Заболевания органов зрения входят в число «лидеров» заболеваемости детского возраста.
Орган зрения – важнейший канал информации, около 90% которой поступает в центральную нервную систему через зрительный анализатор. При этом глаз – сложный оптический прибор.
Зрение ребенка, в отличие от зрения взрослого человека, находится в процессе становления и совершенствования.
С первых дней жизни ребенок видит окружающий его мир, но лишь постепенно начинает разбираться в том, что он видит. Только в возрасте 5-6 месяцев дети начинают выбирать игрушки по цвету. Однако, осознанное ощущение цвета формируется к 3 годам жизни ребенка, именно с этого возраста он начинает правильно определять цвет окрашенных предметов и игрушек.
Продукция слезной жидкости начинается лишь на 2 месяце жизни ребенка. Таким образом, ребенок в течение 1,5 – 2 месяцев «плачет без слез».
Параллельно с ростом и развитием всего организма наблюдается и формирование его оптической системы. Это длительный процесс, особенно интенсивно протекающий в период между годом и пятью годами жизни ребенка. В этом возрасте значительно увеличивается размер глаза, вес глазного яблока, его преломляющая сила.
Это, естественно, сказывается на изменении остроты зрения. Острота зрения, равная 1,0 (т.е. норме) формируется у детей не сразу и заметно колеблется в зависимости от их возраста. Как известно, значительное большинство детей при рождении имеет дальнозоркую рефракцию, которая в дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет) все еще значительно преобладает над нормальной. И только с 6 лет наблюдается тенденция к уменьшению относительного числа детей с дальнозоркой рефракцией. Однако, в возрасте от 3 до 7 лет причиной понижения остроты зрения бывает и близорукая рефракция. Среди учащихся, поступающих в первый класс, от 15 до 20% детей имеют остроту зрения ниже единицы, правда, значительно чаще вследствие дальнозоркости. По данным многих авторов, число близоруких детей в дошкольном возрасте увеличивается почти в два раза: 1,5% — в 3 года и 3,0% — в 7 лет. Первой предполагаемой причиной является повышение зрительных нагрузок без соблюдения элементарных требований к гигиене зрения. Именно на этот возраст приходится и реализация наследственного фактора. Эти данные говорят о необходимости самого пристального внимания к зрению детей и максимального расширения профилактических мероприятий. Начинать их следует с дошкольного возраста, когда еще можно способствовать правильному возрастному развитию зрения.
В последние годы в происхождении близорукости среди экзогенных факторов большое значение отводится зрительной работе, связанной с напряжением аккомодационного аппарата глаза. У части детей, особенно младшего возраста, наблюдается слабая способность аккомодации. Это в большой степени определяется недостаточным развитием специальной (цилиарной мышцы), управляющей процессом аккомодации (изменением формы и размера хрусталика глаза). Детям нередко трудна зрительная нагрузка, особенно, если она чрезмерная.
Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная в гигиеническом отношении организация занятий как в организованных коллективах, так и в домашних условиях. Дома дети особенно любят рисовать, выполнять различные работы с детским конструктором, а в последние годы на первый план выходят гаджеты. Эти занятия на фоне большого статического напряжения требуют постоянного активного участия зрения. Поэтому родители не должны пускать детей в «самостоятельное плавание» и следить за характером деятельности ребенка дома. Прежде всего, следует ограничить длительность занятий, связанных с напряжением аккомодации глаза. Достигнуть этого можно при своевременной смене во время занятий разных видов деятельности. Чисто зрительная работа не должна превышать 5-10 минут в 3-4 года и 15-20 минут в 5-6 лет. После таких занятий можно переключить внимание детей на занятия, не связанные с напряжением зрения (пересказ прочитанного, чтение стихов, игры).
Общая продолжительность занятий дома в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3 до 5 лет и 1 часа в 6-7 лет. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня, и чтобы между утренними и вечерними занятиями было достаточное количество времени для активных игр, пребывания на воздухе, трудовой деятельности.
К общегигиеническим профилактическим мерам относится и поза детей во время занятий, которая не только уменьшает общее утомление, предупреждает нарушение осанки, но и способствует сохранению зрения. Если мебель соответствует росту ребенка, он ровно держит туловище, голову, плечи, не нагибается, не вытягивается во время занятий. При таком положении туловища расстояние между глазами ребенка и рабочей поверхностью равно 30–35 см, что обеспечивает наилучшие условия для зрительной работы.
