солдат правды». И к этому нужно стремиться всегда. 

«Журналист — это солдат правды», — убеждены юные жители Городищенского района

Календарь нашей жизни

Стоит отметить, в реализации практических задач Школе журналистики очень помогают образовательные центры «Точка роста», которые сегодня действуют в нескольких образовательных учреждениях района. 

 —  Открытые уроки по журналистике были проведены в школах Новорогачинского и Россошенского поселений, — рассказывает главный редактор районной газеты, — я очень рада за современных школьников, у которых есть такой шикарный функционал для развития. Благодаря нацпроекту «Образование» и открытию образовательных центров «Точка роста» в школах появились  современные ноутбуки с  программными комплексами для дизайна и моделирования, медиапроектор,  квадрокоптер, 3D-принтер и другие технические новинки. Но самое главное, — это горящие глаза ребят. Многие пишут стихи, увлекаются фотографией, рисуют на графических планшетах. Так родился ещё один проект, который мы сейчас воплощаем вместе со школьниками района. Скоро Новый год, а значит, нужен яркий перекидной календарь. Слушатели Школы журналистики присылают фотографии с изображениями красот района, делают фото на поселковых праздниках. Фотографии каждого автора мы размещаем на сайте газеты, а лучшие обязательно отберём для создания календаря. Материалов уже много, приходят на почту почти каждый день. Этот год был юбилейным для нашей малой родины –  исполнилось 45 лет со дня восстановления Городищенского района как самостоятельного муниципального образования. Ребятам очень хочется показать в своих фотографиях всю теплоту и широту нашей родины, уют каждого посёлка, добрые лица и натруженные руки земляков: к процессу создания календаря они подходят очень профессионально.

Здравствуйте, дорогая редакция!

Однако не только «обладатели» центров «Точка роста» могут позвать к себе в гости представителей редакции. Во многих школах действуют школьные газеты и юным авторам как воздух необходимы мастер-классы. Так, на днях  открытый урок Школы журналистики состоялся в Новонадеждинской средней школе.

—  У нас с 1999 года выпускается школьная газета «Вирус», — рассказывает преподаватель информатики Нелли Викторовна Разваляева, — ещё родители сегодняшних старшеклассников делали со мной первые выпуски издания. А теперь газету возродили их дети, они сами подошли ко мне с такой инициативой. Конечно, очень важно поддержать стремление ребят, ведь подобная творческая работа способствует социализации личности. А редакционной группе так приятно держать в руках результат труда — свежий номер школьной газеты!

На открытом уроке по журналистике ученики, кстати, узнали интересные факты из истории российской прессы, о том, что  первая русская печатная газета «Ведомости» была организована на основании указов Петра I в декабре 1702 года — ровно 320 лет назад! Кстати, первый русский император оказался и талантливым пиарщиком собственного издания — угощал бесплатно баранками и пряниками всех, кто в трактире купит газету.

Заинтересовала ребят и личность Владимира Гиляровского — неутомимого репортёра, который жил в нашей стране в начале прошлого века и своей работой во многом повлиял на развитие такого яркого жанра, как репортаж. 

Инициатива поощряема

Открытые уроки школы «О-СМИ-ног»  продолжатся и в других образовательных учреждениях района, где ребята интересуются журналистикой. Так, в частности, в Городищенской школе № 1 вскоре планируется открытие видеостудии в рамках реализации проекта по детскому инициативному бюджетированию. 

С 8 по 11 сентября в Волгоградской области на площадке оздоровительного центра для детей и молодёжи «Орленок» действовал образовательный кампус первой Школы детского инициативного бюджетирования, в котором приняли участие и обучающиеся Городищенской школы № 1. Региональным комитетом финансов было отобрано 47 команд из всех городских округов и муниципальных районов Волгоградской области. Программа включала теоретический и практический курсы по основам инициативного бюджетирования от преподавателей Волгоградского института управления — филиала РАНХиГС. По итогам обучения состоялась конкурсная защита командами своих проектов. Путём открытого прямого голосования команда ГСШ № 1 заняла 2-е место и была удостоена сертификата в четверть миллиона рублей на открытие школьного телевидения «Юность ТV».   


Команда городищенской школы № 1 была удостоена сертификата в четверть миллиона рублей на открытие школьного телевидения «Юность ТV»

Отметим, Школа детского инициативного бюджетирования — пилотный компонент региональной программы поддержки местных инициатив, позволяющий обеспечить привлечение юного поколения к решению общественно значимых вопросов, мотивировать их к формированию активного гражданского поведения.

В завершение подчеркнём, что в Волгоградской области уделяют особое внимание вопросам создания инфраструктуры и условий для самореализации молодого поколения. Губернатор Андрей Бочаров регулярно проводит встречи с молодёжью, их инициативы учитываются при формировании и воплощении в жизнь проектов развития. 

Материал опубликован в рамках проекта «Быть молодым»