О пенсиях, выплатах и кодовом слове

С наступлением нового 2021 года большинству граждан, получающих денежное обеспечение от Пенсионного фонда РФ, выплаты начисляются в новом проиндексированном размере. Об этих нововведениях и прочих изменениях в данной сфере обозреватель «Междуречья» побеседовала с заместителем руководителя клиентской службы в Городищенском муниципальном районе Марией ИГОЛЬНИКОВОЙ.

— Мария Анатольевна, расскажите, пожалуйста, какие категории получателей выплат коснулась ожидаемая индексация?

— С января текущего года страховые пенсии неработающим пенсионерам проиндексированы на 6,3% в автоматическом режиме. Эта цифра превышает прошлогоднюю инфляцию на 2%. Таким образом, в Городищенском районе размер пенсии увеличился у 14216 граждан. А с 1 февраля на 4,9% была проиндексирована ежемесячная денежная выплата – самая массовая социальная выплата в России, которая в настоящее время выплачивается Пенсионным фондом РФ 5108 федеральным льготникам, включая инвалидов, ветеранов боевых действий, граждан, подвергшихся воздействию радиации, и иных категорий. Также на 4,9% проиндексирован набор социальных услуг.

Отдельные категории граждан получат проиндексированную социальную пенсию, начиная с апреля. Размер индексации составит 2,6% от получаемого размера пенсии. Кроме того, с 1 февраля на 4,9% увеличился размер социального пособия на погребение пенсионеров.

— Возможно ли по-прежнему выбирать, в какой форме получать социальные услуги?

— Конечно. Федеральные льготники, имеющие право на получение набора социальных услуг, могут определять для себя, получать социальные услуги в натуральной форме или в денежном эквиваленте. При этом важно подчеркнуть, что законодательство предусматривает замену набора социальных услуг деньгами как полностью, так и частично.

— А что касается материнского капитала, что нового можно отметить?

— Материнский капитал на протяжении многих лет является хорошим подспорьем для большинства семей. Его размер в течение нескольких лет оставался неизменным, то есть не подлежал индексации. Но с начала текущего года произошло его второе повышение за 2 года. Размер индексации в текущем году составил 3,7%. Так, если право на материнский капитал возникло до 2020 года или в 2020 году в связи с рождением первого ребёнка, он возрастёт до 483 882 рублей. Если капитал был получен на второго ребёнка в 2020-2021 году, но за первого ребёнка семья его не получала, то капитал возрастёт до 639 432 рублей. Сама программа материнского капитала продлена до 2026 года.

— Многие граждане также уже оценили нововведение ПФР по представлению сертификата на материнский капитал в проактивном режиме. Что это значит?

— С 15 апреля 2020 года сертификат оформляется автоматически по факту рождения ребёнка. Эта услуга стала первой, которая оказывается Пенсионным фондом в проактивном режиме, то есть без подачи заявления. Теперь сведения о рождении ребёнка поступают в Пенсионный Фонд напрямую от органов ЗАГС через систему межведомственного взаимодействия, и после дополнительной проверки Пенсионный фонд оформляет электронный сертификат и уведомляет об этом родителей. Уведомление о выдаче сертификата поступает в личный кабинет на сайте ПФР и на портале госуслуг.

Кроме того, Пенсионным фондом реализована также возможность получения в проактивном режиме СНИЛС для новорождённых детей. Родителям больше не требуется оформлять СНИЛС на детей, родившихся с 15 июля 2020 года. Пенсионный фонд самостоятельно пришлёт номер в личный кабинет мамы, зарегистрированной на портале госуслуг.

— Какие ещё положительные новшества появились за последнее время?

— Следующим шагом по упрощению процесса реализации пенсионных прав стало беззаявительное назначение выплат инвалидам. Так, после того, как данные об установлении инвалидности поступают в Федеральный реестр инвалидов, территориальный орган ПФР самостоятельно назначает гражданину ежемесячную денежную выплату и пенсию по инвалидности. От человека требуется только заявление о предпочитаемом способе доставке пенсии, которое можно подать через личный кабинет на портале госуслуг или на сайте ПФР. Если же ранее ему были установлены выплаты по линии ПФР, заявление о доставке также предоставлять не требуется.

— На сегодняшний день многие услуги ПФР можно получить, не выходя из дома. Расскажите поподробнее об этой возможности.

