Поддержка семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, развитие в регионе системы ранней помощи малышам — эти темы стали главными на заседании Координационного совета по проведению в Волгоградской области Десятилетия детства.
С 2019 года на территории региона реализуется комплекс мер по поддержке родителей детей-инвалидов. Службы ранней помощи уже созданы в 12 муниципалитетах. Главная задача профессионалов — медиков, педагогов, психологов — своевременно выявить и снизить риски развития заболевания у малышей; при этом максимально вовлечь в процесс взрослых. Консультационные пункты также работают на базе 24 специализированных школ-интернатов, где обучаются 3,7 тысячи детей. Профильные занятия посещают родители, воспитывающие детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речевыми дисфункциями и интеллектуальными нарушениями.
«Сегодня на региональном уровне поставлена задача эффективного развития службы ранней помощи. Мы должны стремиться к тому, чтобы отделения были представлены во всех муниципальных образованиях. При этом большое внимание следует уделить созданию на площадках современных условий. Квалифицированную поддержку должен получить каждый, кто в этом нуждается», — обратилась к участникам заседания Зина Мержоева.
Система ранней помощи в организациях социального обслуживания сформирована на базе двух реабилитационных центров — «Вдохновение» и «Надежда», а также в 20 реабилитационных отделениях для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Только с начала 2019 года более 240 детей в возрасте от 0 до трех лет получили почти 50 тысяч услуг. За два года учреждения социальной защиты в 20 раз увеличили охват малышей. Это стало возможным, благодаря совершенствованию механизмов выявления семей, нуждающихся в помощи; внедрению дистанционных консультаций, обучению родителей технологиям реабилитации в домашних условиях.
Комплекс мер помощи семьям, воспитывающих детей с инвалидностью, будет детально проработан и усовершенствован — такую задачу в рамках приоритетного направления по поддержке материнства и детства поставил губернатор Андрей Бочаров перед профильными структурами. Так, с 1 сентября в образовательных организациях Волгоградской области введены 170 дополнительных ставок психологов, дефектологов, тьютеров, логопедов.
Добавим, сегодня регионе школьное образование получают свыше семи тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья. Из них 3,7 тысячи учатся в государственных организациях; более 3,3 тысячи — в муниципальных школах инклюзивно; 169 человек обучается с использованием дистанционных технологий.
Волгоградская область является участником государственной программы «Доступная среда». 240 образовательных учреждений сформировали архитектурную доступность, приобрели современное специализированное оборудование для организации образовательного процесса.
В 2020-2024 годах в рамках приоритетного регионального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» в школах-интернатах будут обновлены трудовые мастерские и кабинеты технологии, аудитории психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы, а также учебные классы и помещения для дополнительного образования.