Атаманство — не награда, а ежедневная работа

Урюпинец Владимир Скабелин шесть лет занимает должность атамана Донского казачьего войска Союза казаков России. Накануне празднования тридцатилетия создания Хоперского округа и 450-летнего юбилея служения казачества мы встретились с ним, чтобы поговорить о сегодняшней деятельности казаков.
 — Владимир Васильевич, расскажите немного о себе.


 — Фамилия моя схожа с названием хутора Скабелинского, где я родился. Прадед был атаманом станицы Михайловской, дед воевал в Великую Отечественную, вернулся домой инвалидом. Отец всю жизнь работал на заводе «Сельхоззапчасть» токарем, а я фотографией занялся.
В семье нашей всегда присутствовали казачьи принципы — послушание детей и уважение к старшим. Помню, как заигрался с ребятишками и случайно матом заругался. Соседский дед говорит: «Вова, подь сюда! Скажи своему деду, чтоб он тебя наказал за сквернословие!» И я шел с повинной к деду, а тот наказывал за такие дела, но не строго. Сейчас я благодарен предкам за такое воспитание. Знаю, что за каждым поступком следует ответственность.
— Семейное древо пробовали восстановить?
— Занимался этим несколько лет – пересматривал поминальники, находил имена родных с 1800 года рождения. Более глубокие корни затеряны во времени.
— Когда начали заниматься возрождением казачества?
— Осознанно приобщаться к казачьей жизни начал в 2012 году, вступив в «Союз казаков России». Через год мне предложили быть наказным, то есть назначенным атаманом. Я отказался — атамана народ выбирает. В итоге голосованием на казачьем круге с 2014 года я стал атаманом «Союза казаков России», в состав которого входят Волгоградская, Воронежская, Липецкая области, Калмыкия, часть Саратовской области и Кавказа. К тому времени появились и предпосылки к общественной работе — экологические встряски, да и городу была нужна реальная помощь.
— Вы имеете в виду никелевые разработки в Воронежской области?
— Да. Мы должны сохранить природу Прихоперья для будущих поколений, поэтому предпринимаем все законные способы по обеспечению экологической безопасности. Например, пять лет отслеживаем химический состав хоперской воды. Последние пробы в нашем районе успокаивают — показатели в пределах нормы.
— Как вы относитесь к митингам, которые организуют другие казачьи общества?
— Санкционированные митинги нужны, если они приносят пользу и народ в публичных выступлениях нуждается. А когда за трибуной кто-то демонстрирует ораторские способности, какой от этого толк? Казаки обязаны защищать интересы государства, а не выкрикивать обвинения в адрес своих земляков и разжигать внутренние конфликты. Казаки до последнего вздоха были верны своему Отечеству и царю, которому они присягнули. Во Внутреннем уставе казачьих обществ прописано, что казачество обязано оказывать содействие государственным органам в военно-патриотическом воспитании молодежи, их подготовке к военной службе.
Казачья жизнь всегда была связана с воинской обязанностью, а уж атаману знания армейского дела обязательны, чтобы хотя бы уметь построить казаков в шеренгу и показать строевой шаг. Я отслужил два года в армии. Нас учили, как развернуть взвод, как с оружием управляться и как новичков приобщать к военному делу.
— Сегодня есть казаки, внесенные в Государственный реестр, есть и нереестровые. Какие из них ближе к корням?
— Это не имеет значения. Казачьих обществ может быть много, главное, чтобы цель была — мир в стране и умиротворение в человеческих душах. Пользуясь случаем, хочу призвать всех казаков Хоперского края к взаимному пониманию, солидарности и настоящей дружбе. Только так мы сможем поддерживать стабильность и законный порядок в родном крае.
— Молодые казаки вашего казачьего общества наряду с городским казачьим обществом стараются помогать городу. Не обидно, что другие пассивны?
— Мы рады помочь чем можем: стараемся облагораживать станицы, несем службу на городских мероприятиях, крестных ходах и православных выставках.
— Современный казак должен быть православным?
— Если у народа отнять веру и историю, он превратится в управляемую толпу. Историю казачества стерли в советские годы. Теперь пытаются исказить православие. Этого допустить нельзя, потому что на православии заждутся моральные принципы русского народа.
— Что сделано за последние годы для возрождения казачества?
— Если опираться на стратегию развития российского казачества, которую Президент РФ Владимир Путин утвердил в 2012 году, то намеченные планы выполнены. Мы сохранили традиции, самобытность казаков, возродили кадетские корпуса, отрегулировали воспитательный процесс среди подрастающего поколения. Но останавливаться нельзя и хорошо бы заручиться поддержкой правительства дальше. Ведь казачество и Отечество должны идти рука об руку.
— Что для вас главное в личной жизни?
— Бог, Отечество и семья. Семьдесят процентов времени уделяю делам, связанным с казачеством, остальное остается семье. Хорошо, что супруга добрая, понимающая. Считаю атаманство Божьим промыслом. Значит, для чего-то я нужен именно в этом статусе и в это время. Если честно, для меня атаманство — не награда, а большая работа, которую нужно выполнять ежедневно.