— Интернет в наши дни стал неотъемлемой частью жизни большинства людей всех возрастов. С современными технологиями давно знакомы не только молодёжь, но и пенсионеры. Вот и получение услуг ПФР в дистанционном режиме – это не только удобно, но и быстро, и безопасно. Все услуги и сервисы, предоставляемые ПФР в электронном виде, объединены в личном кабинете на сайте www.pfr.gov.ru. В настоящее время в личном кабинете гражданина доступно более шестидесяти услуг, обратиться за получением которых можно без визита в клиентскую службу. Сервисы кабинета охватывают большинство направлений деятельности Пенсионного фонда и предоставляемых гражданам выплат, поэтому использовать кабинет могут не только пенсионеры, но и те, кто только формирует пенсию или имеет право на материнский капитал и другие социальные выплаты. Так, пенсионеры и предпенсионеры могут получить через кабинет необходимые справки, в том числе для дистанционного предоставления в другие организации. Работающим россиянам в кабинете доступна информация о пенсионных коэффициентах, накоплениях, стаже и отчислениях работодателей на пенсию. Владельцы сертификатов на материнский капитал найдут в кабинете информацию о расходовании средств и их актуальной сумме.

— С чего нужно начать гражданину, чтобы получать услуги ПФР в электронном виде?

— Для начала потребуется пройти регистрацию на Едином портале государственных услуг (gosuslugi.ru) и иметь подтверждённую учётную запись. Логин и пароль, указанные при регистрации на портале госуслуг, используются и для входа в личный кабинет на сайте ПФР. Для граждан, у которых отсутствует возможность воспользоваться электронными сервисами ПФР с домашнего компьютера или мобильного телефона, в клиентской службе установлен «гостевой» компьютер с выходом на портал госуслуг и сайт ПФР, где размещён личный кабинет. Гостевой компьютер установлен в зоне самообслуживания, любой посетитель может получить услуги ПФР, а также иные государственные услуги в электронном виде. При необходимости специалист клиентской службы окажет помощь.

— Есть ли ещё способы дистанционного получения услуг ПФР?

— Да, например, таковым является персональное телефонное консультирование граждан с использованием кодового (секретного) слова. Кодовое слово – это своеобразный пароль, который применяется для дополнительной идентификации личности. Оно даёт возможность при звонке на горячую линию получить по телефону консультацию по вопросам, содержащим персональные данные гражданина. Устанавливается кодовое слово по заявлению гражданина, которое может быть подано им лично или через представителя в клиентской службе любого территориального органа ПФР, либо через личный кабинет на сайте ПФР.

– Могут ли граждане получить государственную услугу на личном приёме в клиентской службе?

– Конечно, в современном обществе всё большую популярность приобретёт получение государственных услуг в электронном виде. Однако жизненные ситуации бывают разные, поэтому всё-таки ещё остаётся возможность подачи необходимого гражданам заявления привычным для пожилых жителей района способом – при личном обращении в клиентскую службу Городищенского района, которая осуществляет приём по понедельникам, вторникам, четвергам по предварительной записи.

— Что можете сказать об электронных трудовых книжках? Есть ли у них преимущества перед печатным вариантом?

— С 2020 года в России была введена электронная трудовая книжка. Это новый формат хорошо знакомого всем работающим россиянам документа. Преимуществом электронной трудовой книжки является возможность для работника быстро и в любое время получить информацию о своей трудовой деятельности. Сведения из электронной трудовой книжки каждый россиянин может посмотреть в личном кабинете гражданина на сайте ПФР или портале госуслуг, а также через соответствующие приложения для смартфонов. При необходимости эту информацию можно получить в виде бумажной выписки. Предоставить её сможет нынешний или бывший работодатель (по последнему месту работы), а также Пенсионный фонд России или МФЦ. Данная услуга предоставляется без привязки к месту жительства или работы человека. На данный момент в Городищенском районе переход на электронные трудовые книжки произведён 838 работодателями в отношении 16 646 застрахованных лиц. При этом хотелось бы напомнить о необходимости сохранять бумажную трудовую книжку, поскольку она является источником сведений о трудовой деятельности до 2020 года. В электронной версии фиксируются только сведения начиная с 2020 года.

— Как видим, в последнее время Пенсионным фондом для удобства граждан сделано немало.

— Да, жизнь не стоит на месте. Государство подстраивается под потребности людей, всячески поддерживая их материально. Начавшийся 2021 год принёс некоторым гражданам финансовое облегчение. Так, всё больше семей улучшают свои жилищные условия благодаря расширенной программе материнского капитала, что не может не сказаться положительно на качестве жизни. Финансовым подспорьем являлись и единовременные выплаты на детей по указам Президента РФ. Надеемся и в дальнейшем стремиться к качественной реализации государственных задач и функций, возложенных на органы Пенсионного фонда.