Вопросы о влиянии движения на здоровье человека являются очень важной проблемой современности. Много веков назад человеку приходилось активно двигаться, чтобы добыть пищу, построить жилище, изготовить одежду и т.д. Закрепленная тысячелетиями в генетическом коде человека норма двигательной активности сохранилась. Поэтому говорят, что наше тело создано для движения. Механизация и автоматизация на производстве и в быту привели к тому, что человек затрачивает сейчас всего 5-10% тех физических усилий, которые он тратил в начале века. Результатом этого явилась гиподинамия, пагубное влияние которой настолько велико, что специалисты рассматривают ее как болезнь.
Малоподвижность становится отличительной чертой жизни современного человека уже с детского возраста. Дети во всем мире все меньше двигаются; физически активные игры вытесняются всевозможными гаджетами. Недостаточная физическая активность детей может иметь последствия для их здоровья на всю оставшуюся жизнь. Гиподинамия проявляется в снижении сопротивляемости организма простудным и инфекционным заболеваниям, на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе она может привести к ожирению. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает, что недостаточная физическая активность — четвертый по значимости фактор риска, на долю которого приходится 6% случаев смерти в мире. Физическая активность важна в любом возрасте — и в детском, и во взрослом. Но в детском возрасте, когда формируются основные системы растущего организма, когда от того, насколько гармонично развивается малыш, зависит его здоровье на долгие годы — физическая активность важна особенно. Физическая активность помогает укрепить сердце и легкие, стать более гибкими, укрепить кости, поддерживать оптимальный вес, снизить риск многих заболеваний, повысить самооценку, улучшить результаты в учебе, иметь хороший внешний вид. Но, чтобы ребенок был физически активным, такой образ жизни должен поощряться в семье, родители должны постоянно подавать пример своим детям, много двигаться, бывать с ними на свежем воздухе и т.п.
Основная задача — сформировать у детей правильное отношение к физической активности и приучить их к движению с самого раннего детства. Важно помнить: чтобы получить пользу для здоровья от физических упражнений, необходимо заниматься ими с детства и продолжать занятия ежедневно всю жизнь.
Для детей разного возраста разработаны свои нормы физической активности.
Дети до года Новорожденный ребенок большую часть времени спит и не активен физически. Первый год жизни — главный, ребенок знакомится с мамой и папой, окружающим миром, учится общаться, познает мир во всех его проявлениях. Чтобы развить моторные навыки младенца, необходима помощь мамы и папы. Развитие движений ребенка в течение первого года жизни идет очень быстрыми темпами, причем прогресс, достигаемый в этом отношении за двенадцать месяцев, поразителен. И обязательные составляющие развития движений ребенка — гимнастика и массаж. Массаж помогает развиваться неокрепшим мышцам, нервной, пищеварительной и сердечнососудистой системам. А помочь правильно управлять движениями малыша может специалист по детскому массажу. В обязательном порядке в режим дня должны быть несколько раз в день включены активные игры с участием взрослых. Игры должны быть, в том числе и на полу, так как ребенок должен учиться ползать, толкать, тянуть.
Детям от года до 5 лет в течение дня ежедневно надо двигаться не менее 180 мин. Это могут быть и запланированные занятия, и различные подвижные игры. Постепенно к 5 годам по рекомендации ВОЗ ребенок должен из этого времени минимум 60 мин в день двигаться очень активно. Эта деятельность должна быть веселой, доставлять ребенку радость и, кроме того, должна быть направлена на исследование чего-то нового. Детям в этом возрасте еще рано заниматься организованным спортом, так как они не могут понять правила спортивной игры и их действия еще недостаточно согласованные. Зато очень полезно ходить, бегать, плавать, танцевать, бросать и ловить мячи, летающие тарелки. По мере взросления дети могут начать прыгать через скакалку и кататься на велосипеде.
Для детей от 6 до 9 лет рекомендуется ежедневно минимум 60 минут физической активности от умеренной до высокой, включая 3 раза в неделю интенсивные физические нагрузки и не менее 3-х раз в неделю рекомендуется выполнять упражнения, направленные на укрепление мышц и костей (бег, прыжки со скакалкой, теннис). Если родители хотят записать ребенка в спортивную секцию, необходимо обязательно пройти общий осмотр в детской поликлинике. В этом возрасте следует выбирать вид спорта, где правила несложные, занятия проходят весело и ребенок получает удовольствие. Желательно почаще ходить пешком, играть в футбол, кататься на лыжах и коньках.