Следует помнить, что повышенную нагрузку на органы зрения дают не только чтение и просмотр телепередач, но и игры с конструктором, лепка, выкладывание мозаики. Несмотря на возрастающую популярность «развивающих» игр, следует помнить о чувстве меры – продолжительность таких игр не должна быть более 20 минут единовременно и более 60 минут за весь день. Просмотр ТВ, видеоигры и игры за компьютером для детей до трех лет запрещены. С трех до четырех лет время просмотра ТВ передач или игры за компьютером – 20 минут, в пять-шесть лет – 30 минут в день (по 15 минут с 30 минутным перерывом). Необходимо регулировать не только частоту, длительность, но и создать благоприятные условия просмотра. Дети должны смотреть только специальные детские передачи, при этом оптимальное расстояние от экрана – 2,0-5,5 м (в зависимости от его величины). Дети должны сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате при этом должно быть обычное естественное или искусственное освещение. Нельзя смотреть ТВ в полной темноте. Важно только, чтобы свет от других источников не попадал в глаза.
К организации светового режима в квартире, в которой находятся и занимаются дети, следует подходить комплексно, с гигиенических позиций. Размещенные на окнах комнатные растения значительно ухудшают освещенность. Завешивать окна следует только светлыми занавесками по краям оконного проема (на 10-15 см за его край), но ни в коем случае не закрывать верхнюю часть окна.
Запыленность и загрязненность окон приводит к понижению освещенности на 40%.
У ослабленных, часто болеющих детей, отстающих в физическом развитии, отмечается большее снижение остроты зрения и замедление темпа возрастной эволюции рефракции по сравнению со здоровыми детьми того же возраста. Ослабленный перенесенным заболеванием организм является более благоприятной почвой для развития близорукости. После перенесенных инфекционных заболеваний надо проверить остроту зрения ребенка. Детей, ранее имевших аномалию рефракции, следует направить к офтальмологу.
В разгаре летний сезон с его высокой солнечной активностью в нашем регионе. Взрослые, как само собой разумеющееся, достали солнцезащитные очки. А кто-то и не убирал их, памятуя о том, что носить их необходимо в солнечные дни и снежной зимой. Вопреки общеутвердившемуся мнению, детям солнцезащитные очки нужны гораздо больше, чем взрослым. Зрение ребенка, в отличие от зрения взрослого человека, находится в процессе физиологического развития и совершенствования, и этот фактор обусловливает повышенные гигиенические требования.
Реакция зрачка на свет – физиологическое явление, данное нам природой, таким образом сетчатка защищается от избытка света. А вот наша задача – помочь своим глазам. И первым эффективным помощником станут правильно подобранные солнцезащитные очки. В магазинах «Оптики» сейчас представлен широкий выбор очков. Как само собой разумеющимся является факт приобретения очков только в специализированных магазинах «Оптики». Сейчас существует замечательная опция для тех, кто носит корригирующие очки, — тонирование стекол. Современные тонировки представлены в широком спектре по тону и степени затемнения, но все они обеспечивают стопроцентную защиту от ультрафиолета. А степень затемнения может быть разной, в зависимости от того, где носить очки. Для затемнения в городе достаточно первой-второй степени, третья будет оптимальной для комфортного ношения на солнце. Четвертая степень используется для профессиональной тонировки очков летчикам и альпинистам. При покупке обращается внимание на маркирующий стикер на оправе или наличие информации на вкладыше, который вкладывается в футляр.
Защита от ультрафиолета маркируется термином: «UV- protect», что обозначает UltraViolet — ультрафиолет. Если вы видите маркировку «UV-400», это означает, что стёкла не пропустят к глазам все 100% ультрафиолетового излучения. При маркировке UV-380 — 95%. К буквам может прибавляться также указание на тип ультрафиолетовых лучей B или А. Первый тип — самые опасные.
Чем моложе ребенок, тем выше должна быть защита от ультрафиолета. Очки ведь защищают нашу сетчатку, хрусталик и роговицу. Для детей наряду со второй-третьей степенью защиты необходимо предусмотреть и гибкие дужки оправы.
Изложенные несложные приемы по гигиене зрения детей – прямой путь к сохранению зрения у современных детей и подростков.
Заведующий отделом комплексных прогрпмм детского населения ГБУЗ «ВРЦОЗ и МП» С.В.Сарванова
http://mr34.ru/2022/06/27/12345678901234567890/(откроется в новой вкладке)