Модератором встречи выступил координатор Независимого общественного мониторинга, член Общественной палаты Волгоградской области Антон Лукаш.
Участие в круглом столе приняли: Александр Брод — член Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, директор Московского бюро по правам человека; Татьяна Гензе — председатель Общественной палаты Волгоградской области; Светлана Казачёнок — член Общественной палаты России, Светлана Суховерхова — ответственный секретарь Союза журналистов России в Волгоградской области; Евгений Князев — председатель Общественной палаты Волгограда; Сергей Панкратов — доктор политических наук, заведующий кафедрой международных отношений, политологии и регионоведения Института истории, международных отношений и социальных технологий Волгоградского государственного Университета, эксперт Независимого общественного мониторинга; Наталья Фатеева –член Избирательной комиссии Волгоградской области с правом решающего голоса; Александр Чечуров — руководитель РИК, заместитель секретаря Волгоградского регионального отделения партии «Единая Россия»; Дмитрий Калашников — руководитель фракции «Справедливая Россия», заместитель председателя Волгоградской областной думы и Григорий Зданович — эксперт Независимого общественного мониторинга.
На мероприятии состоялась презентация доклада Фонда исследования проблем демократии «Общественное наблюдение на общероссийском голосовании по поправкам в Конституцию Российской Федерации: о ходе подготовки в условиях ограничительных мер, связанных с распространением коронавируса», а также обсуждены вопросы подготовки к общероссийскому голосованию со стороны институтов гражданского общества региона (организация работы с наблюдателями, общественный мониторинг, противодействие фейковой информации, экспертная оценка).
По решению Президента день голосования по поправкам в Конституцию РФ назначен на 1 июля 2020. Голосование пройдет при широком участии общественных наблюдателей. Этот независимый институт, подготовку которого взяла на себя Общественная палата РФ и региональные Общественные палаты, хорошо зарекомендовал себя на предыдущих выборах федерального и регионального масштабов, сделав избирательный процесс более прозрачным, открытым и легитимным.
По словам Александра Брода, несмотря на ограничительные меры, введенные в российских регионах из-за коронавируса, система Общественных палат вела очень интенсивную работу в онлайн режиме по подготовке к общественному наблюдению, получено порядка 128000 заявок от граждан, общественников, представителей политических партий, готовых принять участие в голосовании в качестве наблюдателей.
Александр Брод заявил, что интерес граждан к конституционной реформе и к самим поправкам не ослабевал, несмотря на ограничения и трудности, вызванные коронавирусом. Эксперт подчеркнул, что россияне как значимые выделяют поправки, затрагивающие социальную сферу, в частности, в поправку о доступной, качественной медицинской помощи (95%). Важной считают и поправку, обеспечивающую защиту государственной целостности и неделимости страны — 88% опрошенных. Поправку о защите исторической памяти, недопущение фальсификации истории выделяют 89% респондентов. Также поддерживают поправку о защите природы, сохранении уникального природного многообразия страны (93%). Эксперт не сомневается, что явка на голосование будет высокой. По его словам, институт общественного наблюдения показал свою эффективность во время президентских выборов и сейчас в соответствии с законом представляет именно интересы гражданского общества.
Механизмы общественного наблюдения, его правовые основы отражены в докладе Фонда исследования проблем демократии, который был презентован 12 мая и размещен на сайте федеральной Общественной палаты. Подробно с ним можно ознакомиться здесь. Александр Брод остановился на ключевых тезисах. Во-первых, помимо общественных организаций в наблюдении могут принимать участие и политические партии, и обычные граждане. Во-вторых, ограничение количественного присутствия наблюдателей на участке голосования не предусмотрено. Также Общественная палата Российской Федерации вправе назначать
наблюдателей в ЦИК РФ, и впервые ОПРФ получила возможность назначать одного и того же наблюдателя в несколько наблюдательных комиссий, — такая мера – хорошее юридическое обеспечение практики «мобильных групп».
Подробно обсудили участники круглого стола и базовые документы для наблюдателей. Это так называемый Золотой стандарт наблюдателя, где прописана последовательность контроля в день голосования. Второй документ — Кодекс этики наблюдателя, который, прежде всего, гласит, что наблюдение носит гласный, открытый характер, а данные, полученные в ходе наблюдения, подлежат оценке в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, в документе сказано, что наблюдение основывается на использовании объективной, достоверной и проверенной информации. Наблюдатели руководствуются принципами честности и добросовестности, уважении прав и законных интересов участников общероссийского голосования.