Детям постарше, от 10 до 12 лет, рекомендуется не менее 60 минут ежедневной физической активности (от умеренной до высокой), в т.ч. 3 раза в неделю высокоинтенсивные физические нагрузки и занятия, направленные на укрепление мышц и костей. Дети достигают половой зрелости в разное время. Антропометрические размеры, сила и зрелость в этой возрастной группе у детей очень отличаются. Но в основном, все они вполне готовы к занятиям командными видами спорта, боксом, боевыми искусствами, к спортивным походам. Организованного спорта таким детям недостаточно. Им надо быть активными ежедневно: много ходить пешком, кататься на велосипеде, прыгать через скакалку, упражняться на разных спортивных комплексах, которые установлены сейчас на детских площадках практически в каждом дворе. Желательно, чтобы ребенок в школу и из школы ходил пешком, не пользовался лифтом. Родителям следует привлекать ребенка покупать продукты, убираться в квартире и т.д.
Подросткам 13-17 лет рекомендовано не менее 60 минут физической активности (от умеренной до высокой) ежедневно, в том числе не менее 3-х раз в неделю занятия с большой интенсивностью и, по крайней мере, три дня в неделю, занятия, направленные на укрепление мышц и костей. Все физкультурные занятия должны проводиться весело и желательно вместе с друзьями, в команде. Подростки обычно после школы охотно участвуют в фитнес-занятиях, активно двигаются (ходьба, езда на велосипеде, катание на роликах, на скейтбордах), принимают участие в спортивных состязаниях, ходят в походы. Очень хорошо, если подростки будут работать по дому, в саду, покупать продукты, убираться и т.п. А родителям необходимо обеспечить полную безопасность ребенка при его активных занятиях, особенно при езде на велосипеде, катаниях на роликах и скейтбордах, при игре в футбол. Дети обязательно должны использовать средства индивидуальной защиты (шлемы, наколенники, перчатки).
Двигательная активность каждого ребенка индивидуальна. Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физической культурой, так как он сам любит двигаться и охотно выполняет любые новые задания. При отсутствии у ребенка желания заниматься надо понять причины такого отрицательного отношения к занятиям и учитывать это в дальнейшем. Движения оказывают всесторонне влияние на организм человека, и это неизмеримо важно для растущего детского организма. Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет очень высокие требования к основным функциональным системам и оказывает на них тренирующее действие. При активных движениях, особенно циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. А недостаток движений вызывает изменения в центральной нервной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, нарушению обмена веществ в организме, а также к уменьшению функциональных возможностей сердечнососудистой, дыхательной систем и к снижению работоспособности организма. Двигательная активность способствует развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Особенно важно поддерживать в детях желание и умение преодолевать препятствия, самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от тех конкретных условий, которые сложились в данный момент.
Двигательная активность ребенка способствует развитию мышечной силы, увеличивает энергетические резервы организма, и это создает предпосылки к выполнению еще больших по объему и интенсивности нагрузок.
Ученые установили прямую зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, мышлением, развитием речи. Физические упражнения нормализуют сон, улучшают настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
В научной литературе существует понятие «биологической достаточности движений». Это количество движений, необходимое для нормального развития малыша. Естественно, в зависимости от возраста это количество меняется: чем старше ребенок, тем большее число движений он должен совершать для нормального развития. Не следует требовать от детей одинаково высоких результатов при выполнении различных движений или в играх. Надо уметь увидеть неповторимость каждого ребенка и дать ему возможность почувствовать полную свободу самовыражения.
Следует помнить, что игры с движениями и в движении — это самые счастливые минуты в жизни каждого ребенка. Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно ( и нужно! ) заложить прочные основы хорошего здоровья и гармоничного развития ребенка.
Материал подготовлен специалистом
по связям с общественностью ОКПДН ГБУЗ «ВОЦМП»
Корниенко Д.Г.