«Эти нормы очень важны и ценны при том, что конституционная реформа в России проходит при большом напоре критиков внутри и извне. Есть те, которые ставят под сомнение легитимность процедуры, даже подготовили петицию в Совет Европы в ПАСЕ. Навязываются дискуссии об организации агитации в период проведения реформы, хотя законодательство не предусматривает агитацию. Это понятие неприменимо к процедуре общероссийского голосования, где нет конкурентной борьбы политических партий, кандидатов, столкновения программ, интересов, а лишь идет информирование по сути поправок, по процедуре голосования, и мы это видим в ежедневном режиме», — отметил Александр Брод.
Председатель Общественной палаты Волгоградской области Татьяны Гензе отметила высокую активность организаций, пожелавших принять участие в наблюдении — «Наши общественники, люди хотят принимать участие в этом процессе. В период распространения коронавируса граждане почувствовали на себе заботу государства, им оказана реальная поддержка, что повиляло на их желание принимать участие в общественном наблюдении, а не просто быть избирателями. Я думаю, что 1 июля жители Волгоградской области придут на участки всех форматов. А у нас есть все ресурсы и возможности для того, чтобы процесс общественного наблюдения во время голосования сделать качественным, грамотным и во взаимодействии с Избирательной комиссией Волгоградской области».
Как отметила представитель регионального Избиркома Наталья Фатеева, в организации общественного голосования на территории региона примут участие около 14000 членов избирательных комиссий всех уровней. Подготовка идет полным ходом. Избирательные бюллетени в количестве 1 840 319 штук будут изготовлены 4 июня и переданы в избирательной комиссии Волгоградской области. Для информирования участников голосования на официальном сайте ИКВО создан специальный раздел, в котором размещена вся актуальная информация, связанная с общероссийским голосованием. Для оперативного информирования также запущен телеграмм-канал, который называется «Общероссийская голосование. Волгоградская область». «Основные приоритеты нашей работы – это законность, гласность процедур, а также обеспечение безопасности здоровья участников голосования и членов избирательных комиссий в условиях нынешней санитарно-эпидемиологической ситуации», — подчеркнула Наталья Фатеева.
Об активной подготовительной работе и готовности включиться в общественное наблюдение заявила Общественная палата Волгограда, представители политических партий, у которых заключены соглашения с ОПВО по наблюдению за ходом голосования. Обязательно подключится к процессу и Союз журналистов России.
«Информационная борьба есть, — констатировал Антон Лукаш. — В информационное пространство прорываются фейки, полуправда, которая может замутнить восприятие процесса. Наша задача — и в регионе она выполняется неплохо- создавать систему, в которой фейкам будет неуютно. Вопрос достоверности информации ключевой. При этом мы все понимаем, что всероссийское голосование – это свободное волеизъявление. Если у человека есть позиция, он её должен выразить, а наша задача, в том числе как организаторов общественного наблюдения, создать пространство, где человеку будет комфортно и понятно, где он получит возможность сделать осознанный выбор и будет защищен от информационного воздействия. Человек должен делать выбор самостоятельно, на основе собственного анализа, понимая, что он выбирает, почему он выбирает, и как это касается его будущего».
По мнению Сергея Панкратова накануне голосования и во время него возможно появление фейков, провокационной информации, вводящей в заблуждение участников голосования, поэтому и участникам голосования, и наблюдателям необходимо перепроверять информацию, которая вызывает сомнение. Эксперт отметил, что у Общественной палаты Волгоградской области,
экспертного сообщества, наблюдателей есть большой опыт работы на президентских выборах, выборах в областную думу по профилактике и пресечению фейков в рамках правового поля.
Григорий Зданович, который занимается мониторингом сообщений в сети о нарушениях на выборах добавил, что когда только начинал эту работу несколько лет назад, то интернет был полон сообщений о нарушениях, причем большинство из них были ложные, другая часть просто не подтверждалась. Существует практика, когда некоторые люди осуществляют вброс абсолютно непроверенной информации, но после предложения со стороны участников общественного мониторинга о помощи в фиксации правонарушения, эти распространители просто прекращают общение, исчезая из сети, при том, что проверка показывает недостоверность их информации.
Подводя итоги, участники круглого стола выразили уверенность, что информационная безопасность в Волгоградской области будет на хорошем уровне. Активность людей действительно высокая, работа по информированности ведется и будет продолжена, а общественное наблюдение регион сможет реализовать квалифицированно и качественно.